СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".»

Технологическая карта урока

Учитель: Набигулаева Алжанат Рамазановна

Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК: Перышкин А.В физика 7 класс

Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся на основе собственного опыта ,анализа и наблюдений и экспериментов с силой всемирного тяготения, силой тяжести и ее проявлениями.

Материалы и оборудование: магниты , мелкие металлические предметы, шарики, трубка Ньютона, насос вакуумный Комовского .

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать у учащихся понятие о силе, рассмотреть обозначение силы, ее графическое изображение, познакомить с силой всемирного тяготения, силой тяжести и ее проявлениями.

  2. Развивающие: развитие мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи

  3. Воспитательные: формирований умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.

Методы обучения: словесный , наглядно- демонстрационный, исследовательский , обобщающий творческий

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.Организационный момент

2Мотивация.

Настрой учащихся на урок

Ребята! Надеюсь наш урок пойдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас.

Готовятся к уроку


Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Умение настраиваться на работу

3.Актуализация и усвоение знаний

Фронтальная беседа с учащимися:

Каждый из вас постоянно встречается с различными случаями действия тел друг на руга. Меняется ли скорость движения какого либо тела в результате его взаимодействия с другим телом? Например меняется ли направление движения теннисного шарика после его взаимодействия с ракеткой? Толкая руками вагонетку, мы приводим ее в движение. Скорость вагонетки меняется под действием руки человека? С какими взаимодействиями встречались вы? Когда нужно разорвать ткань или веревку , то мы тянем ее силой в разные стороны; с силой надавливаем на предметы , если их нужно плотно прижать друг к другу , тяжелый предмет с силой удерживаем на руках. Что во всех этих примерах является общим? В физике часто не указывают, какое тело и как действует на другое тело, а просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила




Формировать понятие «Сила»

Работа в группах

Обратимся к рисункам в учебнике. Какие взаимодействия там изображены.

1 группа

- какие изменения под действием силы могут происходить с телом?

2 группа

- сформулируйте два признака действия на тело силы

Задание для всего класса

Найдите в учебнике , как обозначается сила, в каких единицах измеряется. Чем характеризуется сила?

Когда говорят о силе, важно указывать, к какой точке приложена действующая на него сила






Формировать понятие «Сила тяжести»

В природе существует множество сил, мы сегодня познакомимся с одной из них – силой тяжести. Любое тело поднятое над Землей , упадет на землю, если его отпустить. Причиной этого является сила притяжения к Земле. Притяжение всех тел во Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.

Почему же мы не видим притяжение друг к другу тел в комнате?


Оказывается , сила всемирного тяготения прямо пропорциональна произведению масс тел, и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Сила с которой Земля притягивает к себе тела, называется силой тяжести. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины , оползни, движутся ледники выпадают дожди, текут реки с холмов и т.д. Все живые существа чувствуют ее притяжение. Растения также чувствуют действие направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, центру земли, а стебель – вверх.

Нельзя забывать, что любое тело притягивается не только землей, но и другими телами, в том числе Луной, солнцем, другими звездами.

Отвечая на вопрос учителя , приводят примеры



Высказывают свои предположения

































Высказывают предположения (действия тел друг на друга)






Ученики делают вывод

- тело может свою форму и размеры





  1. Изменение скорости или направления движения тела

  2. Изменение формы и размеров тела




Сила обозначается латинской буквой F. По международному соглашению единица силы получила название ньютон в честь английского физика И. Ньютона.

Сила , как и скорость величина векторная. Она характеризуется не только тепловым значением но и временем.


















Ученики высказывают предположения




Записывают определение в тетрадь




Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу









































Самостоятельно находить нужную информацию в тексте , слушать.

Вступать в учебный диалог














































Участвовать в общей беседе вступать учебный диалог , умение с достаточной полнотой выражать мысли

умение ставить учебную задачу;

развивать логическое мышление;

формулировать тему;

4 Выполнение эксперимента

Предлагает учащимся разделиться по группам для выполнения опыта:

  1. Магнитом действуем на металлические предметы

Вопрос как воздействует магнит на металлические тела? Опишите что с ними происходит. Может ли магнит действовать на тела на расстоянии?

  1. Магнитом действуем на магнит. Вопрос: как действуют друг на друга магниты? Чем отличается их действие друг на друга от действия на металлические предметы?

  2. Опыт шарами- взаимодействие шаров при столкновении.

Демонстрация падения тел в трубке Ньютона проводит учитель




Работают в группах и проводят опыты. Отвечают на вопросы учителя.


Обобщают ответы на вопросы и делают вывод .

На основе вывода выдвигают предположение о теме урока



















Ученики наблюдают падение тел в трубке при наличии и при выкачивании воздуха.

Делают выводы.

Умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

Взаимодействуют с соседями по группе и с учителем

Прогнозирование результатов самоконтроль и взаимоконтроль в группах

5.Первичное закрепление

Решить задачи:

  1. Какие тела взаимодействуют при падении камня, движении автомобиля?

  2. Масса второго тела в 2 раза больше массы первого. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела

  3. Барон Мюнхгаузен привязав конец веревки к Луне, спускался по ней на Землю. В чем главная физическая несуразность такого передвижения?

  4. Действует ли сила тяжести на деревянный шар , плавающий на поверхности воды?





Учитель:

  1. Что такое сила?

  2. От чего зависит результат действия силы на тело?

  3. Какой буквой обозначают силу?

  4. Единица измерения силы

  5. Какую силу называют силой тяжести?

  6. Как направлена сила тяжести

  7. Как зависит сила тяжести от массы?


Отвечают с комментариями.

Решают задачи.
































Отвечают на вопросы

Осуществлять на решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, структурировать знания
























Умения осознанно и произвольно строить высказывания.

Построение логической цепи рассуждения

Строить небольшие монологические высказывания






























Взаимодействуют с учителем учащимися во время опроса во фронтальном режиме





























Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнений действий.


























Контролируют правильность ответов

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подводит итоги урока

Фронтальная беседа по вопросам:

Наш урок подходит к концу и я хочу, что бы ответили на следующие вопросы:

  1. За что ты можешь похвалить сегодня себя на уроке?

  2. За что ты можешь похвалить своих одноклассников?

  3. За что ты можешь похвалить своего учителя?

Спасибо за работу на уроке! (Оценки учащимся)

Всем удачного дня

Учащиеся отвечают на вопросы, и записывают домашнее задание: параграф 23,24. Проверить себя отвечая на вопросы в конце параграфа.

Подготовить сообщение на тему: «Биография И. Ньютона

Структурировать знания; самостоятельное формулирование познавательной цели

Уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга

На основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!