1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Здравствуйте, сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анна Александровна. На ваших столах, лежат карточки: «с каким настроением ты идёшь на урок русского языка?» а) с желанием, потому что хочу узнать что- то новое; б) с нежелание, потому что не люблю этот предмет; в) с безразличием потому что это очередной урок в расписании; Внимательно посмотрите и обведи свой вариант ответа. Это ваша анкета-настроения. Отодвинь ее на край стола. К ней мы вернемся в конце урока. Настроились на рабочий лад, проверили готовность к уроку русского языка. А теперь пожалуйста покажите, как должен сидеть ученик. Спинки ровно, ножки вместе и руки правильно сложены на парте. | Приветствуют учителя. Заполняют анкету настроения. Проверяют готовность к уроку. | Л.2. |
2.Актуализация и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии | Открываем тетради, отступаем 2 строки от предыдущей работы. Записываем сегодняшнее число. Сегодня шестнадцатое ноября. Классная работа. Начнем урок со словарной работы. Прописываем до конца строки : Чередование Сс и Тт (на одной строке) И чередование слогов: син тин (на одной строке) Я вам называю лексические значения, вы через запятую записываете само слово. Фронтальный опрос перед записью слова. Записываем с красной строки словарь, двоеточие. Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, а также стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события; Особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать, понять; Одиннадцатый месяц календарного года; Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио; Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам; 6.Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу; 7.В настоящее время, теперь; 8.Специалист с высшим техническим образованием; 9.Главный город государства. Внимание на слайд, проверьте себя. У кого выписаны эти слова, поднимите руку. У кого нет, исправьте зачеркнув карандашом и вверху запишите правильный ответ. А теперь, внимание, составьте слово из первых букв данных словарных слов. Знакомо слово? - Что такое синтаксис? Слайд Напомните, что же такое предложение? Слайд. Например- Ноябрь. Чувствуется приближение зимы. Слайд: - По цели высказывания предложения бывают: -по интонации: - по наличию второстепенных членов предложения бывают Мы с вами знаем, что в предложении могут быть однородные члены: слайд (Над душистыми цветами порхают бабочки и пчелы.) С красной строки запишите данное предложение. Подчеркните все члены предложения и надпишите части речи. -Какие однородные члены нам представлены? -А почему не поставлена запятая? | Открывают тетради, записывают число, классная работа. Минутка-чистописания Словарная работа: Салют, интерес, ноябрь, телефон, аллея, костер, сейчас, инженер, столица. - Получилось слово синтаксис. -Синтаксис-это раздел языка, который изучает словосочетания и предложения. -Предложение- это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства -По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные; - по интонации: восклицательные, невосклицательные; -- по наличию второстепенных членов предложения бывают:распространенные и нераспространенные; -Записывают предложение: Над душистыми цветами порхают бабочки и пчелы. Над душистыми цветами порхают бабочки и пчелы. -Однородные подлежащие. - Потому что используем соединительный союз и. | П.3. Л.1. К.2. |
3. Выявление места затруднения , постановка темы урока . | Внимание на слайд: Грачи, в, роща, поселилась, берёзовая, шумные. - Составьте предложения из слов, изменяя форму слов. Запишите с красный строки составленное предложение. -Выпишите из этого предложения словосочетания. Что нужно для этого сделать? -Вы подчеркиваете подлежащие и сказуемое. Теперь , находим группу подлежащего. Еще есть слова из данный группы? Выписываем группу сказуемых. Записали ниже, но только с маленькой буквы. Словосочетания получаться столбиком. -Прочитайте ещё раз предложение, которое вы составили. Прочитайте словосочетания, которые мы выделили. Как вы поняли, какова тема урока. Что мы сегодня будем повторять? | -Составляют предложение, изменяя форму слов и записывают в тетрадь. -Для начала, нужно подчеркнуть грамматическую основу, потому что она не является словосочетанием -Подчеркивают- Грачи поселились -Грачи (какие?) шумные -нет -Поселились (Где?) в роще Мы вспомним, что такое предложение и словосочетание, закрепим умение выделять словосочетания в предложении. Будем учиться отличать словосочетания от предложений. | Р.1. П.2. