Тема: Строчная и заглавная буква ц, Ц. | Тип урока: Изучение нового материала |
Цель урока: сформировать в памяти обучающихся чётко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной и строчной букв Ц, ц, продолжить работу по развитию каллиграфического навыка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. |
Планируемые результаты |
Предметные: формировать умение определять местоположение звука [ц] в структуре слова; формировать умение характеризовать звук [ц] как согласный, глухой, всегда твёрдый учить правильно читать слова с новой буквой; учить строить предложение со словами, имеющими в себе новую букву. | Метапредметные: развитие умения работать с информацией; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.; формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов) | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Ресурсы урока: Азбука 1 кл., 1 ч., Горецкий В.Г, мультимедийная презентация, компьютер, камера, микрофон |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
Организационный момент |
-Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Григорьевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверяет готовность класса. Организует эмоциональный настрой обучающихся на урок. | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. |
Актуализация необходимых знаний |
Работа по развитию речи -Прочитайте пословицу: Дерево дорого плодами, а человек делами. Объясните её значение. -Плодовое дерево люди ценят за хороший урожай, которым оно угощает человека. Самого же человека ценят и уважают за его дела, за его труд, за пользу, которую он приносит людям. Пальчиковая гимнастика «Замок» Скрепляем кисти рук - пальчик через пальчик, и получается замок. - На двери весит замок, - Кто его открыть бы мог? - Потянули, (тянем руки в разные стороны не разжимая пальцы) - Покрутили, (крутим то вверх, то вниз, поочередно то одной, то другой рукой не разжимая пальцы) - Постучали, (стучим основаниями ладошек друг об друга не разжимая пальцы) - И открыли! (разъединяем ладони и разводим руки в разные стороны). Каллиграфическая минутка -Итак, ребята, мы размяли наши пальчики и теперь они готовы к письму. -Но прежде, чем начать, давайте вспомним, какие еще компоненты способствуют аккуратному письму? -На прошлом занятии мы с вами изучали букву ю, давайте проверим, как мы научились её писать. Обратите внимание на слайд, перенесите записи в рабочую тетрадь | -Для того чтобы писать красиво и аккуратно нужно соблюдать правильную посадку, а также расположение тетради |
Мотивация познавательной деятельности |
Наш урок пройдёт под девизом: Учитесь тайну открывать - Сейчас мы вместе определим тему и поставим цели урока. - Прочитайте слова на слайде - Какая буква потерялась в каждом слове? - Какова же тема нашего урока сегодня? - Сегодня на уроке мы будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную и строчные буквы «Ц, ц». | -Потерялась буква ц -Буква ц |
Организация познавательной деятельности |
- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за буква и какие звуки она обозначает. -Отгадайте загадку На одной ноге стоит. В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. -Кто это? Да, это цапля. - Вы видите ее на картинке? Произнесите слово – цапля. - Сколько слогов в данном слове? -Внимательно произнесите звук [ц], что вы слышите? -Если звук произносится с препятствием, он какой: гласный или согласный? -Что еще хотим узнать о звуке? -Чтобы это определить, приложить руки к шее, произнесите звук [ц]. Ощущается ли вибрация? -Мы уже сказали, что звук [ц]- согласный, а что мы еще стараемся узнать о согласных звуках? -В течение урока мы понаблюдаем за данным звуков и сделаем вывод о его твёрдости или мягкости. – Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Ц, ц». – Чем они похожи? Чем отличаются? – Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Ц». Озвучивание алгоритма написания Демонстрация написания буквы Ц | -Два слога -Он произносится с препятствием -Согласный -Мы должны определить, глухой этот звуку или звонкий -Вибрация не ощущается, значит звук глухой -Твёрдый или мягкий этот звук - Из прямой на себя с закруглением сверху и снизу. - Плавная линия. - Прямая на себя с закруглением вправо снизу - Петля |
Физминутка |
| |
-Обратите внимание на слайд. Прочтите слова «молодец», «жеребец» -Назовите, сколько в каждом слове слогов, в какой части слова слышим звук [ц]. Расскажите всё, что знаете об этом звуке. -Прочтите стихотворения, представленные на слайде -Прочитайте все слоги с буквой ц. Прочитайте слоги, в которых все согласные читаются твёрдо. Как вы их выбрали? -Прочитайте слоги, с которыми согласные должны читаться мягко. Как слышится звук [ц] в наших слогах? -Давайте составим предложение с этими двумя слова и запишем их. Работа с учебником -Прочитайте слова в учебнике на странице 51. -Что вы о них скажите? -Запишите слово «кузнец» в тетрадь. Самостоятельно сделайте разбор данного слова. Контролирует выполнение задания Оказывает помощь обучающимся по необходимости Организует проверку по образцу -Молодцы, ребята, справились с заданием! А теперь, я предлагаю вам сыграть в игру. Игра «Кому что нужно» -На слайде будут появляться иллюстрации, ваша задача назвать предметы, которые нужны человеку этой профессии. -Послушайте рассказ о цирке. «Цирк» В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зрителей клоуны. Они шутят, публика смеётся. На арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец. Задания по тексту: 1) Назови все слова со звуком Ц и определи, где находится звук (в начале, середине или конце слова) | -Слово «молодец» состоит из трёх слогов, потому что в этом слове три гласные о, о, е. Звук [ц] слышится в третьем слоге, на конце слова. Звук [ц]- согласный, твёрдый глухой. -Слово «жеребец» состоит из трёх слогов, потому что в слове три гласные е. Звук [ц] мы слышим в третьем слоге в конце слова. Звук [ц] также согласный, твёрдый, глухой -Он слышится твёрдо, значит звук [ц] всегда бывает только твёрдым. Составляют предложение используя слова «молодец», «жеребец» -Все эти слова образовались от слова кузнец Записывают слова в тетрадь Выполняют звукобуквенный разбор слова Сверяют результат своей работы с образцом Слушают инструкцию Называют предметы -Портнихе нужны: ножницы, швейная машинка -Повару нужны: нож, разделочная доска, масло, сковорода -Математику нужны: циркуль, цифры, компьютер, калькулятор -Продавцу нужны: продукты, касса, форма -цирк, трапеция, кольца, канатоходцы, наездница, зверинец |
Подведение итогов |
Обобщение полученных на уроке сведений Заключительная беседа. Оценивание наиболее активных обучающихся -Над какой темой работали на уроке? -Что нового узнали на уроке? -Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? Где вы испытали трудности? Какие задания вам необходимо еще раз выполнить? | Принимают участие в подведении итогов урока Называют тему Формулируют конечный результат своей работы |
Рефлексия |
-На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. -Большой – для меня было важным и интересным… -Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. -Средний – мне было трудно (мне не понравилось). -Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. -Мизинец – для меня было недостаточно… | |