СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Углеводы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Углеводы"»

Технологическая карта урока по химии в 10 классе по теме: « Углеводы»

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Чистякова Татьяна Михайловна

Место работы

МБОУ «Лицей №3» г.Курчатов

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

10

Тема урока

Углеводы

Уровень изучения

базовый

Тип урока

Урок поиск

Планируемые результаты (по ПРП)

Метапредметные

Регулятивные УУД:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Познавательные УУД:
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.


Коммуникативные УУД:
 координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего плана;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок).

Углеводы, структурная формула, физические и химико-технологические свойства, биохимические функции, применение и биологическое значение

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


Мотивация к обучению




  1. Слово учителя:

а) постановка задач урока.

«Сегодня у нас урок биохимии, урок-поиск, хочу чтобы он запомнился и принес пользу вашему здоровью».

б) актуализация знаний обучающихся.

Демонстрация фруктов, овощей, ваты, конфет, пироженных, хлеба (разных сортов)

«Как вы думаете, что общего между всеми этими предметами»?

Демонстрация целей на слайд

Знать: химико-технологические свойства, биохимические функции, применение и значение углеводов.

Уметь: распознавать углеводы среди других веществ (пробы Молиша), объяснять свойства углеводов в связи с их молекулярным строением, объяснять практическую значимость углеводов в природе и жизни человека, составлять опорный конспект, обобщая главное в содержании.

Мини-проект, ученицы –биолога Мотевой Кристины

Презентация проекта «Углеводы»

Учитель






Спасибо! Посмотрите на эти формулы: глюкоза-простейший углевод, она мономер сложных природных полимеров – сахаридов. От структуры молекулы глюкозы зависят свойства веществ. Извините, портрет углеводов, глазами химика, многолик т.е. углеводы – полифункциональные соединения, т.к. в их состав входят разные функциональные группы: кето-альдегидная, гидроксильная группы. Обнаруживают их так – проба Молиша – демонстрация опыта.


Слайд: проба Молиша

В чисто вымытую пробирку наливают 1 мл. Н2О, глюкозу, сахарозу, крахмал.. В раствор добавляют 2-3 капли спиртового раствора резорцина. Пробирку в штативе закрепляют наклонно и по стенке наливают осторожно 2 мл. концентрированной серной кислоты. Затем пробирку ставят в вертикальное положение. В месте соприкосновения серной кислоты с водным раствором появляется красивое ярко-красное кольцо, свидетельствующее о наличии в исследуемой пробе углеводов.

Учитель

Предлагаю в процессе исследовательской работы обнаружить и доказать содержание разных функциональных групп в углеводах. Используя учебник, записи в тетради, объясните свойства предложенных веществ и их применение. Время 7-10 минут.

Учитель

Дифференцированная исследовательская работа.


Правила по технике безопасности при работе с щелочами, спиртовкой, аммиачным раствором.


Учитель консультирует, оказывает помощь учащимся

1 группа:

1. Какая связь существует между глюкозой и елочными игрушками?

2. Какая форма глюкозы (открытая или циклическая) дает реакцию «серебряного зеркала»?

3. Напишите уравнение реакции.

Предполагаемый ответ: в пробирку налейте 1 мл. раствора нитрата серебра и добавьте по каплям разбавленный раствор аммиака и прилейте 1,5 мл. раствора глюкозы на кипящей водяной бане. Что наблюдаете?


2 группа


В пробирку прилейте 2 мл. раствора глюкозы и столько же разбавленного раствора гидроксида меди (II). Пробирку с полученным раствором нагрейте. Почему при нагревании в пробирке появляется сначала желтый, затем красный осадок. Напишите уравнение реакции.


3 группа


Какие свойства глюкозы доказывает этот опыт? В пробирку прилейте 2 мл. раствора глюкозы и столько же раствора разбавленного раствора гидроксида натрия (NaOH должен быть в избытке). Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II).

Что представляет раствор синего цвета? Что доказывает данный опыт?


4 группа


Как объяснить своеобразный вкус разной карамели?

В фарфоровой чашке с водой растворите половину чайной ложки сахара, добавьте 10 капель соляной кислоты и нагрейте в течение 3 мин. И проведите пробу на глюкозу с гидроксидом меди (II). Что наблюдаете? Что доказывает данный опыт? Напишите уравнение реакции гидролиза.


5 группа


Предложите качественную реакцию на обнаружение крахмала в клубнях картофеля и хлебе?

