Комбинированное занятие «Урок-экскурсия по теме «Производство, распределение и потребление электрической энергии»
ФГОССПО | 27.02.07 |
Тип занятий и формапроведения (возможен выбор нескольких вариантов) | ☐Усвоение новых знаний и ☐лекция способов действия ☐практическое занятие Способов действия(закрепление) ☐семинар Систематизация и обобщение ☐ консультация знаний и способов действия ☐контрольная работа Комбинированное занятие ☐ другой (дискуссия,экскурсия Контроль знаний и способов конференция, круглый стол, действия деловая игра, имитационно-ролевое моделирование идр.) |
Уровень изучения | ☐1 –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). |
Адаптация для студентов с ОВЗ | Да/нет |
Учебник, Информационные источники | Бутырин, П. А. Электротехника : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / П. А. Бутырин, О. В. Толчеев, Ф. Н. Шакирзянов; под редакцией П. А. Бутырина. – 11-е изд., стер. – Москва: Издательский центр “Академия”, 2015. – 272 с. Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ В. Ф. Дмитриева. – 6-е изд., стер. – Москва: Издательский центр “Академия”, 2019. - 448 с. Прошин, В. М. Электротехника : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. М. Прошин. – 6-е изд., стер. – Москва: Издательский центр “Академия”, 2017. – 288 с. Ярочкина, Г.В. Электротехника : учебник для студ. Учреждений сред.проф. образования / Г. В. Ярочкина. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательский центр “Академия”, 2019. - 240 с. |
Ключевые слова | Производство, электроэнергия, электростанции, распределение, электрические сети, трансформатор, потребление. |
Базовые понятия | Генератор, электростанция, электроэнергетические системы, электрическая сеть, трансформатор, коэффициент трансформации, КПД трансформатора, режим работы трансформатора. |
Краткое описание | Организация образовательного процесса по данной технологии позволяет студентам получать знания не в готовом виде, а добывать их самостоятельно, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности. На занятии предусмотрено использование следующих материалов и оборудования: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерный класс, доска, маркер, электронная презентация,, видеоролик, трансформатор универсальный учебный, трансформаторы разного номинала, лабораторный стенд «Электротехника и основы электроники» ЭиОЭ-ПО настольного модульного и минимодульного исполнения. |
В результате проведения занятия обучающийся должен освоить основной вид/ы деятельности: ХХХХХ и соответствующие ему/им общие и профессиональные компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ПК 1.1. Оценивать соответствие качества поступающих в организацию сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям поставок и договоров.
ПК 1.2. Применять методы и средства технического контроля, согласно этапам технологического процесса производства продукции (работ, услуг) (по отраслям).
Этапы занятия, Продолжительность в мин. | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Планируемые образовательные результаты | Типы оценочных мероприятий | Дидактические материалы, МТО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационный этап занятия | | |
Организационный этап занятия, 2 мин | Приветствие, определение отсутствующих. | Приветствие, информация старосты группы об отсутствующих. Подготовка студентов к работе на занятии | ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | | Компьютер преподавателя Мультимедийный проектор Презентация «Урок-экскурсия» https://disk.yandex.ru/d/PQf7s4aVulnnyw |
Проверка обязательной части домашнего задания, 5 мин | Проверка объема и правильности выполнения заданий | Студенты решают аналогичные домашним задания на доске. | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Практическая работа на определение сопротивлений, индуктивности электроемкости в цепи переменного тока. | Доска Маркер Файл в ворде «Расчетные задачи на определение R L C» |
Актуализация знаний, 10 мин | Инструктирует студентов по работе с тестом | Выполнение тестовых заданий | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Компьютерный тест «Электромагнитная индукция» https://onlinetestpad.com/a7xow2hvwap2e | Компьютерный класс Компьютерный тест «Электромагнитная индукция» https://onlinetestpad.com/a7xow2hvwap2e |
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 5 мин | Организует аналитическую деятельность студентов. Создает условия для совместного целеполагания и определения задач, обоснования значимости изучаемой темы для профессиональной деятельности студентов. | Синтезируют собственное суждение на основе образовательного контента. Делают вывод о целях и задачах занятия. | ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | | Компьютер преподавателя Мультимедийный проектор Презентация «Урок-экскурсия» (слайд 2) |
2. Основной этап занятия |