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Откройте учебник на стр.78, где даны узелки на память. Предлагаю вам вспомнить, что такое словосочетание и как устанавливается связь. Прочтите его про себя. Прочтем в слух. Фронтальный устный опрос по правилу: -Что называется словосочетанием? -Что есть в словосочетании? -От главного слова к зависимому слову можно поставить? А теперь следуя этому правилу выполним упражнение 125. Прочтите задание про себя. Первый пример выполним устно, затем второе и третье выполним письменно. Вызов ученика к доске. У себя в тетради, вы полностью записываете предложение, а у доски ученик выписывает только словосочетание. -Работа с учеником у доски: Сначала назови подлежащее и сказуемое, а теперь слово, связанное с подлежащим. Выпиши словосочетание, покажи главное слово крестиком над ним. Сколько слов получилось в словосочетании? -Может сделать вывод, что словосочетание не только 2 слова, а также может состоять из трех и более слов, связанных по смыслу. -Теперь группа сказуемых. Замечательно, группа сказуемых закончена. -Теперь от второстепенного. Верно. И вот, каждое словосочетание столбиком записываем. На третье задание из упр. Вызываем другого ученика. Выполняем аналогичную работу. Мини-итог: -Что называется словосочетанием? -При помощи чего устанавливается связь? Какие слова есть в словосочетании? -Как обозначаем главное? Как его определить? Физминутка Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно. Засиделся ученик - Разминаться нужно. Мы сначала всем в ответ Головой покрутим: НЕТ! Энергично, как всегда, Головой покрутим: ДА! Да, продуктивному уроку. Тихонечко присаживаемся. | Читают правило про себя. Затем вслух. -Словосочетание-это соединение двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. -Главное и зависимое слово. -Вопрос -Лоси подходят. Старые и молодые. Словосочетание: Лоси старые и молодые. -З слова, не считая союза. -Подходят (как?) близко. -Подходят(куда?) к городам. -Городам (каким?) шумным. -Соединение двух или более слов, связанных друг с другом. -Связь устанавливается при помощи вопроса. Главное и зависимое. -Крестиком. Главное-это слово от которого задаётся вопрос. -Читают задание про себя, затем вслух. Выполняют физминутку. | К.2. П.3. Л.2. |
5.Реализация построенного проекта выхода из затруднения | Выполним упр. 126. Прочтите про себя задание. Выполним задание самостоятельно по примеру задания, которое мы выполняли ранее. Выполняем по вариантам, 1 вариант выпишет предложение 1, а второй вариант выпишет предложение 3. -Для начала, с чего начнёте? Затем какую группу выпишем? Затем? И потом? Проверяем 1 вариант, а 2 вариант в это время выписывает и выполняет аналогичную работу с предложением 2. Затем, проверяем второй вариант, а 1 выписывает также 2 предложение. Проверяем вместе 2 варианта 2 предложение. Мини-итог: -При помощи чего устанавливается связь слов в предложении. -Как найти главное слово? | -Подчеркнем подлежащее и сказуемое. Группу подлежащего. Затем группу сказуемого. Группу второстепенных членов предложения. -1 вариант: Жизнь продолжается. Жизнь (какая?) скрытая Продолжается (где?) в лесу. Продолжается (когда?) в зимние ночи. 2 вариант: Листья повисали. Листья (какие?) кленовые. Повисали (на чем?) на нитках осенней паутины. -При помощи вопроса. -От главного слова задаем вопрос. | П.1. Л.1. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Внимание на слайд: Выбрать из задания только предложения и доказать, что это предложение. -Докажите, что другие являются словосочетаниями. Давайте сделаем вывод. Иван Иванович дает нам правила для закрепления. -Прочтите его про себя, затем устно. Давайте сравним, какой мы можем сделать вывод? | -Предложение выражает законченную мысль в нем есть главные члены предложения. -Словосочетание-это сочетание двух или более слов, связанные друг с другом по смыслу. -Читают правило про себя, затем хором. -Мы можем увидеть отличие между предложением и словосочетанием: Предложение выражает законченную мысль в нем есть главные члены предложения, а словосочетание-это сочетание двух или более слов, связанные друг с другом по смыслу. | Р.2. |