СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Русский язык как развивающееся явление"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Русский язык как развивающееся явление" составлена с учетом системно-деятельностного подхода в обучении, соответствует требованиям ФГОС ООО, предусматривает подготовку к итоговому собеседованию по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Русский язык как развивающееся явление"»

Предмет: русский язык

Класс:9 Дата:

Тема урока: Р.р. Русский язык как развивающееся явление.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

обучающие: углубление знаний о русском языке как развивающемся явлении, его функциях в современном мире;расширение общих сведений о русском языке;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.

Ресурсы:http://uroki.net/, http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/; учебник, тетрадь

Планируемые результаты:

личностные результаты: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

метапредметные результаты:

познавательные: адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют. родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; могут объяснить разницу между предложениями, различными по цели высказывания и эмоциональной окраске, роль интонации в устной и письменной речи;

регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий; могут корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания;

коммуникативные: осушествляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; могут развить умение моделировать словосочетания, используя заданные

слова; готовить устный ответ в виде рассуждения о словосочетании, приводить свои примеры; могут развить умение составлять предложения из заданных слов и словосочетаний;

предметные результаты: определяют значение понятия «русский язык»; определяют функции языка, характеризуют русский язык как развивающееся явление; владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке).

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы и приемы работы: упражнение, беседа, частично-поисковый метод; лингвистическая разминка, аналитические задания.

Сценарий урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Работа с эпиграфом (коллективная работа):

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.

А. Толстой

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют

готовность к уроку

Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

П.: осознают учебно-познавательную задачу.

Р.: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

1) Взаимоопрос по теме «Русский язык в мире» (работа в парах)

2)Лингвистическая разминка:

  • Работа с текстом (коллективная работа):

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых и опытных устах — певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»(А. Куприн).

Задания:

= Определите тему, идею, тип текста.

= Прокомментируйте встретившиеся в тексте орфограммы и пунктограммы.

= Выполните синтаксический разбор пр-я №2.

Выполняют предложенные задания.




П.: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

1) Лингвистическая задача

= Проанализируйте записанные пр-я. Согласны ли вы с мнением, что язык – «путь цивилизации и культуры», а значит, и изменений? Обоснуйте свою точку зрения.

Обдумывают ответы на вопросы.





Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения

необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Целеполагание (совместно с учителем)

  1. Актуализировать…

  2. Формировать…

  3. Совершенствовать…

  4. Воспитывать…

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют задания, отвечают на вопросы.

П.: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Р.: планируют необходимые действия.

К.:строят монологические высказы­вания, осуществляют со­вместную деятельность.

5. Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Организует выполнение разноуровневых обучающих уп­ражнений на ос­нове текстов учебника, обсуждение результатов.

1. Взаимообучение: работа с учебником (работа в парах) – с.4

= Изучите рубрику «Памятка» на с.4, а также теоретический материал на этой странице. Расскажите друг другу изученный материал.

2. Составление плана по теме «Русский язык как развивающееся явление»

= Составьте план по теме урока.

Физкультминутка




Работают с учебником.



Выполняют физкультминутку

П.: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Р.: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

6. Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Организует работу по обобщению и систематиза­ции знаний и формированию рациональных способов при­менения их на практике.

1.  Аналитическое задание: анализ текстов (работа в парах с последующим обсуждением) – упр. 1

Задание:

= Выразительно прочитайте предложенные высказывания. Докажите, что это тексты.

= Определите их тему, идею.

2. Р.р. Работа со схемой: анализ лингвистического материала (работа в парах с последующим обсуждением, подготовка к ГИА) – упр. 7

Задание:

= Изучите схему. Вступите в диалог, опираясь на содержание схемы.

Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно-следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями. Выполняют уп­ражнения, отве­чают на вопросы.

Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе; оце­нивают усваиваемое содер­жание.

Р.: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления.

К.: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

7. Само­стоятель­ная работа с взаимопроверкой

Организует самостоятельную работу.

1. Аналитическое задание: диктант(инд. работа с последующим обсуждением)

Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским язы­ком — с Богом, французским — с друзьями, немецким — с непри­ятелями, италиянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того — богат­ство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков.

Задание:

= Запишите текст под диктовку. Найдите в тексте устаревшие слова и формы слов. Объясните их значение.

2. Аналитическое задание: работа с текстами (работа в парах с последующим обсуждением) – упр.2

Задания:

= Прочитайте тексты. Определите их тему, идею.

- Какие языковые явления позволяют сделать вывод, что каждый текст отражает определенную эпоху?

= Найдите устаревшие слова, дайте им толкование. Разграничьте историзмы от архаизмов.

= Найдите в тексте №2 неологизмы. Определите их значение. Каковы источники и причины появления данных неологизмов?



Работают с предложенным заданием.

Оценивают работу друг друга.

Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

П.: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Р.:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8. Вклю­чение в систему знаний и повто­рение

Организует работу по обобщению полученных на уроке сведе­ний, оцениванию

1)Р.р. Дифференцированная работа (инд. работа с последующим обсуждением)

Задания:

1 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог на тему «Язык нашей семьи».

2 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог о том, почему нужно изучать русский язык.

выполняют задания


Л.: понимают значение знаний для чело­века.

П.: приобре­тают умения использовать знания и умения в практиче­ской деятельности.

Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К.: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

9. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке

Организует заключительную беседу по во­просам

  • Прием «Ключевые слова»

  • Самооценивание

Д/з (поясняет, комментирует): п. 1, упр.3,5, орф. работа

  • Подведение итогов (комментирует выставленные отметки)

  • Самооценка: как я работал на уроке?

  • Самоанализ: как я понял тему?

Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К.: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!