слова; готовить устный ответ в виде рассуждения о словосочетании, приводить свои примеры; могут развить умение составлять предложения из заданных слов и словосочетаний;
Деятельность учителя | Деятельность обуч-ся | Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Работа с эпиграфом (коллективная работа): Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара. А. Толстой | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. П.: осознают учебно-познавательную задачу. Р.: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. 1) Взаимоопрос по теме «Русский язык в мире» (работа в парах) 2)Лингвистическая разминка: Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых и опытных устах — певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»(А. Куприн). Задания: = Определите тему, идею, тип текста. = Прокомментируйте встретившиеся в тексте орфограммы и пунктограммы. = Выполните синтаксический разбор пр-я №2. | Выполняют предложенные задания. | П.: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Организует обсуждение результатов предыдущего этапа 1) Лингвистическая задача = Проанализируйте записанные пр-я. Согласны ли вы с мнением, что язык – «путь цивилизации и культуры», а значит, и изменений? Обоснуйте свою точку зрения. | Обдумывают ответы на вопросы. | Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Целеполагание (совместно с учителем) Актуализировать… Формировать… Совершенствовать… Воспитывать… | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют задания, отвечают на вопросы. | П.: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Р.: планируют необходимые действия. К.:строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность. |
5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Организует выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, обсуждение результатов. 1. Взаимообучение: работа с учебником (работа в парах) – с.4 = Изучите рубрику «Памятка» на с.4, а также теоретический материал на этой странице. Расскажите друг другу изученный материал. 2. Составление плана по теме «Русский язык как развивающееся явление» = Составьте план по теме урока. Физкультминутка | Работают с учебником. Выполняют физкультминутку | П.: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Р.: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике. 1. Аналитическое задание: анализ текстов (работа в парах с последующим обсуждением) – упр. 1 Задание: = Выразительно прочитайте предложенные высказывания. Докажите, что это тексты. = Определите их тему, идею. 2. Р.р. Работа со схемой: анализ лингвистического материала (работа в парах с последующим обсуждением, подготовка к ГИА) – упр. 7 Задание: = Изучите схему. Вступите в диалог, опираясь на содержание схемы. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
Организует самостоятельную работу. 1. Аналитическое задание: диктант(инд. работа с последующим обсуждением) Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским языком — с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, италиянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того — богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков. Задание: = Запишите текст под диктовку. Найдите в тексте устаревшие слова и формы слов. Объясните их значение. 2. Аналитическое задание: работа с текстами (работа в парах с последующим обсуждением) – упр.2 Задания: = Прочитайте тексты. Определите их тему, идею. - Какие языковые явления позволяют сделать вывод, что каждый текст отражает определенную эпоху? = Найдите устаревшие слова, дайте им толкование. Разграничьте историзмы от архаизмов. = Найдите в тексте №2 неологизмы. Определите их значение. Каковы источники и причины появления данных неологизмов? | Работают с предложенным заданием. Оценивают работу друг друга. | Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. П.: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Р.:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
8. Включение в систему знаний и повторение |
Организует работу по обобщению полученных на уроке сведений, оцениванию 1)Р.р. Дифференцированная работа (инд. работа с последующим обсуждением) Задания: 1 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог на тему «Язык нашей семьи». 2 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог о том, почему нужно изучать русский язык. | выполняют задания | Л.: понимают значение знаний для человека. П.: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Организует заключительную беседу по вопросам Прием «Ключевые слова» Самооценивание Д/з (поясняет, комментирует): п. 1, упр.3,5, орф. работа | Самооценка: как я работал на уроке? Самоанализ: как я понял тему? | Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |