СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. "С севера на юг" 4 класс. Окружающий мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. "С севера на юг" 4 класс. Окружающий мир.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4.

Тема урока: «С севера на юг».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении природных зон России.

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о карте природных зон России;
    -формировать представление о различиях природных зон России;
    - формировать представление о причинах сменяемости природных зон России.


  1. Формировать умение использовать легенду карты для определения природных зон России.
    -формировать умение объяснять различия природных зон России.

Предметные:

  1. Учащиеся научатся читать карту природных зон России.

Учащиеся получат возможность научиться объяснять различия природных зон России;
Учащиеся получат возможность научиться объяснять причины сменяемости природных зон России.

2. Учащиеся научатся использовать легенду карты для определения природных зон России.

Учащиеся получат возможность научиться объяснять различия природных зон России.

Развивающие:

  1. Формировать умение определять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять самооценку деятельности, планировать свои действия.


  1. Формировать умения: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выполнять действия по алгоритму.



  1. Формировать умения: владеть диалогической формой речи; работать в парах и группах.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- определять учебную задачу,

- осуществлять волевую саморегуляцию,

- осуществлять самооценку деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять план своих действий;

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять анализ;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять обобщение;

Учащиеся получат возможность научиться:

- строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-слушать и понимать речь других;

Учащиеся получат возможность научиться:

- владеть диалогической формой речи.

Воспитательные:

-Формировать интерес к изучению карты природных зон России;
-Формировать интерес к определению природных зон.


Личностные:

-У учащихся будет сформирован интерес к изучению карты природных зон России.

-У учащихся может быть сформирован интерес к природным зонам.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: листы для самостоятельной работы, учебник, презентация.



























ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельностьобучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный

(беседа)











Наглядный (презентация)





Приветствует, настраивает на дальнейшую работу.

  • Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вероника Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. Проверьте готовность к уроку.

  • У вас должны быть на парте: учебник, пенал.

Поднимите руку те, кто готов к уроку. Отлично, давайте начинать!


  • Кто хочет прочитать девиз урока со слайда?
    Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Что мы сегодня с вами будем делать на уроке?


- Что бы урок прошёл отлично, как вы должны работать?

-Тогда приступим к изучению.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность к уроку















- Учиться, трудиться, старательно работать и внимательно слушать.

-Активно.


Р.: осуществлять волевую саморегуляцию;
















К.: владеть диалогической формой речи.



2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Словесный(беседа)












Практический (Игра)


- На прошлом уроке вы изучали «морские просторы России».


- Сколько морей омывают Россию?

- Чем море отличается от озера?



- В какие океаны входят моря?




- Давайте вспомним, моря каких океанов омывают Россию и их название.

Учитель предлагает сыграть в игру. На карте есть отметки, нажимая на них, нужно указать название моря.

https://learningapps.org/watch?v=pxg6fco0t23









- Вы большие молодцы. Сегодня же нас ждёт новая тема.

Отвечают на вопросы.

- 12.


- Море обязательно впадает в океан.


- 3 океана. Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый океаны.





По поднятой руке называют моря под указанными значками.

Тихий океан – Охотское море, Беринговое море.
Северо-ледовитый океан – Карское, Лаптевых
Атлантический океан – Чёрное море, Балтийское море.




К.: владеть диалогической формой речи.


У учащихся может быть сформирован интерес к определению природных богатств нашей страны.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)





Наглядный (презентация)






Словесный (беседа)






Организует постановку темы и цели урока.

-А чтобы узнать, о чем именно мы сегодня поговорим, нужно разгадать шифр.


19 \ 19-6-3-6-18-1 \ 15-1 \ 32-4


-Откройте, пожалуйста, учебник на странице 76 и проверьте, правильно ли вы определили тему.

- До сих пор в путешествие по просторам России нам помогала физическая карта, сегодня же нашим экскурсоводам станет карта природных зон России.


- Какой же будет цель нашего урока?


Разгадывают шифр.





- «С севера на юг»



Проверяют.









- Узнать, что такое карта природных зон и как её читать.


К.: владеть диалогической формой речи.









П: строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;



Р: определять учебную задачу.

У учащихся будет сформирован интерес к изучению карты природных зон России.

4. Построение проекта выхода из затруднения


Словесный(беседа)







Наглядный (презентация)

Организует постановку проблемных задач.

-Чтобы нам достичь цели мы должны составить план действий. Соедините.

1.О чем мы должны узнать?



2.Чему должны научиться?




3.Что мы должны определить?





- Узнать условные обозначения природных зон на карте;

- Научится читать карту, используя условные знаки;

- Определить отличия природных зон России.