На тонкий срез клубня картофеля капнете спиртовой раствор йода. Что наблюдаете?

Слово учителя (переходные «связки»)

Давайте доказывать полифункциональность углеводов.

Слайд презентация


Предполагаемое содержание отчета

Слово учителя

Есть в химии замечательные красивые реакции

Отчет 1 группы

В пробирку с глюкозой прилили 1 мл раствора нитрата серебра и прилили раствор аммиака, подогрели на кипящей водяной бане. Наблюдаем посеребрение стенок пробирки. Эта реакция «серебряного зеркала» она используется для изготовления елочных игрушек. Известно, что в водном растворе существует 3 формы глюкозы. Но реакцию серебряного зеркала дает открытая формула глюкозы, восстанавливает серебро из из его оксида, но эта реакция известна, как качественная реакция на альдегидную группу .

Запишем свойства глюкозы в опорный конспект – реакция окисления

H OCH2 – (CHOH)4 - CHO +Ag2O t HOCH2-(CHOH)4-COOH+2Ag

Слайд

Отчет 2 группы:

Данная реакция доказывает, что глюкоза является восстанавливающим моносахаридом и окисляется до глюконовой кислоты.


учитель

Объяснение химических свойств глюкозы с записью в опорный конспект .

Эти две реакции подтверждают наличие альдегидной группы. Однако, как ведет себя молекула глюкозы, если в реакцию вступает более сильный окислитель, как азотная кислота, которая окисляет не только альдегидную группу, но и 6й углеродный атом до карбоксила с образованием двухосновной кислоты-сахарной


O

H OCH2 - (CHOH)4 – C + HNO3

Н

H OOC(CHOH)4COOH+2NO +H2O



Вопрос классу

Какие окислительные свойства проявляет глюкоза?


Как альдегид, глюкоза вступает в реакцию гидрирования и восстанавливается до шестиатомного спирта-сорбита .

O

H OCH2 - (CHOH)4 – C +2[H] HOCH2-

Н

(CHOH)4-CH2OH

Это в-во используют диабетики, как заменитель сахара.

Слово учителя

Какие свойства глюкозы доказывает этот опыт?


Слайд

Отчет 3 группы.

Вопрос классу

Знаете ли вы, что глюкоза может обезвредить яды?

Выступление литератора

Отрывок из произведения В. Пикуля «Нечистая сила»

Слово учителя

Синильная кислота, которая находится в косточках фруктов – это яд, почитайте роман В. Пикуля «Нечистая сила » и узнаете, что попытка отравить Распутина оказалась неудачной. Запишем реакцию (опорный конспект)

O

H OCH2 - (CHOH)4 – C + HCN HOCH2-

OH

(CHOH)4- CH С N

Молекула глюкозы присоединяет молекулу синильной кислоты, что позволяет увеличить длину цепи углеводов. Образуется нетоксичное в-во циангидрин глюкозы. Вот этасинильная кислота была упакована в пирожном и вот, что при этом произошло.

учитель

Как объяснить своеобразный вкус разной карамели.

Слайд

Отчет 4 группы

Сахароза гидролизуется до глюкозы и фруктозы.

В карамель добавляют экстракты из разных фруктов , очевидно, что фруктоза имеет вкус сливы, груши…

Слайд

Отчет 5 группы

Слово учителя

Побывав на хлебозаводе ученики задали вопрос технологу, почему ржаной хлеб кислый, а пшеничный нет.

Выступление технолога

Объясняется это просто. В ржаном тесте идет сначала смешанное брожение (бактериальное и молочнокислое), а затем спиртовое (дрожжевое). Из-за образующейся в первом этапе молочной кислоты ржаной хлеб имеет кисловатый вкус. В пшеничном тесте под воздействием дрожжей происходит чисто спиртовое брожение.

Полезные советы.


III Закрепление материала.

По вопросам параграфа.



IV Рефлексия

Подводит обучающихся к необходимости оценить свою работу на уроке, сопоставить намеченные цели и задачи с реальными результатами. Предлагает закончить предложения: 1) Это интересно, потому что….

2) До урока я думал(а), что….

3) Теперь я думаю, что…

-Подводит итог урока.


V Задание на дом

Параграф 14 упр. 9

Параграф 15.


Полезные советы

Считайте калории: следите за калорийностью пищи

100 г. карамели добавляют в ваш суточный рацион 370 - 400 ккал. 100 г. шоколадных конфет, халвы - 500 ккал, ириса - 400 ккал, печень, вафель, торта — 400—500 ккал, мороженого 200 ккал, варенья— 250 ккал. Судите сами, сто­ит ли считать, если хочешь иметь стройную фигуру?

