СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку по теме Углеводы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по химии по теме Углеводы, Моносахариды. Научить давать сравнительную характеричстику углеводов по составу,строению, свойствам, указывать причину сходства и отличия, записывать уравнения химических реакций. Формировать представления о важнейших моносахаридах, глюкоза, фруктоза, рибоза, дизоксирибоза - в сравнении их строения, свойств, применения и значения в природе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку по теме Углеводы»

Ход урока:


Этап урока

Методы обучения

Учебно-познавательные задачи урока

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

6

1.Организационный момент


Проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствуют учителя, готовят рабочее место

Метапредметные: организуют рабочее место.



2. Проверка домашнего задания

(актуализация знаний).


Фронтальная беседа









































Постановка вопроса для изучения

















1. Вспомните и перечислите известные вам органические соединения, в состав которых входит кислород.

2.Какие функциональные группы, содержащие кислород, вам известны?

Среди сложных эфиров особое место занимают природные эфиры - жиры и масла.

3. Чем они образованы?


4.Вчем заключается биологическая роль жиров?















5. Назовите еще источник энергии для живых организмов?



Я просила Вас найти материал о том, где мы встречаемся с углеводами.


Учитель резюмирует результаты беседы:

Продолжаем изучать кислородсодержащие органические соединения с четным числом углеродных атомов - это углеводы.


Учитель определяет ведущие понятия, на которые опирается данный урок; Вопросы классификации углеводов.

Эта та часть учебного материала, которую мы будем использовать в дальнейшем при изучении глюкозы и полисахаридов.


1.Называют классы фенолов, спиртов, карбоновых кислот, альдегидов, кетоны, многоатомных спиртов, простых и сложных эфиров.

2. Называют спиртовую, карбонильную, карбоксильную,

эфирную.

3.Отвечают,что жиры и масла образованы трехатомным спиртом глицерином и высшими жирными кислотами с неразветвленной углеродной цепью, содержащими четное число углеродных атомов.

4. Отвечают, что жиры входят в состав растительных и животных организмов и играют важную биологическую роль. Они служат одним из источников энергии живых организмов, которая выделяется при окислении жиров.



5.Называют углеводы.


Ответ учащихся:

Углеводы – это одна из важнейших составляющих нашего питания. Более того, именно из углеводов организм получает более половины калорий.


Предметные: умеют отличить классы кислородсодержащих органических соединений от других классов органических соединений;

понимают, какое из предложенных веществ относится к классу кислородсодержащих.

Метапредметные:

целеполагание – ставят задачи с учетом знаний, полученных на предыдущем уроке;

- самостоятельно формулируют основополагающий вопрос изучения: кислородсодержащие органические соединения;

- углеводы.

-умеют выражать свои мысли и донести их в диалоге с преподавателем.



Самооценка

3. Подготовка учащихся к усвоению.

Беседа

Интересный факт, неожиданное открытие.


Ответы на поставленные вопросы можно найти, изучив теоретический материал по учебнику, а можно попытаться найти в результате наблюдений, которые вам предстоит осуществить по ходу демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Интересный факт, неожиданное открытие:

О воздействии глюкозы на поведение человека, включая его умение быть великодушным и добрым. Повышение концентрации глюкозы отгоняет дурные мысли, заставляет забыть обиды и отбивает желание мстить. Любители сладкого склонны прощать проступки и себе, и окружающим.

2).Учитель озвучивает вопросы, которые предстоит изучить сегодня на уроке: Сегодня на уроке мы познакомимся и изучим понятие углеводов, нахождение углеводов в природе, классификация углеводов, физические свойства углеводов, биологическая роль.

3). Предлагает записать тему урока в тетрадь.

Под руководством учителя разрабатывают план:

1.Провести наблюдения по ходу демонстрационного эксперимента и назвать признаки классификации углеводов.

2. Выполнить лабораторный эксперимент, сделать вывод о физических свойствах углеводов.

3.Обсудить биологическую роль углеводов.

4.Обучающиеся записывают число и тему урока в тетрадь.


Метапредметные:


- планируют: составляют план под руководством учителя.

Самооценка.

4. Изучение нового материала.

















































































































































































5.Первичная проверка усвоения знаний.(в ходе объяснения новой темы урока - таблица).















6. Первичное закрепление знаний.












































7. Контроль и самопроверка.

































































8.Подведение итогов урока.



9. Информация о домашнем задании.


Беседа. Демонстрационный и лабораторный эксперименты.

Работа в группах и парах.

Работа с текстом учебника.

Работа с таблицей. Оформление результатов в таблицу и работа с приложение 1.


















Демонстрационный эксперимент









































































Демонстрационный эксперимент








































Лабораторные опыты.
















Совместная работа учителя и учащихся по заполнению таблицы

( приложения №1).



















Даем понятие реакции поликонденсации.










