умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Данное занятие рассчитано на один урок.
№ | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1. | Мотивационный этап |
| Приветствие учащихся. Создание комфортной обстановки в классе. | - приветствие учащихся; - определение отсутствующих; -определение внешней готовности учеников к работе; -эмоциональный настрой на работу. | - учащиеся приветствуют учителя; - сообщают об отсутствующих; - демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: - самоопределение. Регулятивные: - целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Запись домашнего задания |
| §1.3.5, Рабочая тетрадь № 90, 91 (решить задачи, используя изученные методы) | - озвучивание домашнего задания | Работа с дневниками; запись домашнего задания | Личностные: - формирование навыков самоорганизации; - развитие памяти |
3. | Этап актуализации и пробного учебного действия. |
| Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности: - В быту мы часто используем слова «логика», «логично». - Я думаю, вы знаете, что слово «Логика» произошло от древнегреческого слова «Логос», что же означает это слово? - О чем эта наука? Итак, Логика – это наука о законах и формах правильного мышления. Как вы поняли, на сегодняшнем уроке мы будем с вами решать логические задачи. Логические задачи - это своеобразная "гимнастика для ума". Льюис Кэрролл очень любил создавать такие задачи, и непрерывно потчевал ими своих студентов, так как был профессором математики. Поэтому, развивайте свою память и интеллект, решая логические задачи! | - создаёт проблемную ситуацию; - побуждает учащихся к диалогу. | -слушает, вступает в диалог; - анализирует выступление своих товарищей; - формулируют тему урока, цель урока (совместно с учителем); - выдвигают гипотезу о том, как может быть решена поставленная учебная задача, предлагают различные варианты ее решения; - составляют план действий, направленных на получение недостающих знаний и умений; - участвует в коллективном обсуждении; - строит сотрудничество со сверстниками | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: -логические – анализ объектов с целью выделения признаков; - осознание важности изучаемой темы для практической деятельности человека |
| На экране (слайде) «Логическая разминка» 1. Поиск закономерностей. Символы «?» показывают место и количество символов в ответе. Вместо «?» ввести свой вариант решения 9, 1, 7, 1, 5, 1, ?, ? | Стук -3579, куст - ???? | Ряпник - ?????? | Акробат 34567?9 | 2, 8, 3, 7, 4, 6, ?, ? | 2. Языковые головоломки Обнаружить слово, соединяющее два других слова, так, чтобы конец одного слова стал началом другого, например: ме???олад МеШОКолад Прик???ья | У???ова | Ло???арь | Обы???ка | По???тра | | - предлагает учащимся задания; - проводит параллель с ранее изученным материалом; - контролирует выполнение работы; -побуждает учащихся определить сою позицию. побуждает учащихся к диалогу; | - выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. - отвечают на вопросы. | Регулятивные: - самоконтроль - учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - умение слушать и понимать речь других. Познавательные: - формирование мыслительных операций. |
3. На экране (слайде) и на компьютерах учащихся задача: (Файл logicheskie_zadachi.xls) Внимательно прочитайте условие задачи. «В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три первых места. Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя не третье место» К какому классу задач она относится? Какой способ решения задач самый наглядный? Что мы развиваем при решении логических задач? Исходя из сказанного, определите: Тему урока: … Цель урока: … Что мы должны узнать: … Чему мы должны научиться на нашем уроке: … Эту задачу решим вместе. Решим еще одну задачу: «Три подружки - Вера, Оля и Таня - пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко и ведерко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком. Вера не с лукошком. Что взяла с собой каждая из девочек?» | - организует подводящий к теме диалог; - предлагает учащимся сформулировать тему урока, цель урока; - обеспечивает мотивацию и принятие учащимися целей урока; - готовит учащихся к активному и сознательному усвоению изучаемого учебного материала | - к логическим задачам; - самым наглядным при решении данной задачи является табличный способ; - мы развиваем мышление; Решение логических задач Развитие логического мышления при решении задач Мы узнаем, как можно решать логические задачи Научимся решать логические задачи разными способами | Регулятивные: - самоконтроль - учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - умение слушать и понимать речь других. Познавательные: - формирование мыслительных операций. |
