СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Виды теплопередачи. Теплопроводность"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование по теме "Виды теплопередачи. Теплопроводность"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Виды теплопередачи. Теплопроводность"»

Технологическая карта по теме «Виды теплопередачи. Теплопроводность»


Тема занятия: _Виды теплопередачи. Теплопроводность_____________________

_____________________________________________________________________

Тип занятия: урок изучения нового материала

Вид занятия: __урок - исследование__________________________________

Цели:

а) дидактическая:

  • дать знания о теплопроводности как об одном из видов теплопередачи, способствовать усвоению учащимися особенностей данного вида теплопередачи, показать практическую значимость теплопроводности в жизни человека

  • приобрести навыки решения качественных задач по данной теме;

б) развивающая: способствовать развитию умений работать с физическими приборами (моделями), учебником; проводить физический эксперимент; устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие творческого мышления;

в) воспитательная: способствовать пониманию идеи целостности мира, формированию мировоззрения, культуры общения при работе в группах; воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникабельность;

г) методическая: создание ситуации успеха через решение проблемных вопросов и постановку демонстрационных экспериментов.


Обеспечение занятия:

А – наглядные пособия: презентация, видеофрагменты

Б – раздаточный материал: карточки с задачами, карточки с заданиями для работы в группах

В – литература: учебник Перышкин А. В. Физика. 8 класс.


Ход занятия:

  1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха.

  1. Актуализация знаний. Опрос ( 5 мин.)

Метод: репродуктивный, методы устного контроля

Форма: фронтальный опрос

Содержание опроса:

На прошлом уроке мы узнали, что такое внутренняя энергия. Давайте запишем на доске определение понятия внутренней энергии схематично (желающие заполняют схему на доске, 1 схема-1 ученик).

Также мы узнали от чего зависит внутренняя энергия тела:


Опытным путем выяснили способы изменения внутренней энергии:


Ну и вскользь упомянули о видах теплопередачи:

Молодцы, ребята!


  1. Усвоение новых знаний (20 мин)

Сообщение темы занятия, постановка его цели и задачи урока (1 мин).

Все знают, что многие тела имеют свойство проводить, то есть передавать тепло. Но как именно это происходит? Что при этом процессе происходит внутри тел. Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?(ответы учащихся)

Правильно. Сегодня мы более детально познакомимся с теплопроводностью. Какие задачи Вы бы поставили перед собой, исходя из темы урока? (ответы учащихся). Верно, узнаем, что такое теплопроводность, чем она обусловлена и разберёмся в механизмах переноса теплоты в твердых телах, жидкостях и газах.


Изложение нового материала (19 мин).

Метод: проблемно-поисковый, беседа с показом демонстрационных опытов, стимулирования интереса к учению

План изложения нового материала:

Всем нам известно, что теплота можем «путешествовать» с одного места на другое, однако нам не известно каким образом это происходит. Одинаково ли протекают теплообменные процессы в твёрдых телах, жидкостях и газах? Какова природа передачи теплоты? Чтобы ответить на все эти вопросы проведем эксперименты.

  1. Нагревание металлического стержня и стеклянной палочки над пламенем спиртовки (наблюдают) .

Через некоторое время мы почувствуем тепло. К пальцам, которые держат металлический стержень оно дойдет гораздо быстрее и вскоре мы не сможем удержать стержень, поскольку его температура значительно повысится. Стеклянную же палочку мы еще долго сможем держать, хотя со временем и ее температура повысится до такой степени, что будет печь пальцы. В данном эксперименте происходит перенос теплоты от более нагретых частей тела к менее нагретым. Где вы с такими процессами переноса теплоты встречались? (приводят примеры). Как же будет называться данный процесс? В результате чего происходит такая передача теплоты (работа с учебником).

Проведем еще один опыт.

2) Нагревание металлического стержня с прикреплёнными к нему на воск(или пластилин) канцелярскими гвоздями (наблюдают).

Ребята, что мы наблюдаем? (отвечают). В какой последовательности отпадают гвозди? Поскольку гвозди отпадали неодновременно, какой вывод можно сделать? (отвечают). Да, стержень нагревался постепенно. Возникает вопрос, почему это происходит? (работа с учебником + демонстрация видеофрагмента)

Для лучшего понимания этого механизма, давайте построимся в 2 ряда. Возьмитесь за руки. Стоящих справа первыми ребят попросим сместиться сначала вправо, затем влево. К чему приводит это смещение? (к смещению по очереди и всех остальных). Ребята, при данном смещении вы изменили свое местоположение в цепочке? (нет). Вы всего лишь совершали колебательное движение возле положения своего равновесия, так же и молекулы, при этом переноса вещества нет.

Спасибо, прошу всех пройти и сесть за свои рабочие места. Запишите определение теплопроводности в тетради (записывают).

Разные вещества отличаются друг от друга разным взаимодействием между молекулами и тепловым движением. Как вы думаете, ребята, данный факт будет влиять на теплопроводность веществ? (отвечают). Конечно, у разных веществ различная теплопроводность. Давайте, посмотрим видеоэксперимент (смотрят видеофрагмент). Какой вывод можно сделать из данного эксперимента? (предполагют, формулируют выводы). На какие две группы мы теперь можем разделить все вещества по своей теплопроводности? (хорошие проводники и плохие проводники). (записывают в тетради)

Теперь вы все наверное сможете ответить на вопросы: почему деревянные дома лучше сохраняют тепло? Почему ручки кастрюль, чайников и сковородок делают из пластмассы или дерева?

Материалы, слабопроводящие теплоту, называются теплоизоляторами (записывают в тетради).

А теперь зададимся вопросом, а могут ли проводить теплоту газы и жидкости? Проведем эксперименты:

3) нагревание пустой сухой пробирки (теплопроводность газов);

4) нагревание воды в пробирке с кусочком льда на дне (теплопроводность жидкостей).

Что, ребята, вы можете сказать, пронаблюдав данные эксперименты? И с чем же это связано (сравнивают теплопроводности газов и жидкостей, формулируют выводы).

Давайте, посмотрим на таблицу теплопроводностей некоторых материалов. Верные ли мы выводы сделали о теплопроводности твердых тел, жидкостей и газов? А у какого «материала», представленного в таблице, теплопроводность равна нулю? Что это значит? Как вы думаете, почему? (отвечают). Молодцы, ребята!

  1. Учебно-деятельностный этап, закрепление новых знаний (10 мин)

Давайте, попробуем решить несколько задач, касающихся роли теплопроводности в жизни человека и животных (работают в парах по карточкам с текстами задач).

Послушаем ваши ответы.

Ну и на закрепление работа в группах:1 группа – составляет коллекцию материалов с высокой теплопроводностью, 2 группа - коллекцию материалов с низкой теплопроводностью, 3 группа – изготавливает термос (группы создаются по рядам, задания выполняются с использованием материалов, предложенных учителем).

По 2 представителя от каждой группы выступают с миниотчетом по решению задачи.

  1. Информация о домашнем задании (2 мин):

П. 4, знать особенности теплопроводности, решить упр.3, творческое задание - изготовить фотоколлаж «Теплоизоляторы и теплопроводники у меня дома».

  1. Подведение итогов (2 мин).

Рефлексия. Каждый из учащихся оценивает себя на стикере (понял(а) всё, немного непонятно (написать конкретно что), ничего не понял(а) и при входе приклеивает к «Лестнице успеха») («Лестница успеха» изображена на доске).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!