Беседа по результатам заполнения таблицы- итог





















Фронтальная беседа






















Тестовая работа


Самостоятельная работа с тестом








Самостоятельная работа с тестом




















Самостоятельная работа с тестом










Проверка и взаимопроверка






Самостоятельная работа с тестом














Работа с учебником


Углеводы. В начале 19 века провели анализ этих соединений. Состав углеводов можно выразить формулой

Сn (H2O)m

на один атом углерода приходится определенное количество молекул воды

Углеводы

«уголь» и «вода»

Интересный опыт

О том, что углеводы - это уголь и вода подтверждает опыт дегидратации сахарозы:

Реактивы: сахарная пудра 30г и 30 мл концентрированной серной кислоты.

Оборудование: мерный цилиндр, стеклянная палочка, химический стакан.


Опыт №1

В стакан с сахарной пудрой добавляем каплю воды и 30 мл. концентрированной серной кислоты и перемешиваем. Наблюдаем, что реакционная смесь темнеет.

Концентрированная серная кислота отнимает у сахарозы всю воду: серная кислота образует комплекс с молекулами воды, реакция протекает с выделением энергии (экзотермическая), при этом сахар обугливается, т.е. превращается в уголь. Уголь вступает в частичное взаимодействие с кислотой. В ходе реакции происходит образование углекислого и сернистого газов, которые выделяясь, вызывают вспучивание обугленной массы. Вопрос: Какие признаки химической реакции наблюдаем в этом опыте?

Уравнение реакции:

C6H12O6 = 6C + 6H2
C
12H22O11 = 12C + 11H2O


Запишем в тетради определение.

Углеводы - органические веществ, молекулы которых состоят из атомов углерода, водорода и кислорода ,причем водород и кислород находятся в них в таком же соотношении, как и в молекуле воды (2:1).



Задание. Определите по составу, какие вещества относятся к углеводам:

C5H10O4 CH2O C6H12O6 CH3COOH (C2H4O2)

Назовите вещества, состав которых соответствует общей формуле углеводов, но углеводами они не являются.






Демонстрирует опыт


Опыт№2

Измеряем знечение рН

воды и растворяем в воде глюкозу. Наблюдаем, что происходит со начением рН?



Углеводы





Подводит к классификации углеводов

Объясняем термины:

Моно-

Ди-

Поли-






Для ответа на этот вопрос вам необходимо выполнить лабораторные опыты.








Совместная работа учителя и учащихся по заполнению таблицы

( приложения №1)

Проводит инструктаж по технике безопасности, контролируем работу в парах выполняются по инструктивным карточкам в парах – приложение 2).







Предлагает обсудить результаты проведенных опытов, отметив их признаки.





Обсуждения результа- ты наблюдений, полученные в ходе лабораторного эксперимента и заполнить таблицу


При помощи приложения IV заполняют колонку таблицы биологическая роль углеводов.




Работа с аудиторией по вопросам, которые позволят оценить первичное закрепление полученных на уроке знаний, с детьми.

-дать определение углеводам

-к какому виду углеводов относится:

- глюкоза

-крахмал

-целлюлоза

-сахароза

Обобщает высказанное учениками.






Им предлагается ответить на вопросы и выполнить самостоятельно(проверочный мини-тест.












Объясняют сделанный выбор и варианты ответов:





Контролирует работу учащихся.

Выясняет возникшие затруднения.

После выполнения химического теста учитель организует взаимопроверку выполнения задания.







Пояснение упражнений домашнего задания










































Наблюдают результат опыта

-обугливание сахарозы

-увеличивается масса и объем реакционной смеси










Варианты ответа

Обугливание сахарозы




Ответы:

1. Обугливание сахарозы.

2.Выделение газов.



Записывают в тетради определения углеводов




- анализируют состав предложенных веществ и делают вывод о том, что были найдены углеводы, состав которых не отвечает этой формуле. Во- вторых, известны соединения, состав которых хотя и соответствует общей формуле углеводов, но по свойствам таковыми не являются. Поэтому это формальдегид и уксусная кислота. Поэтому запись общей формулы углеводов условна.

Вариант ответа:

Не изменяется.

Глюкоза не подвергается процессу гидролиза.



Составляют схему:

Классификация углеводов

По отношению к гидролизу углеводы бывают:











Обучающиеся в ходе объяснения материала классификации углеводов

-выполняют лабораторную работу

(приложение №2)



Выполняют в парах лабораторные опыты с использованием инструктивных карточек (приложение №2).










Выборочно представитель от каждой пары озвучивает результаты наблюдений.

- совместно с учителем заполняют таблицу

( приложения №1)

по результатам лабораторного опыта

По ходу изучения вопроса классификации углеводов обучающиеся вместе с учителем обсуждают и

результаты заносятся в таблицу.