4. | Первичная проверка изученного |
Далее идут задачи, которые вы попробуете решить за компьютерами сами. (Файл logicheskie_zadachi.xls) Три ученицы – Тополева, Березкина и Кленова – посадили около школы три дерева: березку, тополь и клен. Причем ни одна из них не посадила то дерево, от которого произошла ее фамилия. Узнайте, какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что Кленова посадила не березку. В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится трактористом, другой - садовником, третий - комбайнером. В разное время были записанные следующие сказанные ими фразы: 1) Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка. 2) Смотрел я вчера, Коля, как ты ухаживаешь за машиной, и подумал, что держать в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок. 3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна. Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят? В соревнования по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане. | - помогает учащимся; - регулирует их работу | - выполняют задания за компьютером; - получают оценку за свою работу | Познавательные: - развитие познавательной активности. Личностные: - формирование навыков решения задач. Регулятивные: - умение использовать полученные знания на практике. |
5. | Этап закрепления |
А сейчас посмотрим на экран… Итак, вам предлагается решить еще одну логическую задачу: Задача о шальной ракете: В один день Лосяш изучал свойства пороха у себя в хижине, Пин что-то опять изобретал, а Ежик игрался во дворе. Вдруг откуда ни возьмись ракета залетела в дом к Копатычу и взорвалась. Подозрение попало на Лосяша, Пина и Ежика. Ежик: Я не тот, кого вы ищите!! и Лосяш не виноват! Лосяш: Это был Пин, он вечно что-то изобретает, точно не Ежик. Пин: Это не я! У меня электричество отключилось! Это Ежик виноват!!! Один из них дважды солгал, другой дважды сказал правду, а третий раз солгал, раз сказал правду. Как выдумаете, какой способ решения применяется к данной задаче? Задачи решаемые методом рассуждения: Задача «Большие гонки» Вот еще одна задача: «Большие гонки». Взгляните на экран…(демонстрируется ролик «Большие гонки») Итак, условие задачи: — Вот увидишь, Крош и Ежик не придут первыми, — сказал Бараш. Первыми будут Лосяш и Копатыч. — Да нет же, победителем будут, как всегда, Ежик и Крош, — воскликнула Нюша. — А об Совунье и Кар Карыче и говорить нечего, им не быть первыми. Пин, к которому обратилась Нюша, возмутился: — Лосяшу с Копатычем не видать первого места, а вот Совунья и Кар Карыч пилотируют самую мощную машину. По завершении этапа гонок оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл этап гонки? | - запускает видео к задачам; - организует обсуждение задачи; - организует обмен мнениями | - смотрят видео; - обсуждают способы решения задачи; - предлагают свои мнения - приходят к выводу, что данную задачу легче решить методом рассуждения Ответ: Крош и Ежик | Познавательные: - развитие познавательной активности. Личностные: - формирование навыков решения задач. Регулятивные: - умение использовать полученные знания на практике. |
6. | Применение полученных в ходе занятия знаний на практике |
Задача о сломанной тележке. А сейчас внимательно просмотрите видеоролик: ….. Теперь просмотрите ответ:….. Придумайте свое условие задачи, задачу с решением прочитайте классу или сдайте учителю. В кругу сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно, что: Иванов не Алексей и не Андрей; Сергей сидит между Марковым и Тимофеем; Карпов не Сергей и не Алексей; Петров сидит между Карповым и Андреем. Назовите имя и фамилию каждого. | - запускает видео к задаче; - организует контроль выполнения работы | - зачитывают свои задачи, составленные по видеоролику; - озвучивают собственное мнение; - формулируют ответ к задаче | Познавательные: - развитие познавательной активности. Личностные: - формирование навыков решения задач. Регулятивные: - умение использовать полученные знания на практике. |
7. | Этап рефлексии учебной деятельности. Итоги урока. |
Можете ли вы назвать тему урока? Были ли у вас трудности или вам было легко? Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Какое задание было самым интересным и почему? Как бы вы оценили свою работу? | - ведет диалог с учащимися; - выслушивает ответы учащихся; - оценивает работу учащихся | - формулируют конечный результат своей работы на уроке; - называют основные позиции усвоенного материала | Личностные: - умение оценивать себя на основе критерия успешности. Познавательные: - умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |