Тема: Строчная и заглавная буква ф, Ф. | Тип урока: Изучение нового материала |
Цель урока: Создание условий для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Ф, ф; использования на письме заглавной буквы; содействие развитию моторики, фонематического слуха; Формы работы: фронтальная, индивидуальная. |
Планируемые результаты |
Предметные: Различать печатный и письменный вариант написания буквы ф; Проводить поэлементный анализ и письмо заглавной и строчной буквы Ф, ф; Читать слоги и слова с буквами ф, Ф; Сравнивать, классифицировать все изученные буквы с опорой на «ленту букв»; | Метапредметные: развитие умения работать с информацией; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.; формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов) | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Ресурсы урока: Азбука 1 кл., 1 ч., Горецкий В.Г, мультимедийная презентация, компьютер, камера, микрофон |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
Организационный момент |
-Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Григорьевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверяет готовность класса. Организует эмоциональный настрой обучающихся на урок. - Послушайте такое предложение: «С маленькой удачи начинается большой успех!» - Как вы понимаете эти слова? - В чём сейчас заключается ваш успех? - Кто хочет быть успешным учеником? - Что пожелаем друг другу для успешности ? | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. |
Актуализация необходимых знаний |
Работа по развитию речи -Обратите внимание на слайд, прочтите пословицу: Не учись разрушать, а учись строить. Объясните её значение -Когда бы вы смогли употребить эту пословицу? -Разделите слова в этой пословице на слоги. Какая буква не имеет звука? Работа в тетради -Молодцы, а сейчас, послушайте вопросы-шутки, запишите ответы. Разделите эти слова на слоги и поставьте ударение. 1. Как записать сухая трава четырьмя буквами? 2. Что можно видеть с закрытыми глазами? 3. Сквозь какой непроходимый лес пробиралась Елена Прекрасная, разыскивая своего суженного? 4. Какую ноту можно положить в суп? -Обратите внимание на слайд, скажите, как называются эти грибы. Подсказкой вам будут служить слоги, расположенные внизу. -Назовите буквы мягких согласных в этих словах и объясните, почему они так читаются | Читают пословицу Высказывают предположения относительно значения пословицы Вспоминают случаи употребления пословицы в своей жизни -Сено -Сон -Чащу -Соль Рассматривают грибы, называют их -Называют мягкие согласные в слове подберёзовик и дают объяснение: б –за ней идёт гласная е; р- за ней гласная ё и т.д. -Согласные читаются мягко, когда за ними следуют буквы я, е, ё, ю ,и. |
Мотивация познавательной деятельности |
-Прочтите строчки из стихотворения: Флот плывёт к родной земле, Флаг на каждом корабле. -Проговорите про себя эти строчки и выделите в словах первый звук. -Что такое флот? Ознакомьтесь на слайде -Ребята, кто уже может сказать, о какой букве мы будем говорить на уроке? -Совершенно верно, сегодня мы с вами познакомимся со строчной и заглавной буквой ф, поучимся аккуратно и красиво писать её, выделять в словах и предложениях. | -Флот, флаг -Это военные корабли- эсминцы, подводные лодки, лодки, старинные корабли-фрегаты -Мы будем говорить о букве ф. |
Организация познавательной деятельности |
-Произнесите слово «флаг» и определите, какой звук мы слышим: твёрдый или мягкий. Вот и отправился наш корабль в далёкое плавание по морям. -Какие животные, в названии которых есть звук [ф], могут плавать и нырять вокруг корабля. -Произнесите слово и определите, какой звук мы слышим в этом слове -Таким образом, повторим, что мы узнали о новом звуке [ф]? -Как вы думаете, где на ленте букв будет стоять буква, обозначающая звуки [ф] и [ф']? -Как вы думаете, зачем нам нужны две буквы ф и Ф Каллиграфическая минутка -Совершенно верно, давайте же научимся писать строчную и заглавную букву ф, обратите внимание на слайд Демонстрация написания буквы ф, Ф -На следующем слайде вы можете видеть элементы из которых состоит буква ф и саму букву, запишите их. Напоминает о правильной посадке и положении тетради. Устно комментирует шаги для написания буквы | -Твёрдый -Дельфины -В слове дельфин мы слышим мягкий согласный звук [ф’], так как за ним следует гласный и -Звук [ф]- согласный, согласный, может быть твёрдым и мягким -Она будет стоять во втором ряду, так как обозначает глухой звук -Заглавная нужна для написания имён людей, кличек животных, названий городов, стран, рек, названий журналов и книг. Маленькая буква называется строчной и пишется в середине слов и предложений. Наблюдают за правильным написанием буквы ф, Ф |
Физминутка |
| |
Дидактическая игра -Сейчас я предлагаю вам немного проиграть, на экране будут появляться картинки с изображением каких-либо предметов, ваша задача дополнить слог так, чтобы получилось слово. -фе-, -фи-, -фу- Работа в тетради -Давайте выпишем данные слова в тетрадь, не забывайте о том, что имена собственные пишутся с заглавной буквы. -Ребята, что еще нового можем узнать о согласном звуке? -Наш корабль отправляется в плавание, что может встретиться ему по пути? -Произнесите слово остров и послушайте, какой звук вы слышите на конце слова? -Что же можем сказать о парности-непарности согласного звука [ф]? Работа с учебником -Откройте учебники на странице 72. Прочитайте таблицу со слогами, в которых присутствуют парные согласные ф-в. Прочитайте слоги, где есть звук [ф], теперь где есть- [ф’] -Ребята, какой вывод можно сделать? Когда согласные читаются мягко? -Рассмотрите картинку, изображенную на этой же странице, кого вы видите? Как вы поняли, что на картинке артист? Весьма вероятно, что на изображении фокусник. -Прочитайте стихотворение В. Берестова про эту изумительную профессию. -Подчеркните слоги, в состав которых входит буква ф. -Рассмотрите фокусника повнимательнее, пофантазируйте. Что еще может выскочить из его шляпы? Но помните, что в названии этих предметов обязательно должна быть буква ф. Работа в тетради -Выпишите эти слова. | -Фура, фужер, футляр, Фунтик -Ферма, туфелька -Фигура, фисташки, финики -Парный он или непарный -Остров -Пишется буква в, а слышим звук [ф] -Звук [ф]- парный, его пара звук [в] -Когда после согласных идут гласные я, е, ё, ю, и -Артиста -По его одежде (фрак, бабочка, туфли, шляпа) Читают стихотворение В. Берестова Подчеркивают нужные слоги -Филин, фонтан, факел, фанты |
Подведение итогов |
-Над какой темой работали на уроке? -Что нового узнали на уроке? -Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? Где вы испытали трудности? Какие задания вам необходимо еще раз выполнить? | Принимают участие в подведении итогов урока Называют тему Формулируют конечный результат своей работы |
Рефлексия |
-Если вам понравился урок, вам всё удалось и вы считаете, что хорошо работали, то поднимите правую руку, если вам не понравился урок и у вас возникли какие-то сложности, поднимите левую руку | Поднимают руку в зависимости от своего состояния, впечатления от урока |