Оценивают степень своего участия в проведении лабораторного эксперимента и выставляют оценку на бланке ответов.

По ходу обсуждения на доске (интерактивной или простой) создаётся заполненные графы таблицы (приложения №1), которую заносят в тетрадь:









- делают вывод о физических свойствах углеводов;


- изучают биологическую роль углеводов;

























Вариант ответа:


Дают определение углеводам.


-моно

-ди

-поли















Выполняют самостоятельную работу, используя приложение тест



Осуществляют взаимопроверку, сверяют правильность выполнения задания.




Минитест:


1. Расположите вещества в порядке возрастания числа атомов углерода в составе молекулы:

А. Сахарозы

Б. Глюкозы

В. Рибозы                        


2. Тетрозы, пентозы, гексозы – это:

А. Дисахариды

Б. Моносахариды

В. Полисахариды          

3. Самый сладкий моносахарид:

А. Глюкоза

Б. Фруктоза

В. Рибоза                          

4. Какой из моносахаридов содержится в крови человека?

А. Рибоза

Б. Дезоксирибоза

В. Глюкоза

Г. Фруктоза          

5. Углевод, который предотвращает свертывание крови:

А. Рибоза

Б. Фруктоза

В. Гепарин      

Выполняют самостоятельную работу, используя приложение 1 , сверяют ответы и выставляют оценку.

Делают в тетради пометки о выполнении




Предметные:

Знают определение «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии.

Характеризуют реакции дегидратации сахарозы, экзо- и эндотермичес кие.

Метапредметные:

- планируют: сов- местно с учителем составляют и заполняют

- таблицу (приложения №1);

- составляют план

выполнения лабо - раторного опыта;

- организуют рабочее место;

умеют проводить анализ и делать вывод – по итогам лабораторных опытов заполняют таблицу приложения №1 и различают физические свойства углеводов по характерным признакам;

-умеют работать в паре, сотрудничать с учителем и сверстни ками для достижения запланированных результатов.

-Умеют выражать свои мысли и дово- дить их в диалоге до партнера при выполнении л.о.

Личностные:

-Убеждаются в познаваемости мира; - осознают необходимость соблюдения правил техники безопасности при выполнении эксперимента;

-вырабатывают навыки культуры поведения со сверстниками на уроке.















Предметные:


- изучают понятия углеводов.












Метапредметные:


умеют проводить анализ и делать вывод.


Предметные:

- изучат состав углеводов.








Метапредметные:


-формулируют проблему:

Значение рН не изменяется при растворении глюкозы в воде .Почему?


Предметные:

-формулируют принцип классификации:

-изучают классификацию углеводов






























Метапредметные:


-умеют работать в паре, сотрудничать с учителем и сверст-

никами.








Метапредметные:


– по итогам лабораторных опытов заполняют таблицу приложения №1 и различают физические свойства углеводов по характерным признакам;


Предметные:

-изучают классификацию; физические свойства углеводов;

Биологическую роль для живых организмов и растительных организмов.








Предметные:

- изучают физические свойства;

- биологическую роль углеводов;

- роль реакции поликонденсации для живых систем: для углеводов, для белков.





Метапредметные:

делают вывод о роли углеводов;


Личностные:

повышают свои знания о собственном организме;























Метапредметные:

- умение делать выводы

-умение обобщать материал

-логично отвечать на вопросы

Личностные:

-развивать доказательную речь

-аргументировать

-давать полный законченый ответ на вопрос









Предметные:

-знают определение и классификацию углеводов;

-умеют отличить классы углеводов.

Метапредметные:

-умеют корректиро- вать ответы.

Личностные:

-умеют оценить результаты продви- жения к поставленной цели.






Личностные:

-умеют планировать свою работу и время

Метапредметные:

-развитие мотивации к получению знаний

- работы над ошибками



Самооценка и оценка товарищей











Самооценка




























































Самооценка










































































Взаимопроверка и оценивание друг друга.




































Самоанализ и самопроверка

Самооценка.



По окончании работы и обсуждения ее результатов предлагает каждому оценить степень участия в лабора- торном эксперименте по пятибалльной системе.










Самооценка.

Взаимопроверка.

































Самооценка.

Взаимопроверка.































Самооценка.

Взаимопроверка.


































10.Рефлексия деятельности на уроке.

Беседа.

Назовите самые интересные ответы.

Вопросы:

1.Удалось ли вам справиться с заданием?

2. Какое задание было для вас наиболее интересным?

2.Какое задание было для вас наиболее сложным?

3.Какую бы вы поставили себе оценку за урок?


Задает домашнее задание.

1.В тетради записывают «да» или «нет».

2.Отмечают задание (тест, лабораторная, умение сделать вывод, провести наблюдение и т.д.)

3.В тетради выставляют оценку.

Метапредметные:

- отмечают интересные ответы.

Самооценка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!