Первичное усвоение новых знаний, 45 мин | Организует выступления ребят (доклады, устные сообщения), обсуждение докладов, задает наводящие вопросы, дополняет информацию. Демонстрирует модели и работу трансформатора, знакомит с устройством, принципом действия, и методами исследования трансформатора. | Выступают с докладом (проектом) по выбранным темам: «Энергетические системы». «Получение переменной ЭДС». «Типы электростанций». «Электрические сети». «Трансформатор и режимы его работы». «Распределение электроэнергии». «Применение переменного тока в моей будущей профессии». Обсуждают видеоролик «Принцип работы генератора переменного тока» Обсуждают видеоролик «Интеллектуальные сети SMART GRID» и схему «Интеллектуальные сети». Знакомятся с режимами работы трансформатора. Введут краткий конспект занятия, анализируют полученную информацию. | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ПК 1.1. Оценивать соответствие качества поступающих в организацию сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям поставок и договоров. ПК 1.2. Применять методы и средства технического контроля, согласно этапам технологического процесса производства продукции (работ, услуг) (по отраслям). | Устное сообщение «Энергетические системы» Доклад с презентацией «Типы электростанций» Устное сообщение «Электрические сети». Доклад «Трансформатор и режимы его работы» Доклад «Распределение электроэнергии» Устное сообщение «Применение переменного тока в моей будущей профессии» | Компьютер преподавателя Мультимедийный проектор Презентация «Урок-экскурсия» видеоролик «Принцип работы генератора переменного тока» https://disk.yandex.ru/i/On8fQbm2WCAClQ Видеоролик «Интеллектуальные сети SMART GRID». https://www.youtube.com/watch?v=sV6o3t_bNN4&t=6s Рисунок ««Интеллектуальные сети» Трансформатор универсальный учебный |
Первичная проверка понимания, 20 мин | Организует индивидуальную деятельность студентов. | Выполнение заданий на расчет коэффициента трансформации, КПД трансформатора, полезной мощности. | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Практическая работа на определение коэффициента трансформации, КПД трансформатора | Доска Маркер Файл в ворде «3. Расчетные задачи на определение коэф трансф., кпд» |
Разминка, 6 мин | Разъясняет условия прохождения викторины | Проходят онлайн викторину | ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Игра https://play.myquiz.ru/p/00298164 | Компьютерный класс Онлайн викторина «Трансформаторы» |
Применение изученного материала, 75 мин. | Организация деятельности студентов по выполнению лабораторного исследования. Проведение инструктажа по технике безопасности. Контроль выполнения лабораторной работы. Корректировка действий студентов. | Выполнение лабораторной работы. Знакомство с монтажными схемами, сбор электрической цепи, снятие показаний измерительных приборов. Обработка и оформление результатов исследований. | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ПК 1.1. Оценивать соответствие качества поступающих в организацию сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям поставок и договоров. ПК 1.2. Применять методы и средства технического контроля, согласно этапам технологического процесса производства продукции (работ, услуг) (по отраслям). | Лабораторная работа | Инструкционная карта лабораторной работы «Исследование режимов работы однофазного трансформатора» Лабораторный стенд «Электротехника и основы электроники» ЭиОЭ-ПО настольного модульного и минимодульного исполнения. |
3. Заключительный этап занятия |
Диагностика, подведениеитогов,домашнеезадание, 10 мин Рефлексия, 2 мин | Просит проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. Проверяет опорные конспекты, выставляет оценки за занятие всем студентам. Озвучивает информацию о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Предлагает творческое домашнее задание на выбор или по желанию студента. Предлагает студентам проанализировать «движение» мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у них в течение занятия | Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Обновляют свое портфолио достижений. Записывают домашнее задание и выбирают темы докладов и проектов. Выявляют позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения им задания | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | | Компьютер преподавателя Мультимедийный проекторПрезентация 'Урок-экскурсия' |
|
АО «СО EЭС»: официальный сайт. – Москва, 2014 – . – URL: https://www.so-ups.ru/ (дата обращения: 24.10.2023)
Сценарий 'Урок-экскурсия' - сценарий учебного занятия
Презентация Урок-экскурсия_ссылка – ссылка на презентацию к занятию
Расчетные задачи на определение R L C– задания к практической работе с решениями
Тест «Электромагнитная индукция» – вордовский файл_тест с заполненными вопросами, ответами и критериями оценивания
Принцип работы генератора_ссылка – ссылка на видеоролик, показывающий фрагмент фильма, связанный с темой учебного занятия
Типы электростанций - презентация
Интеллектуальные сети_ссылка - ссылка на на видеоролик, показывающий фрагмент фильма, связанный с темой учебного занятия
Интеллектуальная сеть - изображение схемы
Расчетные задачи на определение коэф трансф. кпд – задания к практической работе с решениями
Викторина – онлайн игра с заполненными вопросами, ответами
Лабораторная работа «Однофазный трансформатор» - инструкционная карта лабораторной работы «Исследование режимов работы однофазного трансформатора»
«Производство, распределение и потребление электрической энергии» – теоретический материал для занятия
Компьютерный тест. Электромагнитная индукция - электронный файл теста
Доклад «Электрические сети»
Домашнее задание