СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Роль государства в рыночной экономике"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Роль государства в рыночной экономике"»

технологическая карта урока



Тема урока

Роль государства в рыночной экономике

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Образовательная цель: изучить в ходе урока следующие основные понятия: экономические функции государства, способы воздействия государства на экономику, налог.

Развивающая цель: развивать познавательную активность учащихся, их творческие способности при выполнении учебных задач.

Воспитательная цель: воспитывать доброжелательное отношение учащихся к друг другу, уважение к чужому мнению.

Задачи урока

1. Формировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.

2. Развивать речевые коммуникации учащихся, умение организовывать учебное взаимодействие с одноклассниками.

3. Способствовать формированию экономических знаний у учащихся.

Образовательные
ресурсы

  1. Образовательные платформы: «Российская электронная школа», «Сдам ГИА: решу ЕГЭ»;

  2. Презентация «Роль государства в рыночной экономике»;

  3. Статистический материал на сайте Росстата (Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/12_02-02-2022.html);

  4. Конституция РФ (ст.8);

  5. Раздаточный материал (Приложение)

План урока

  1. Функции государства в рыночной экономике;

  2. Налоги: понятие и функции.

Личностно- значимая проблема

Содержание урока помогает понять некоторые экономические особенности в развитии современного общества и способствует формированию основных экономических знаний у учащихся.

Методы и формы
обучения

Методы: контроль и самоконтроль, объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, метод эристических вопросов, метод свободных ассоциаций.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные понятия

Рыночная экономика, государство, налог, производство, конкуренция, антимонопольная деятельность.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Ученик научится\получит возможность научиться:

  • объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;

  • анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках;

  • грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика.


Ученик научится\получит возможность научиться:

  • самостоятельно определять цели, выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (исполнитель, выступающий и т.д.);



  • Формирование положительного отношения к учёбе, учебно-познавательной мотивации, устойчивого познавательного интереса.

  • Адекватно понимают причины успешности\неуспешности учебной деятельности.




Технологическая карта с дидактической структурой урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

(на весь урок)

УУД

1. Мотивация учебной деятельности

Формулируют тему урока, планируют цели урока.

Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Фронтальная беседа.

-объясняют на примерах различные роли государства в рыночной экономике;

-анализируют экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках;

-грамотно применяют полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика.


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

2. Актуализация знаний

Знакомятся с рабочим листом, листом самооценки. Работают с высказываниями из таблицы.

Участвуют во фронтальной беседе.

Выполняют самооценку (Приложение 7).

Знакомит учащихся с рабочим листом, листом самооценки.

Организует работу учащихся с утверждениями по теме урока (таблица «До и после»).

Организует обсуждение по таблице.

Работают с таблицей «До и после» (Приложение 1), отмечают в графе «До» те утверждения, понятия, содержащиеся в которых, знакомы учащимся на начало урока.

Познавательные: анализируют предложенную информацию, дополняют ее своими суждениями. Самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

3. Изучение нового материала:

1) лекция учителя с заданиями ИЛИ

2) самостоятельная познавательная деятельность.

(работа с материалами учебника, схемами, таблицами и т.д.)

Может быть использовано сочетание двух позиций.

Самостоятельная познавательная деятельность. Работают с текстовой информацией, выполняют учебную задачу.


Выполняют самооценку.













Выполняют задание, работая в группах.

Осуществляют самоорганизацию своей деятельности.


Выполняют самооценку.












Смотрят фрагмент видеоурока, выполняют задания в рабочих листах.

Устные ответы.

Выполняют самооценку.

Организует самостоятельную деятельность учащихся, инструктирует их перед выполнением задания.

Направляет учащихся при выполнении задания.











Ставит учебную задачу.

Организует работу в группах. Инструктирует учащихся перед выполнением заданий. Направляет учащихся при выполнении заданий.















Ставит перед учащимися учебную задачу. Объясняет задание.


Задание 1: прочитать предложенный текст, определить о каких функциях государства говорится в источнике (Приложение 2).
















Задание 2:

1 группа – работа с фрагментом Конституции РФ: прочитать текст, определить документ, ответить на предложенные вопросы, составить макет ответа (Приложение 3).

2 группа – поработать со статистической информацией: изучить статистику на сайте Росстата и выполнить задания (Приложение 4).

3 группа – прочитать текст, выполнить задания (Приложение 5).


Задания для групп составлены по типу заданий ЕГЭ по обществознанию.

Задание 3: посмотреть фрагмент видеоурока на сайте РЭШ и выполнить задания в рабочих листах (Приложение 6).


4. Закрепление нового материала

Организуют свою деятельность, выполняют задания, ведут обсуждение внутри группы. Выполняют самопроверку.

Устные ответы.


Выполняют самооценку.

Ставит перед учащимися учебную задачу. Следит за ходом выполнения работы.

При обсуждении заданий комментирует, задает наводящие вопросы.

Выполнить 2 типовых задания на платформе «Решу ЕГЭ» по теме урока. Обсудить в группе и выполнить самопроверку.



Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно распределяют роли, осуществляют контроль и взаимоконтроль, коррекцию своей деятельности.

5. Контроль

Выполняют задание в группе, обсуждают.

Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в беседе.

Объясняет учащимся задание ассоциативного типа.

Организует беседу по выполненным заданиям и по теме урока.

Задание 4: нарисовать неодушевленный предмет и объяснить почему этот предмет походит на государство.

Фронтальная беседа.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её при выработке общего решения в совместной деятельности.

6.Рефлексия

Организует работу учащихся с таблицей, проводит устный рефлексивный опрос.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют уровень знания и незнания, подводят итоги урока и планируют цели на следующий урок.

