РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ильина Валерия Владимировича
Учителя технологии
“Городской гимназии”
по реализации проекта «Моя профессия»
Пояснительная записка.
В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
Есть два способа выбора профессии. Первый - это метод “проб и ошибок”: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Экономисты подсчитали, что среднее время существования большого числа профессий приближается примерно к 8-10 годам, Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, входящих в них, что, по существу, тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.
Возможен другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте и способностях, с теми требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.
Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
Большую помощь в формировании готовности к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья окажет выполнение проекта на тему «Моя профессия»
Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского ргоjectus. Буквальный перевод означает “брошенный вперед”. В современном русском языке слово “проект” имеет несколько весьма близких по смыслу значений: во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.
Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. Он возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У. X. Килпатрика, Э. Коллинза и других.
Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Проект “моя профессия ” является творческой, завершенной работой учащихся, выполняемой ими при участии преподавателей, выступающих в данном случае в роли советчиков и консультантов.
1) подготовить учащихся к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики;
2) формирование и развитие у учащихся компетентности ориентации и адаптации на рынке труда.
Задачами являются:
· содействие профессиональному самоопределению старшеклассников, формирование у них индивидуального профессионального плана;
· повышение уровня осознания профессионального выбора и ответственности за него;
· становление у учащихся положительной трудовой мотивации;
· развитие у старшеклассников умения самопрезентации, умения планировать свою карьеру.
К основным методам работы над проектом относятся следующие:
- беседы о профессиях;
- выступление профессионалов, преподавателей, ветеранов труда;
- экскурсии в учебные заведения нашего города;
- профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузами, техникумами, ПУ;
- составление профессиональных карт.
К концу проекта учащиеся должны
знать:
- уровень готовности к профессиональному самоопределению;
- значение и потенциал проектов в становлении профессионального самоопределения личности;
- порядок подготовки и оформления пояснительной записки к проекту.
уметь:
- осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению;
- корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда;
- соотносить требования профессии к человеку с собственными личными интересами, склонностями и способностями;
- осуществлять анализ выполненной проектной работы, уметь ее презентовать.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный.
Задачи:
-утверждение организационной структуры проекта;
-утверждение плана совместной деятельности учащихся 8-10 классов входящих в состав проекта;
II этап. Ознакомительно-ориентирующий.
Задачи:
-расширить знания учащихся о мире профессий, познакомить с их классификацией, типами и подтипами профессий;
-помочь учащимся определить свои психологические особенности;
-сформировать у учащихся качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности.
III этап. Творческий.
Задачи:
-составление личного профессионального плана;
-умение выбрать из большого количества профессий одну и навсегда;
- создание материально-технической базы проекта;
- развитие познавательного интереса, творческих запросов личности обучаемого с помощью системы мероприятий.
1. Профессии наших родителей.
2. Ртищево – город железнодорожников.
3. Предприятия нашего города.
4.Учебные заведения города Ртищево.
5. Профессия-учитель.
6. Профессии нашего города.
Работа над проектом - 1 год. В проекте могут принять участие школьники 7-10классов. Группы участников проекта могут быть разновозрастными.
Учебно- тематический план работы над проектом
|
Наименование мероприятия
|
|
|
|
Сроки проведения
|
1.
|
1. Цели и задачи проекта «Моя профессия»
|
8-10
|
1
|
|
сентябрь
|
2.
|
Конкурс рисунков на тему «Мой город»
|
5-8
|
|
1
|
сентябрь
|
3.
|
Игра « Путешествие на необитаемый остров»
|
7
|
|
1
|
октябрь
|
4.
|
Новые профессии. Работа с материалом.
|
7-8
|
1
|
|
ноябрь
|
5.
|
Профориентационная игра « В мире профессий»
|
10
|
|
1
|
декабрь
|
6
|
Составление личного профессионального плана
|
9
|
1
|
|
январь
|
7.
|
Работа над темой проекта.
|
8-10
|
|
1
|
февраль
|
8.
|
Составление презентации, подбор материала.
|
8-10
|
|
1
|
март
|
9.
|
Экскурсии по учебным заведениям нашего города
|
9
|
|
1
|
апрель
|
10
|
Защита проекта «Моя профессия»
|
8-10
|
|
|
Апрель-май
|
Просмотр содержимого документа
«Проект по подготовке учащихся общеобразовательной шкооы к выбору профессии»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ильина Валерия Владимировича
Учителя технологии
“Городской гимназии”
по реализации проекта «Моя профессия»
Пояснительная записка.