К.: владеть диалогической формой речи;




Р.: составлять план своих действий.



5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)

















Практический (работа с учебником)






























Словесный (беседа)






Практический (работа с учебником)











Наглядный (презентация)













Словесный (рассказ)














Словесный (беседа)



- Давайте обратимся к физической карте. Её вы можете видеть на слайде, а также на стр 52-53. Определите на ней стороны горизонта.



-Что здесь обозначается?







- Каким цветом обозначается горы?

- А каким цветом обозначаются неизменности?

- Теперь посмотрите на другую карту. На её условные знаки, с правой стороны. Совпадают ли они с условными обозначениями физической карты? Чем они схожи и чем отличаются?








- Всё верно.

- Россия очень разнообразна природными зонами и сегодня мы с вами будем знакомиться с ними и определим, как они появились.


- Давайте назовём все природные зоны. Кто-нибудь один прочитает их вслух, остальные слушают и читают про себя.


- Среди всех этих природных зон есть основные зоны, а есть промежуточными. Чтобы узнать, какие именно, давайте кратко познакомимся с каждой природной зоной России.


- Арктические пустыни. Где они находится?


- Они расположены в районе Северного полюса, занимая острова в Северном Ледовитом океане. Как думаете, какая там погода?


- Верно. Климат там очень суров, льды и снежный покров держатся почти весь год.

- Растут ли там деревья или кустарники? Почему?



- Верно, растительность там скудна, но в некоторых местах можно встретить различные злаки, мхи, полярный мак.


- Посмотрите на экран, назовите животных, которые обитают там.

- Перейдём к следующей зоне, как она называется?

- Тундра находится южнее Арктических пустынь. В тундре преобладают мхи, лишайники и травянистые растения, встречаются кустарники. Животный мир представлен северными оленями, песцом, розовой чайкой, леммингами. Там так же обитает полярная сова, а на лето прилетают гуси и лебеди. Леса там особо нет, преобладают сильные ветра, мерзлота, повышенная влажность и невысокие температуры.


- Лесотундра — это переходная природная зона от тундры к тайге.


- Далее мы переходим к самой большой природной зоне. Как она называется? Верно. Южнее от тайги находятся смешанные и широколиственные леса. Мы назовём это Лесной поляной.


- Тайга в России характеризуется суровыми зимами с низкими температурами и короткими летами. Температуры могут опускаться до -50°C зимой и подниматься до +30°C летом. В данных лесах обитают разнообразные животные, такие как сибирский тигр, медведь, лось, волк, лисица, соболь и множество видов птиц. Там растут хвойные леса, включая сосны, ели и лиственницы. Также много мхов, лишайников и грибов.


- Какие зоны у нас идут после лесов?

- Лесостепь — это переходная область между лесной и степной зонами, здесь лесные участки чередуются с безлесными.


- Степь представляет собой равнины, покрытые травянистой растительностью; деревья встречаются только около водоёмов. Климат в степи стабильный, то есть холодные зимы и жаркое лето. Там обитают разные виды грызунов и зайцев (сурки, суслики, полёвки). Волки, ласки, иногда можно встретить косуль. Много пресмыкающихся (ужи, гадюки, ящерицы), встречаются земноводные (жабы, лягушки, чесночница), обильны насекомые.
Растут там травы, злаки, бобовые, рядом с водой – кусты и деревья.


- Далее идут полупустыни и пустыни.

- Полупустыни – это промежуток между степями и пустынями.


- О чём вам говорит название данной природной зоны?



- Всё верно. В пустынях жарко, много солнца и песчаных дюн.

- Растения редки и адаптированы к малому количеству воды. Например, кактусы, злаки, полыни, солянка, верблюжья колючка, саксаул. В таких условиях способны выжить грызуны (суслики, тушканчики, полёвки, хомячки), сайгаки, змеи, ящерицы, некоторые птицы (жаворонок, степной орёл, дрофа). Много насекомых и паукообразных.


- Следящая природная зона?

- Субтропики в России - это место с жарким летом и тёплой зимой. Находятся они на берегу Чёрного моря. Здесь обитают такие животные, как леопард, косуля, ящерицы. Много птиц, как фазан и аист, чайка. Также есть дельфины, медузы.  В субтропиках растут пальмы, виноград, и цитрусовые деревья, такие как апельсины и лимоны.

- Мы с вами обсудили все природные зоны. Ответьте мне на вопрос, почему сменяются данные зоны?


- Правильно. В разных местах солнечные лучи падают по-разному. От этого зависит степень нагревания, а уже от этого – климатические условия.


- Посмотрите на изображение снизу. Мы с вами определились, что разные зоны России получают разное количества тепла. Получается, как земная поверхность нагревается?


