ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Учитель истории Малахова Таиса Евгеньевна |
МБОУ «Краснооктябрьская СШ» |
Предмет - история | Класс - 8 | |
Тема урока – Северная война. |
Цель (цели), задачи – Формирование представлений о ходе военных действий Северной войны в 1700 – 1721 гг.; итогах войны со шведами, причинах и результатах Прутского и Каспийского походов. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Узнают основные даты темы урока, смогут показать на исторической карте основные направления походов, места крупных сражений, территории, вошедшие в состав России по итогам войны. Смогут составить хронологию событий Северной войны, оценят значение побед при Лесной и в Полтавской битве, первых побед русского флота у берегов Швеции. Продолжат формировать умение обобщать итоги внешней политики Петра 1, смогут высказать своё мнение о нём как о полководце. | Смогут работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, устанавливать причинно – следственные связи, характеризовать события, делать выводы. Продолжат осуществлять самоконтроль, планирование деятельности, умение представлять результаты своей работы. Продолжат формировать умение слушать, отвечать на вопросы учителя, полно выражать свои мысли. | Продолжат формировать целевые установки своей деятельности, согласовывать свои действия, развивать познавательный интерес к истории России, её выдающихся людей. Смогут высказывать воё отношение к результатам Северной войны, восхититься целеустремлённостью Петра 1как человека и государственного деятеля. |
Словарь урока: Ништадтский мир, гетман, император, империя. Даты: 1709, 1720, 1714, 1721. Персоны: Пётр I , Карл XII , С. Лещинский, Август II , И. С. Мазепа, А. Левенгаупт, М. М. Голицын |
Ресурсы урока: Учебник: И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Федоров. История России. XVIII век. 8 класс. Репродукции картин: А. Антропов «Портрет Петра I», Д. Кардовский «Петр I и Лефорт», А. Коцебу «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года»; раздаточный материал (см. Приложение). |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Орг. Момент, 1 мин. | - самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, атласы, письменные принадлежности) |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации), 4 мин. | Учащиеся рассматривают иллюстрации А. Антропова, Д. Кардовского, А. Коцебу. Им задаются вопросы: - Кто и что здесь изображено? Обращается внимание восьмиклассников и на карту на экране: - Какое отношение эти изображения могут иметь к теме урока? –Что нам говорят условные знаки? Учащиеся также знакомятся с раздаточным материалом. | - Вступая в диалог с учителем, у детей возникает интерес, и они осознают нехватку знаний и проговаривают это. Предлагается проблема: «Если предположить, что территория страны увеличилась, то в результате каких событий это произошло? Какова роль флота в этой войне? Какова роль Петра?» |
3 этап. Актуализация знаний, 4 мин. | Задаются вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся: 1) Причины Нарвской конфузии в 1700 году? 2) Какие уроки извлёк Пётр 1 из поражения под Нарвой? Как мобилизовал силы? Проверка выполнения домашнего задания: заполнения таблицы «Крупнейшие сражения Северной войны». 3) Где был основан Санкт – Петербург и каково значение этого события? Что нужно узнать для решения проблемы? | - Вспоминают изученный ранее материал (события начального периода войны), - называют даты – 1700 г., 1701 г., 1702 г. и перечисляют мероприятия царя по созданию сильной армии, затем - основные сражения войны; - рассказывают об основании Санкт – Петербурга и «узнают» Петропавловскую крепость на различных иллюстрациях; - определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (в учебнике, в картах). |
4 этап. Целеполагание и планирование, 4 мин. | Учитель помогает с формулировками – в процессе обсуждения появляется план: 1. Нападение (нашествие) шведов. 2. Полтавская битва. 3. Прутский поход. 4. Конец войны. 5. Каспийский поход. |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы), 16 мин. | |
- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации (на доске есть подсказки – Ништадтский мир, гетман, император, империя, Гангут, Гренгам). - Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы. - Помогает сформулировать выводы по каждому пункту плана. - Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. - Создает условия для сотрудничества - работы в парах. - Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок и т.д. - Создаёт условия для сбережения здоровья детей (физкультпауза). | - Работают с разными источниками информации (учебник, карты, объяснение учителя); - Работают в парах, малых группах над решением учебных задач: (одна группа выясняет особенности шведского нашествия, другая – Полтавскую битву, третья – о дальнейшем ходе Северной войны, четвёртая – выясняют обстоятельства объявления России империей, привлекая документ), работают с картами атласа и учебника, фиксируют в тетради, на доске свое «открытие»; - Проводят презентацию результатов работы группы, задают вопросы; - Знакомятся с отрывком из документа в учебнике и отвечают на вопросы к нему; - Записывают новые термины и объясняют их. - Оценивают правильность своих выводов, решений. - Осуществляют самопроверку, самооценку полученных знаний. - Делают выводы о полноте и правильности изученного по каждому пункту плана, сравнивают с изложенным в учебнике. - Вступают в диалог. - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме и т.д. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление), 5 мин. | Учащиеся пытаются ответить на проблемный вопрос, используя полученные выводы и новую информацию: -В начале XYIII века Россия стала одной из ведущих держав в Европе; - Она приобрела выход к Балтике, присоединила немалые территории, завоёванные в ходе войны; - Россия официально была провозглашена империей. |
7 этап. Рефлексия и оценивание, 3 мин. | |
- Предлагает назвать тему и цели урока: достигли ли её учащиеся? Что понравилось, чему вы удивились? Что не получилось? - По результатам взаимооценки учащихся учитель выставляет и комментирует отметки. | - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). |
8 этап. Домашнее задание, 1 мин. | Параграф № 2- 3, для желающих найти информацию на выбор о Павле Ягужинском, Никите Демидове. |
Приложения.
Как - то Пётр нашёл в амбаре села Измайлово завалявшийся английский бот, который и послужил, по рассказам самого Петра, родоначальником русского флота, а также пробудил в нём страсть к мореплаванию и привёл к постройке флотилии под Архангельском.
- Он ходит на парусах не только по ветру, но и против ветра.
- Верно.
- Ну, так поедем.
- Нельзя – ответил Тиммерман, осмотрев бот, - его надо прежде починить, поставить мачту, натянуть паруса.
- Есть.
- Голландец Карштен Брант, живущий в немецкой слободе.
- Приведи его ко мне.
На следующее утро Брант был уже у Петра, ботик скоро был спущен на воды реки Яузы и начал плавать… В 1688 году под Переяславлем, куда Пётр перенёс свою забаву, при помощи голландцев уже строился фрегат.