СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе на тему "Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка представляет собой технологическую карту урока русского языка в 11 классе на тему  "Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.Виды и средства синтаксической связи".Тип урока: актуализации знаний и умений (урок повторения).Цель урока: создание условия для повторения сведений о словосочетании и предложении.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 11 классе на тему "Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса"»

Технологическая карта урока


Дата: 16.02.2017г.

Класс: 11

Предмет: русский язык

Учитель: Тимкова Татьяна Степановна

Тема: Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Виды и средства синтаксической связи

Тип урока: актуализации знаний и умений (урок повторения).

Цель урока: создать условия для повторения сведений о словосочетании и предложении.

Планируемый результат обучения:

Предметные УУД:

-систематизация и активизация имеющихся у учащихся знаний о синтаксических единицах;

-совершенствование умения лингвистически грамотно составлять словосочетания, предложения и связный текст, учитывая такие языковые явления, как лексическая сочетаемость и паронимия;

-формирование грамотности, совершенствование правописных навыков.

Личностные УУД:

- способность к определению своей позиции и ответственному поведению;

- готовность и способность учащихся к саморазвитию;

- проявление творческого отношения к процессу повторения темы;

- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- самооценка, адекватное понимание причины успеха или неуспеха в учебной деятельности;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу);

-воспитание любви к русскому языку.

Метапредметные УУД:

-осознание способов деятельности и культурного осмысления её содержания и получения знаний;

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

-владение умением работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности для её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Ресурсы: Власенков А.И.., Рыбченкова Л.М. Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

Булгаков М.А.Мастер и Маргарита. – М.: Сварогъ, 1994.

Авторская мультимедийная презентация к уроку.

Мультимедийный проектор, проекционный экран, персональный компьютер.

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)



Этапы урока.

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1. Мобилизующий этап. Цель:

осознанное включение в активную деятельность;

формулирование темы урока.

Предлагает открыть роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и записать названия 1, 2, 3 глав.

Предлагает ответить на вопросы и сформулировать тему занятия: «Чем различаются названия глав по синтаксической структуре? Почему вы так думаете?»

Открывают роман и записывают названия глав: «Никогда не разговаривайте с неизвестными», «Понтий Пилат», «Седьмое доказательство».

Отвечая на предложенные учителем вопросы, формулируют тему занятия.

Позн.: умение ориентироваться в системе своих знаний.

Ком.: умение правильно выражать свои мысли.

Рег.: умение организовать свою учебную деятельность, быстро включиться в деловой ритм.

Лич.: мотивация учения.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Цель: проверка и актуализация знаний обучающихся.


Проверяет домашнее задание (упр.361) посредством сравнения с образцом.

Сравнивают выполненное домашнее задание с образцом, представленным ученицей. Анализируют, корректируют, делают выводы.

П: проведение сравнения по заданным критериям, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

К: умение строить понятное для слушателей речевое высказывание.

Р: оценка, контроль, коррекция учебной деятельности, умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Л: учебно-познавательный интерес к изученному материалу.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: создание общего предметно-проблемного поля.


Предлагает заполнить схему [Приложение 1], подумать, как можно её изменить, расширить.

Предлагает определить цели занятия (что вспомнить, что узнать, чему научиться).

Заполняют схему, предлагают, как можно её изменить, дополняют новыми терминами.

Пользуясь опорной схемой, самостоятельно определяют цели занятия, определив границы знания и незнания.

Отвечают на вопрос, зачем нужно занятие, какую значимую проблему ставит. Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

П: целеполагание; установление причинно-следственной связи, выводы, обобщения.

К: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

Р: умение ставить задачу, оценивать правильность выполнения действий.

Л: готовность и способность к саморазвитию, самоопределение, смыслообразование.

4. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её решения.



Предлагает ответить на вопросы:

«Как вам легче выражать свои мысли и чувства: с помощью слов, словосочетаний или предложений?

А как вам легче понять других? Почему мы предъявляем разные требования к своей речи и речи других людей?»






Отвечают на вопросы, актуализируют имеющиеся знания, применяя их к практической деятельности.

Планируют учебные действия.

П: умение строить логическую цепь рассуждений, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

К: умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: составление плана и последовательности действий.

Л: следование в речевом поведении моральным нормам и этическим требованиям.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях; включение нового знания в систему знаний и навыков.



Организует работу по группам, объясняет алгоритм последующих действий.

Предлагает заполнить таблицу [Приложение 2], подумать, как можно её изменить.

Предлагает высказаться на тему: «Какая единица синтаксиса важнее и почему?»

Объединяются в группы, знакомятся с инструкцией выполнения работы.

Заполняют таблицу, распределяют толкование терминов, отрабатывают умение синтаксически анализировать словосочетания и предложения.

Осуществляют взаимоконтроль.

Публично защищают работу группы, объясняя, какая единица синтаксиса важнее и почему, приводят примеры.

Комментируют, поясняя свои действия. Участвуют в обсуждении предложенной учителем темы, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают уровень собственной активности в группе.

П: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

К: умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности и приходить к общему решению.

Р: планирование, прогнозирование результатов работы.

Л: адекватное восприятие оценки учителя и товарищей.

6. Обобщение и систематизация знаний

Цель: создание условий для инициации размышления и самоопределения учащихся в диалоге с учителем.


Проводит словарный диктант с самопроверкой [Приложение 3].

Предлагает ответить на вопросы: «Почему нельзя сделать синтаксический разбор всех записанных сочетаний?

К каким сочетаниям слов относится задание «Сделайте синтаксический разбор словосочетания»?»