В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
Есть два способа выбора профессии. Первый - это метод “проб и ошибок”: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Экономисты подсчитали, что среднее время существования большого числа профессий приближается примерно к 8-10 годам, Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, входящих в них, что, по существу, тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.
Возможен другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте и способностях, с теми требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.
Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
Большую помощь в формировании готовности к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья окажет выполнение проекта на тему «Моя профессия»
Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского ргоjectus. Буквальный перевод означает “брошенный вперед”. В современном русском языке слово “проект” имеет несколько весьма близких по смыслу значений: во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.
Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. Он возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У. X. Килпатрика, Э. Коллинза и других.
Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Проект “моя профессия ” является творческой, завершенной работой учащихся, выполняемой ими при участии преподавателей, выступающих в данном случае в роли советчиков и консультантов.
1) подготовить учащихся к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики;
2) формирование и развитие у учащихся компетентности ориентации и адаптации на рынке труда.
Задачами являются:
· содействие профессиональному самоопределению старшеклассников, формирование у них индивидуального профессионального плана;
· повышение уровня осознания профессионального выбора и ответственности за него;
· становление у учащихся положительной трудовой мотивации;
· развитие у старшеклассников умения самопрезентации, умения планировать свою карьеру.
К основным методам работы над проектом относятся следующие:
беседы о профессиях;
выступление профессионалов, преподавателей, ветеранов труда;
экскурсии в учебные заведения нашего города;
профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузами, техникумами, ПУ;
составление профессиональных карт.
К концу проекта учащиеся должны
знать:
уровень готовности к профессиональному самоопределению;
значение и потенциал проектов в становлении профессионального самоопределения личности;
порядок подготовки и оформления пояснительной записки к проекту.
уметь:
осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению;
корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда;
соотносить требования профессии к человеку с собственными личными интересами, склонностями и способностями;
осуществлять анализ выполненной проектной работы, уметь ее презентовать.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный.
Задачи:
-утверждение организационной структуры проекта;
-утверждение плана совместной деятельности учащихся 8-10 классов входящих в состав проекта;
II этап. Ознакомительно-ориентирующий.
Задачи:
-расширить знания учащихся о мире профессий, познакомить с их классификацией, типами и подтипами профессий;
-помочь учащимся определить свои психологические особенности;
-сформировать у учащихся качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности.
III этап. Творческий.
Задачи:
-составление личного профессионального плана;
-умение выбрать из большого количества профессий одну и навсегда;
- создание материально-технической базы проекта;
- развитие познавательного интереса, творческих запросов личности обучаемого с помощью системы мероприятий.
1. Профессии наших родителей.
2. Ртищево – город железнодорожников.
3. Предприятия нашего города.
4.Учебные заведения города Ртищево.
5. Профессия-учитель.
6. Профессии нашего города.
Работа над проектом - 1 год. В проекте могут принять участие школьники 7-10классов. Группы участников проекта могут быть разновозрастными.
Учебно- тематический план работы над проектом
№\п | Наименование мероприятия | классы | теория | практика | Сроки проведения |
1. | 1. Цели и задачи проекта «Моя профессия» | 8-10 | 1 | | сентябрь |
2. | Конкурс рисунков на тему «Мой город» | 5-8 | | 1 | сентябрь |
3. | Игра « Путешествие на необитаемый остров» | 7 | | 1 | октябрь |
4. | Новые профессии. Работа с материалом. | 7-8 | 1 | | ноябрь |
5. | Профориентационная игра « В мире профессий» | 10 | | 1 | декабрь |
6 | Составление личного профессионального плана | 9 | 1 | | январь |
7. | Работа над темой проекта. | 8-10 | | 1 | февраль |
8. | Составление презентации, подбор материала. | 8-10 | | 1 | март |
9. | Экскурсии по учебным заведениям нашего города | 9 | | 1 | апрель |
10 | Защита проекта «Моя профессия» | 8-10 | | | Апрель-май |