- Происходит неравномерное нагревания.


- В горах картина другая, посмотрите на слайд. Что вы видите?


- Почему так?




- Обратите внимание на карту. Вспомните, где на физической карте расположены горы. Каким цветом они указаны на карте природных зон?


- Как называется данная область?



- высота поясности – это когда природа изменяется с высотой.





- Сверху вниз – Север – Юг. Слева на право – запад – восток.


- Форма поверхности земли. Полезные ископаемые. Города. Границы. Реки, озёра, болота (водные ресурсы).


- Бежевым, коричневым.


- Зелёным.





- Не совсем. Используются разные цвета. Но на физической карте цвета обозначают формы поверхности (рельеф), а на этой карте – природные зоны.








Один из учеников читает природные зоны вслух, остальные слушают.










- На самом севере России.





- Холодная.






- Нет. Потому что там очень холодно и нет подходящей почвы.







- тюлень, белый медведь, полярная сова.

- Тундра.





















- Тайга.





















- Лесостепи и Степи.





























- Что там жарко, почти нет осадков, а ветра сухие.

















- Субтропики.













- Везде разный климат.













- Неравномерно.







- На горе лежит снег, а внизу – растёт зелёная трава.

- Потому что вверху температура ниже, а ещё теплый воздух охлаждается.





- персиковым, розовым.

- Область высотной поясности.













Учащиеся научатся читать карту природных зон России.



































































Учащиеся получат возможность научиться объяснять различия природных зон России;




























































Учащиеся получат возможность научиться объяснять различия природных зон России;




























Учащиеся получат возможность научиться объяснять причины сменяемости природных зон России.







К: слушать и понимать речь других.







К.: владеть диалогической формой речи;








П: устанавливать причинно-следственные связи;









К: владеть диалогической формой речи.











К: слушать и понимать речь других.















П: строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;


















К: слушать и понимать речь других.

























К: слушать и понимать речь других.






















К: слушать и понимать речь других.






















К: слушать и понимать речь других.






К.: владеть диалогической формой речи;





















К: слушать и понимать речь других.



К.: владеть диалогической формой речи;









У учащихся будет сформирован интерес к изучению карты природных зон России.






































У учащихся может быть сформирован интерес к определению природных богатств нашей страны.




































У учащихся может быть сформирован интерес к природным зонам.































У учащихся может быть сформирован интерес к природным зонам.




























У учащихся может быть сформирован интерес к природным зонам.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Практический (работа с учебником)Словесный (беседа)






Организует работу в парах.

- Сейчас я вам раздам листочки, которые вы должны выполнить в парах. Вам нужно пронумеровать основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг.



- Давайте проверим.





Выполняют работу в парах.



- 1. арктические пустыни
2. тундра
3. тайга

4. Лесная полоса (тайга, смешанные и широколиственные)
5. степи
6. пустыни
7. субтропики.




Учащиеся научатся использовать легенду карты для определения природных зон России.

Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

П: строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;

К.: владеть диалогической формой речи.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический

(задание, работа с листом контроля)

Организует самостоятельную работу с проверкой по эталону.


- Сейчас мы с вами выполним небольшую индивидуальную работу. Подпишите свои листочки. Обратите внимание, что вам нужно отметить только один верный вариант. (Приложение 1)


- Возьмите карандаш другого цвета или обычный и свертись с ответами на доске.





Выполняют задание.






Проверяют самостоятельную работу по эталону.


Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.


Р: осуществлять волевую саморегуляцию.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный(беседа)


-Давайте повторим, что можно сказать о нашей стране по карте природных зон?








-Перечислите основные природные зоны нашей страны.





-Почему происходит смена природных зон?



-Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?


-Наша страна богата различными природными зонами, в ней есть как арктические пустыни, где холодно и пустыни, где жарко. Так же у нас много различных лесов.

- Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, субтропики.

- Потому что Солнце неравномерно нагревает различные участки Земли.

-Горные области обозначены на карте отдельно, потому что в горах природа меняется с высотой, это явление называется высотной поясностью.



К: слушать и понимать речь других;


К.: владеть диалогической формой речи;

П: осуществлять обобщение






9. Рефлексия учебной деятельности.


Организует рефлексию учебной деятельности.

У каждого на столе лежит карта, закрасьте ее зеленым цветом, если вы считаете, что вы хорошо поработали на уроке и всё поняли, жёлтым, если остались вопросы и красным если вы ничего не поняли и работали плохо.

-Спасибо за урок.

Оценивают свою деятельность.



Закрашивают карту определённым цветом.



К.: владеть диалогической формой речи;











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!