Еще совет — побольше двигайтесь. Ежеднев­ная, утренняя гимнастика даст значительно луч­шие результаты, чем голодовка. В этом вас должны убедить следующие сведения. За час бы­строй ходьбы тратится 250 ккал, что обеспечивает потерю 0,05 мм жирового слоя. «Нем­ного»,— скажете вы, однако в год таким образом можно потерять 12 кг! А вот примеры того, сколько нужно работать, чтобы потратить энер­гию, содержащуюся в некоторых съеденных вами продуктах:

1 шоколадная конфета — 1 час подметания полов,

1 карамелька — 15 мин утренней гимнастики,

2 чайные ложки сахара — 1 час глажения белья,

1 булка — 45 мин стирки,

1 порция торта с кремом— 1,5 часа уборки квартиры,

бутерброд с сыром — 1 час зарядки,

1 яйцо — 10 мин игры в футбол,

порция жареной картошки -— 40 мин игры в футбол.

порция вареной картошки — 40 мин танцев,

порция жареной свинины или 2 бутерброда со сливочным маслом

чашка кофе с молоком и сахаром – 2 часа катания на коньках,

порция взбитых сливок - 1 час гимнастических упражнении,

порция мороженого с вареньем — 2 часа греб­ли на лодке!

Для расходования 1 кг лишнего веса, напри­мер, вам потребуется совершить поход в 100 км или целый месяц ежедневно маршировать по 3 км.

Тем не менее, если вы не хотите полнеть, ваш двигательный режим должен обязательно способствоватьрасходованию как можно большего количества энергии.

ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

После пробуждения сразу вставайте, делайте зарядку, затем— водные процедуры:

В школу и из школы старайтесь ходить пешком, а если едетев транспорте, всегда усту­пайте место и стойте.

Не пользуйтесь лифтом, поднимайтесь по лестнице пешком.

Как можно больше двигайтесь на свежем воздухе. Гуляйте, в хорошую погоду. Занимайтесь спортом. Совершайте прогулки перед сном.

Результаты вы ощутите через 1—2 месяца, конечно, если не пропустите ни одного дня.

А для тех, у кого нет пока еще силы воли, советуем:

посмотрев в начале этой книги, .сколько кало­рий содержится в ваших любимых продуктах, ста­раться потреблять те, в которых их меньше;

Напомним, что наименее калорийные про­дукты—это нежирный творог, молоко, про­стокваша, тощие мясо и рыба, огурцы, все виды капусты, морковь, брюква, томаты, салат, свекла, тыква, кабачки.

Если вы совсем не можете без сладкого, ищите среди сладостей наименее калорийные. Не ставьте рядом с собой тарелку с пряниками или конфетами, когда садитесь читать книгу. Вы их съедите незаметно для себя. Удовольствия не по­лучите, а лишний вес прибавите.

Сладкоежкам рекомендуем попробовать такие конфеты: сухофрукты (яблоки, груши, изюм, ку­рага, чернослив) замочить на 1—2 часа, хорошо промыть, удалить косточки , пропу­стить через мясорубку. Из полученной массы сформовать шарики величиной с грецкий орех, обвалять в толченых орехах или овсяных хлопьях. А еще лучше — просто замоченные сухофрукты вместо конфет!

Хотите стать стройными — измените при­вычки питания.

Запишите в свою тетрадь и запомните

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

ешьте 4 раза в день и никогда не «перекусы­вайте»;

ешьте из посуды маленьких размеров;

перед подачей на стол раскладывайте еду на порции;

ешьте медленно, маленькими кусочками;

пережевывайте пищу как можно тщательнее;

почувствовав насыщение, сразу прекращайте есть;

в гостях ешьте как можно меньше;

если вы сегодня «набрали» лишние калории, завтра их. лучше «недобрать»;

откажитесь от соусов, приправ, газированных напитков, острых, соленых и маринованных блюд;

жареные блюда замените на вареные и туше­ные;

ограничьте потребление соли;

сократите потребление хлеба и сахара до двух кусков в день;

при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь или кусочек капусты.


Народная мудрость

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

С голоду брюхо не лопнет, только

сморщится.

С поста не мрут, а с обжорства мрут.

Держи голову в холоде, живот в голоде,

а ноги в тепле.

Здоровье всего дороже




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!