Предметные: - формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы; - понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней; - понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания; - умение анализировать литературное произведение; - создавать устные монологические высказывания. | Метапредметные: - целеполагание и планирование своей деятельности; - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения; - принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; - умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов; -умение находить информацию, анализировать, использовать ее в самостоятельной деятельности - умение строить речевые высказывания | Личностные: - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры - совершенствование духовно-нравственных качеств личности; - воспитание чувства любви к Отечеству; - воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа; - использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.). |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
история, ИЗО, культуроведение | Коллективное обсуждение. Индивидуальная работа. | Информационно-методические: учебник литературы под редакцией Г.С.Меркина, методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику под редакцией Ф.Е.Соловьёвой портрет автора, аудиохрестоматия по литературе 5 класса. карточки со словами, таблица (раздаточный материал), Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация. |
| | |
1 этап. Мотивация к деятельности. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Диалог на уроке. Длительность 8 минут. |
Элементы этапа | Деятельность учителя и учащихся | Ход урока -Добрый день! Я приветствую всех знатоков литературы, присутствующих на уроке! |
Формирование конкретного образовательного результата | Формируют собственное мнение и позицию | На 1 слайде показывается слово «СКАЗ». Учащимся предлагается выполнить задание: - Подберите к данному слову однокоренные слова. Учащиеся называют слова : СКАЗКА, РАССКАЗ,РАССКАЗЫВАТЬ, СКАЗЫВАТЬ, СКАЗИТЕЛЬ, СКАЗОЧНИК. ( на 2 слайде) ( После ответов учащихся эти слова выводятся на экран). Учитель задает вопросы: Скажите, какое значение объединяет все эти слова? Как вы думаете, что обозначает слово «СКАЗ»? Чем «СКАЗ» отличается от других знакомых вам жанров? ( работа с учебником, стр.132-133). Какие сказы вам уже знакомы? (учащиеся вспоминают сказы Б.Шергина – материал урока регионального содержания , приводят примеры названий : « Слово о Москве»; «Слово о Ломоносове» ; «Пушкин архангелогородский»). На 3 слайде появляется портрет Б.Шергина и изображения его книг. После ответов и обсуждения на 4 слайде выводится цитата: «Сказ с рассказом живут рядом .Сказка тоже в дружбе с ними : рассказ и сказка как бы по бокам идут, а сказ – в середочке. У сказа , как у поговорки, уши чутки, глаза зорки. Только вот о чем не забывай : сказ не сам по земле ходит – его жизнь за собой водит». ( М.Кочнев) |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного результата | Отвечают на вопросы, обсуждают ответы |
Методы обучения | Систематизирующая беседа Презентация (ИКТ) |
Форма организации деятельности | Коллективная мыслительная деятельность. |
Роль учителя | Организующая |
2 этап. (Учебно-познавательная деятельность). Практикум : работа с учебной информацией. Аналитическая работа. Деятельность 22 минуты. + 1,5 минуты физкультминутка |
Элементы этапа | Деятельность учителя и учащихся | Ход урока |
Формирование конкретного образовательного результата | 1.Умение регулировать свою деятельность в соответствии с учебной задачей. 2.Умение адекватно понимать основную информацию текста, излагать содержание прочитанного. | -Что же такое сказ» Давайте обратимся к учебнику. ( Меркин Г.С.Литература , 5 класс, 2 часть, стр.132-133). 1)В определении СКАЗА говорится, что это жанр фольклора или литературы. Как вы это понимаете? (устанавливается связь с предыдущим уроком раздела «Литературная сказка»). 2) Какова отличительная черта сказа? (Передается речь рассказчика). 3) Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о самом известном авторе сказов – уральском писателе Павле Петровиче Бажове. (на 5 слайде –фотография П.П.Бажова). 4)Работа с учебником. Чтение материала о жизни и творчестве П.П.Бажова. ( см.учебник , 2 часть, стр. 100-103). 5) Выборочный пересказ текста. 6) Учитель сообщает дополнительную информацию о писателе. (на 6 слайде) Физкультминутка. 7) Чтение учителем начала сказа П.П.Бажова « Каменный цветок» ( учебник, 2 часть, стр.103-104). |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного результата. | 1.Находят информацию в учебнике, регулируют собственную деятельность в соответствии с задачами учебной деятельности. 2.Записывают основные понятия в рабочую тетрадь. 3.Читают и пересказывают текст, слушают и обсуждают рассказ учителя. |
Методы обучения. | Самостоятельная работа, Аналитическая беседа |
Форма организации деятельности. | Индивидуальная мыслительная деятельность, Коллективное обсуждение. |
Функция /роль учителя | Организаторская Корректирующая |
3 этап.Интеллектуально-преобразовательная деятельность. 8 минут. |
Цель | Задания ( по группам) |
1.Углубить знания учащихся о жизни и творчестве П.Бажова | 1.Выразительное чтение учащимися фрагмента очерка Е.Пермяка «Долговский мастер».-1 группа. 2.Работа с фотографией П.П.Бажова ( учебник, стр.131).- 2 группа. Задание: опишите портрет сказителя. 3.Лексическая разминка. -3 группа. Задание: к слова, употребленным П.П.Бажова, подберите слова литературного языка. Вскорости – Запечалиться – Пособить – Справить – Шибко – Худо – Аргументируйте свой ответ. |
4 этап. Рефлексия деятельности. Деятельность 5 минут |
Элементы этапа | Деятельность учителя и учащихся | Ход урока |
Виды учебной деятельности для проверки полученных результатов | Обобщают информацию | Ответы учащихся на вопросы: Что такое сказ? Чем жанр сказа отличается от сказки и рассказа? Домашнее задание. ( по выбору учащихся) 1)Подготовиться к выразительному чтению фрагмента сказа «Каменный цветок» ( учебник, стр.105-106). 2)Ответить на вопросы в учебнике после текста( стр.103) по группам: 5 групп – каждая отвечает на 1 вопрос) |
Методы обучения | Проблемный вопрос |
Форма организации деятельности | Индивидуальная |
Функция / роль учителя | Наблюдение над деятельностью учащихся |
Анализ достигнутых или недостигнутых образовательных результатов | 1)Ученики оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет учащимся оценки за работу на уроке и комментирует их. 2) Домашнее задание с комментариями. |