СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 5 классе»

Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе по программе Г.С. Меркина



Тема: Урок 1. Литературная сказка. П.П.Бажов .Сказ.

(на изучение данного произведения отводится 4 часа + 1 час развития речи)

Тип: урок «открытия» новых знаний

Задачи:- сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать текст

- способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;

- способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы;

- содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

- понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

- умение анализировать литературное произведение;

- создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные:

- целеполагание и планирование своей деятельности;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию, анализировать, использовать ее в самостоятельной деятельности

- умение строить речевые высказывания

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;

- использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.).


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

история, ИЗО, культуроведение

Коллективное обсуждение.

Индивидуальная работа.

Информационно-методические:

  1. учебник литературы под редакцией Г.С.Меркина, методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику под редакцией Ф.Е.Соловьёвой

  2. портрет автора,

  3. аудиохрестоматия по литературе 5 класса.

  4. карточки со словами, таблица (раздаточный материал),

Материально-технические:

  1. компьютер,

  2. мультимедийный проектор, презентация.




Организационная структура урока.

1 этап. Мотивация к деятельности. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Диалог на уроке. Длительность 8 минут.

Элементы этапа

Деятельность учителя и учащихся

Ход урока

-Добрый день! Я приветствую всех знатоков литературы, присутствующих на уроке!



Формирование конкретного образовательного результата

Формируют собственное мнение и позицию

На 1 слайде показывается слово «СКАЗ».

Учащимся предлагается выполнить задание:

- Подберите к данному слову однокоренные слова.

Учащиеся называют слова : СКАЗКА, РАССКАЗ,РАССКАЗЫВАТЬ, СКАЗЫВАТЬ, СКАЗИТЕЛЬ, СКАЗОЧНИК. ( на 2 слайде)

( После ответов учащихся эти слова выводятся на экран).

Учитель задает вопросы:

  1. Скажите, какое значение объединяет все эти слова?

  2. Как вы думаете, что обозначает слово «СКАЗ»?

  3. Чем «СКАЗ» отличается от других знакомых вам жанров? ( работа с учебником, стр.132-133).

  4. Какие сказы вам уже знакомы?

(учащиеся вспоминают сказы Б.Шергина – материал урока регионального содержания , приводят примеры названий : « Слово о Москве»; «Слово о Ломоносове» ; «Пушкин архангелогородский»).

На 3 слайде появляется портрет Б.Шергина и изображения его книг.

После ответов и обсуждения на 4 слайде выводится цитата:

«Сказ с рассказом живут рядом .Сказка тоже в дружбе с ними : рассказ и сказка как бы по бокам идут, а сказ – в середочке. У сказа , как у поговорки, уши чутки, глаза зорки. Только вот о чем не забывай : сказ не сам по земле ходит – его жизнь за собой водит».

( М.Кочнев)

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного результата

Отвечают на вопросы, обсуждают ответы

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Презентация (ИКТ)

Форма организации деятельности

Коллективная мыслительная деятельность.

Роль учителя

Организующая

2 этап. (Учебно-познавательная деятельность). Практикум : работа с учебной информацией.

Аналитическая работа.

Деятельность 22 минуты. + 1,5 минуты физкультминутка

Элементы этапа

Деятельность учителя и учащихся

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата

1.Умение регулировать свою деятельность в соответствии с учебной задачей.

2.Умение адекватно понимать основную информацию текста, излагать содержание прочитанного.

-Что же такое сказ» Давайте обратимся к учебнику. ( Меркин Г.С.Литература , 5 класс, 2 часть, стр.132-133).

1)В определении СКАЗА говорится, что это жанр фольклора или литературы. Как вы это понимаете?

(устанавливается связь с предыдущим уроком раздела «Литературная сказка»).

2) Какова отличительная черта сказа?

(Передается речь рассказчика).

3) Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о самом известном авторе сказов – уральском писателе Павле Петровиче Бажове.

(на 5 слайде –фотография П.П.Бажова).

4)Работа с учебником. Чтение материала о жизни и творчестве П.П.Бажова. ( см.учебник , 2 часть, стр. 100-103).

5) Выборочный пересказ текста.

6) Учитель сообщает дополнительную информацию о писателе. (на 6 слайде)

Физкультминутка.

7) Чтение учителем начала сказа П.П.Бажова « Каменный цветок» ( учебник, 2 часть, стр.103-104).

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного результата.

1.Находят информацию в учебнике, регулируют собственную деятельность в соответствии с задачами учебной деятельности.

2.Записывают основные понятия в рабочую тетрадь.

3.Читают и пересказывают текст, слушают и обсуждают рассказ учителя.

Методы обучения.

Самостоятельная работа,

Аналитическая беседа

Форма организации деятельности.

Индивидуальная мыслительная деятельность,

Коллективное обсуждение.

Функция /роль учителя

Организаторская

Корректирующая

3 этап.Интеллектуально-преобразовательная деятельность. 8 минут.

Цель

Задания ( по группам)

1.Углубить знания учащихся о жизни и творчестве П.Бажова

1.Выразительное чтение учащимися фрагмента очерка Е.Пермяка «Долговский мастер».-1 группа.

2.Работа с фотографией П.П.Бажова ( учебник, стр.131).- 2 группа.

Задание: опишите портрет сказителя.

3.Лексическая разминка. -3 группа.

Задание: к слова, употребленным П.П.Бажова, подберите слова литературного языка.

Вскорости –

Запечалиться –

Пособить –

Справить –

Шибко –

Худо –

Аргументируйте свой ответ.

4 этап. Рефлексия деятельности. Деятельность 5 минут

Элементы этапа

Деятельность учителя и учащихся

Ход урока

Виды учебной деятельности для проверки полученных результатов

Обобщают информацию

Ответы учащихся на вопросы:


  1. Что такое сказ?

  2. Чем жанр сказа отличается от сказки и рассказа?

Домашнее задание. ( по выбору учащихся)

1)Подготовиться к выразительному чтению фрагмента сказа «Каменный цветок» ( учебник, стр.105-106).

2)Ответить на вопросы в учебнике после текста( стр.103) по группам:

5 групп – каждая отвечает на 1 вопрос)


Методы обучения

Проблемный вопрос

Форма организации деятельности

Индивидуальная

Функция / роль учителя

Наблюдение над деятельностью учащихся

Анализ достигнутых или недостигнутых образовательных результатов

1)Ученики оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет учащимся оценки за работу на уроке и комментирует их.

2) Домашнее задание с комментариями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!