Учитель Смирнова Л.Б.
Место работы: МКОУ Чернцкая ОШ Шуйского района Ивановской области.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1 этап – Организационный Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность |
Приветствие учащихся | _ | _ | Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга | Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета | Принятие сигнала к началу учебной деятельности | Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности |
2 этап – Мотивационный. Постановка целей и задач урока. Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий |
Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока. (Воздух является плохим проводником тепла. Как же идет процесс нагревания воздуха в комнате?) | Систематизируют информацию. Делают предположения. Формулируют, что требуется узнать Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу. (Теплопередача. Теплопроводность).Выполняют тестовую работу. | Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Осуществляют взаимопроверку тестовых работ | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию | Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания, ставят учебные цели и задачи (с помощью учителя определяют, что еще необходимо узнать по данной теме) | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. |
3 этап – Первичное усвоение новых знаний Цель: «Открытие» новых знаний |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Демонстрация на компьютере примеров конвекции (нагревание воды в колбе, нагревание воздуха в комнате) | Объясняют наблюдаемые явления. Ученики находят в учебнике и объясняют, чем естественная конвекция отличается от вынужденной. Заполняют таблицу, указывают особенности конвекции. Самостоятельно изучают виды ковекции (естественная и вынужденная). Приводят примеры использования конвекции. | Систематизировать и дифференцировать полученные знания. Воспроизводить полученную информацию в соответствии с учебной задачей. | Обсуждают в группах(парах), приходят к единому мнению. Совместно находят примеры различных видов конвекции. Выступают с сообщением от группы. | Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению. | Высказывают мнения в порядке очередности | Контролировать время, предоставленное для работы. Корректировать ошибки, восполнять пробелы. |
Физкульт. минутка. |
Создает проблемную ситуацию, (Перенос солнечной энергии невозможен ни путем теплопроводности, ни путем конвекции.) Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов | Объясняют наблюдаемые явления. Делают выводы на основе проведенного опта. Выясняют, что тела с темной поверхностью лучше поглощают тепло, чем тела со светлой поверхностью.. Заполняют таблицу, указывают особенности излучения. Приводят примеры излучени вбыту, природе, технике. | Систематизировать и дифференцировать полученные знания. Воспроизводить полученную информацию в соответствии с учебной задачей. | Обсуждают в группах ( в парах), приходят к единому мнению. Совместно находят примеры различных видов излучения. Выступают с сообщением от группы. | Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению. | Высказывают мнения в порядке очередности | Корректировать ошибки, восполнять пробелы |
4 этап – Первичная проверка понимания Цель: Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организует проверку понимания нового материала. | Выполняют задание, направленное на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации. Выделяют особенности видов теплопередачи. Выясняют , в какой области деятельности человека можем пронаблюдать и объяснить виды теплопередачи. | Строить логические высказывания. Постановка учебной задачи. | Первичное взаимодействие с собеседником на уровне логических вопросов по теме. | Осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученной темы. | Говорят с четким соблюдением очередности, концентрируют внимание не только на своих ответах, но и ответах собеседника. | Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль. Контролировать правильность ответа. |
5 этап - Закрепление Цель: Самостоятельное применение полученных знаний |
Предлагает ответить на вопросы на основе учебного материала, изученного на уроке | Учащиеся разбирают вопросы и готовятся к их объяснению Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы, соотносят с целевой установкой. | Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. | Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников. Работа в группах (в парах) Учащиеся разбирают вопросы и готовятся к их объяснению | Осознанное речевое воспроизведение с полным пониманием. Выбор необходимых способов действий для осуществления коммуникативной задачи. | Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления фраз. Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. | Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации, корректировать. Контролировать правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы. |
6 этап – Итоги урока Цель: Самостоятельное применение полученных знаний |
Организует обсуждение результатов занятия. | Формулируют выводы о достижении цели урока. Определяют практическую значимость, полезность приобретаемых знаний Предлагают советы, исходя из темы урока. | Формулировка ответа на вопрос: для чего необходима полученная информация. | Обсуждают результаты урока | Формулировка учащимися итога урока: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока. | Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. | Анализ, дифференциация, сопоставление информации. |
7 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний |
Объясняет домашнее задание: §§ 7-8; вопросы; примеры использования теплопередачи, продолжить список практических советов | Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
8 этап – Рефлексия учебных действий Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Предлагает оценить, насколько успешен был наш урок. Для этого солнышку добавьте лучи. Если вы узнали что-то новое, вам было интересно – то самый длинный лучик. Если было что-то не понятно – то лучик покороче. Если было скучно, неинтересно – то самый короткий лучик. | Выбирают соответствующие лучи в соответствии с собственной внутренней оценкой. | Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели. | Транслируют оценку результатов собственной деятельности. | Высказывать собственное мнение, слушать других. | Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности. | Осуществлять самоконтроль и самооценку. |