Работают с таблицей «До и после», отмечают в графе «После» те утверждения, понятия, содержащиеся в которых, им знакомы и понятны.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

7. Домашнее задание

Берут свой «билетик на выход».

Объясняет домашнее задание (Приложение 8).

«Билетик на выход»

1.Составить сложный план по теме «Роль государства в рыночной экономике»

2.На выбор:

-Составить тест в формате ЕГЭ по теме урока, содержащий 10 заданий.

-Написать эссе по высказыванию Р.Рейгана «Экономические взгляды правительства крайне просты: «Все, что движется, обложить налогами. Если оно и после этого движется —регламентировать, А если уже не движется — субсидировать».




ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Таблица «До и после»


ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


Государство вмешивается в экономику рынка для сохранения экономического равновесия



Основная роль государства в рыночной экономике заключается в защите конкуренции



Налоги – это обязательный платёж взимаемый государством с физических и юридических лиц



Взимание налогов – это один из способов поддержания финансового благополучия граждан



Государство выполняет обеспечение социального климата и правовой основы, которые содействуют продуктивному существованию рынка.



Прямой налог — налог, взимаемый с физических и юридическихлиц, с дохода и имущества.



Приложение 2

Задание 1


Прочитайте текст и назовите 2 функции государства в рыночной экономике, которые в нем указаны 

 

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависит и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.


Пороховской А.Н. «Российская рыночная модель: путь реализации»


Приложение 3

Задание 2. Группа 1: Работа с Конституцией РФ


  1. Прочитайте статью документа. Назовите этот нормативно-правовой акт. Кратко охарактеризуйте этот документ.

  2. Ответьте на вопрос: Какую функцию государства можно сформулировать, используя материалы данной статьи?


Для своего ответа используйте макет, приведенный ниже

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Макет ответа


1.Этот документ называется_________________________

2.___________________обладает особыми юридическими свойствами:

-_________________________________

-_________________________________

-_________________________________


На основе 8 статьи _________________________ можно сформулировать следующую функцию государства: ____________________________________________________________

Данная функция означает_______________________________________


Приложение 4

Задание 2. Группа 2: работа со статистическим материалом.


Изучите материалы сайта и ответьте на вопрос «Какой экономический процесс иллюстрируют данные, приведенные на сайте?» Составьте 2 предложения, содержащие информацию об этом экономическом процессе. Одно предложение должно раскрывать сущность понятия, а второе содержать информацию о видах.


Приложение 5

Задание 2. Группа 3: работа с текстом.


Прочитайте данный текст и ответьте на вопросы: «Какими методами государство регулирует доходы населения? О каком методе рассказывается подробно, что он под собой подразумевает?»

Для ответа на вопрос составьте схему.

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

После того как определены приоритеты и цели в развитии государства, выбор методов диктуется двумя соображениями: эффективностью (достижением целей с наименьшими затратами) и распределительной справедливостью.

Для сравнительной оценки эффективности тех или иных методов и инструментов государственного воздействия может быть использован такой аналитический инструмент, как «затраты - выпуски». При этом затраты представляют собой вложения государственных органов в какую-либо социальную программу или проект, а выпуски — конечные результаты выполнения данной программы в виде роста благосостояния. Для его оценки могут быть использованы показатели «качества жизни»: потребление, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, изменение окружающей среды, внерабочее время.

Существуют следующие основные методы регулирования доходов населения: экономический, финансовый, законодательный (правовой), согласительный, административный. К экономическим методам регулирования доходов населения относится налоговая политика.

Налоговые поступления в бюджет обеспечивает налоговая политика, без этого невозможно организовать перераспределение доходов, наладить эффективное стимулирование экономического роста. Предоставление налоговых льгот малому бизнесу способствует повышению занятости населения, дает шанс выжить и занять свое место на рынке. Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в пользу государства. Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения личных доходов. Прогрессивное налогообложение построено так, чтобы не нарушать равноправия граждан. Его суть состоит в том, что более богатые граждане отдают в казну государства большую долю своих доходов, чем бедные. Прогрессивное налогообложение облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества.

Следовательно, цель прогрессивного налогообложения доходов может быть сформулирована как сокращение масштабов превышения доходов наиболее состоятельных граждан над средним уровнем дохода граждан страны в данный период времени. Чтобы такая система налогообложения могла работать, необходимо знать общую сумму всех доходов гражданина за год. Ведь если человек имел 2-3 источника доходов, то в каждом из мест его доходы могли и не превысить нижнего порога налогообложения. А вот общая сумма могла оказаться существенно выше. Решение этой задачи на практике осуществляется с помощью составления налоговых деклараций, учитывающих все заработки налогоплательщика за год и определяющих сумму, которую он должен государству доплатить.


Приложение 6

Рабочий лист

Тема урока:_______________________________________

Схема «Функции государства в рыночной экономике»






Задания к видеоролику

  1. Когда появились налоги? И что они собой представляют?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Назовите основные функции налогов, кратко объясните их суть:

  • .

  • .

  • .

  • .

Приложение 7

Лист самооценки

ФИ_____________________________

Этап урока, задание

Самооценка («3», «4», «5»)

1.


2.


3.


4.


5.



Приложение 8

«Билетик на выход» (домашнее задание)

  1. Составить сложный план по теме «Роль государства в рыночной экономике»


  1. На выбор:

-Составить тест в формате ЕГЭ по теме урока, содержащий 10 заданий.

  1. Составить сложный план по теме «Роль государства в рыночной экономике»

  2. На выбор:

-Составить тест в формате ЕГЭ по теме урока, содержащий 10 заданий.

-Написать эссе по высказыванию Р.Рейгана «Экономические взгляды правительства крайне просты: «Все, что движется, обложить налогами. Если оно и после этого движется —регламентировать, А если уже не движется — субсидировать».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!