Предлагает выполнить самостоятельную работу [Приложение 4], определить виды и средства связи в словосочетаниях и предложениях.

Пишут словарный диктант, совершенствуют правописные умения и навыки, проводят самопроверку.

Озвучивают свои предположения, обсуждают их, актуализируют свои знания об отличительных признаках словосочетания, позволяющих разграничить его и другие сочетания, не являющиеся словосочетаниями. Классифицируют словосочетания по сходству и различию. Определяют, с какими сочетаниями слов нельзя выполнить синтаксический разбор словосочетания (главные члены предложения, однородные члены предложения, сочетание предлога с существительным). Углубляют имеющиеся знания на основе анализа предложенного учителем материала.

П: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

К: построение монологической и диалогической формы речи.

Р: саморегуляция, оценка, контроль, коррекция правописных умений.

Л: проявление творческого отношения к процессу повторения темы.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цель: включение учащихся в творческую деятельность на основе сотрудничества.



Предлагает составить текст по репродукциям произведений Дуччо ди Буонинисенья и Андрея Рублёва [Приложение 5], употребив в предложениях все средства синтаксической связи.

Составляют связный текст,

учитывая такие языковые явления, как лексическая сочетаемость и паронимия. Отрабатывают умение употреблять в предложениях средства синтаксической связи (словоформы, служебные части речи, порядок слов, интонация), находить и исправлять орфографические ошибки, связанные с синтаксическими нормами, и речевые ошибки, связанные с неверным сочетанием слов при построении предложений.

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

К: умение строить рассуждение, формулирование собственного мнения и позиции.

Р: контроль и коррекция (редактирование и рецензирование текста).

Л: осознание качества и уровня усвоения темы урока.

8. Информация о домашнем задании

Цель: разъяснение содержания домашнего задания.


1. Стр.250, упр.363: указать произведение и автора.

3.Эссе «Встреча, изменившая жизнь».


Воспринимают задание, уточняют. Принимают учебную задачу, планируют её выполнение.

Оценивают правильность понимания учебной задачи и собственные возможности для её решения.


П: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения.

К: планирование самостоятельного выполнения задачи и учебного сотрудничества.

Р: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своего действия.

Л: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: объективация и рефлексивно-творческое осмысление результатов деятельности учащихся на уроке, самооценка работы; формирование личной ответственности за результаты своей деятельности.

Предлагает продолжить любое предложение:

1.Сегодня я узнал …

2. Мне было интересно…

3. Мне было трудно…

4. Я научился …

5. Я выполнял задания…

6. Я понял, что…

7. У меня получилось…

8. Мне захотелось…

9. Я смогу…

10. Я попробую…


Вспоминают ход урока.

Анализируют свою деятельность и деятельность товарищей.

Формулируют свои впечатления о том, что понравилось на уроке и почему, что запомнилось, что новое поняли и что смогут объяснить другим, что расскажут друзьям или дома.

П: умение оценивать качество и уровень усвоения материала.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения.

Р: контроль и оценка результатов своей деятельности.

Л: осознание собственного эмоционального состояния, полученного от успешной или неуспешной деятельности.


















Приложения

Приложение 1

Какими терминами можно заполнить данную схему? Чем дополнить? (Термином «текст»)





Слово

Словосочетание

Предложение

Приложение 2

Групповая работа.

Распределите толкование терминов и объясните, какая единица синтаксиса важнее и почему? Приведите примеры.

Словосочетание

Предложение

Называет предметы, действия, их признаки

Содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение

Не имеет законченной интонации

Характеризуется интонационной законченностью

Состоит из главного и зависимого слова

Имеет грамматическую основу

Не содержит указаний на то, как говорящий оценивает сообщение

Содержит указания на то, как говорящий оценивает сообщение

Слова связываются при помощи подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

Слова связываются при помощи сочинительной и подчинительной связи



Фотография с урока



Приложение 3

Словарный диктант. Самопроверка.

В течение часа, выполнить точь-в-точь, четверо одноклассников, поступить по окончании школы, вопреки предсказанию, увеличить вдвое, оживлённые и счастливые, продвигаться впотьмах, не прекращающийся весь день, вследствие невнимательности, кто-то пришёл, оставить на память, несмотря на препятствия.



Приложение 4

Самостоятельная работа


  1. Определите виды связи в словосочетаниях, ответ обоснуйте.

(четверо одноклассников - согласование: изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого слова; увеличить вдвое - примыкание: зависимое слово неизменяемое; продвигаться впотьмах - примыкание: зависимое слово неизменяемое; оставить на память – управление: изменение формы главного слова не приводит к изменению формы зависимого слова).

  1. Определите виды связи в предложении «Кто-то пришёл»

(сочинительная, равноправная связь).

  1. Какие средства синтаксической связи можно определить в предложении «Кто-то пришёл»?

(словоформы - ед.ч., м.р.; порядок слов – прямой; интонация - невосклицательная).

  1. Как нужно изменить предложение, чтобы определить все средства синтаксической связи?

(Вставить служебные части речи: «Кто-то пришёл к нам» – предлог связывает сказуемое и дополнение).









Приложение 5

Составьте текст по репродукциям произведений Дуччо ди Буонинисенья и Андрея Рублёва, употребив в предложениях все средства синтаксической связи (словоформы, служебные части речи, порядок слов, интонация).

15 февраля – Сретенье Господне. Праздник получил свое название в честь того, что в этот день произошла встреча младенца Иисуса Христа со святыми Симеоном и Анной (само слово «сретение» и означает «встреча»).





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!