Ейск, 2021 г.
1.Образовательная: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.
2.Развивающая: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать навыки самостоятельной работы и монологическую речь учащихся, умение анализировать, делать выводы;
3.Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к русскому языку, умение слушать, оценивать, работать в паре, вести диалог.
Оборудование: учебник, презентация, тетрадь, ручка, карточки.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Ефимовна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Учите русский годы С душой, с терпением, с умом. Вас ждет великая награда. И та награда в нем самом! -Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. - Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать секреты русского языка. -Проверьте, как организовано ваше рабочее место. -Запишем число, классная работа. | -Приветствие. -Проверяют рабочее место. -5 апреля, классная работа. | Личностные (2) |
Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения | - Ребята, посмотрите на доску. Написание какой буквы мы повторим на уроке? - Пропишите до середины рабочей строки заглавную букву «Ж», а дальше до конца строки строчную букву «ж». -Запишите 5 слов, которые начинаются с этой буквы. - Дайте характеристику звуку [ж]. | - Сегодня мы повторим букву ж. -Прописывают букву. -Жарко, жёлтый, жук, жизнь, жарить. - Звук [ж] согласный, звонкий парный, твердый непарный. | Коммуникативные (1,2,3) Познавательные (2) |
Построение проекта выхода из затруднения | -Молодцы, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Сейчас я вам раздам карточки с предложениями, в которых часто повторяется слово «ребята». Нужно заменить это слово другими словами. 1)Ребята вышли на прогулку. 2) Ребята увидели клоуна и весело смеялись. 3)Ребята ждали начало лето. -Какими словами вы заменили слово «ребята»? -Почему вы предлагаете именно эти слова? -Эти слова можно объединить в группу, которая в русском языке имеет своё название. Сегодня на уроке мы поговорим о таких словах. -Какие задачи к уроку вы для себя поставите? | -Слово «ребята» можно заменить словами «дети, малыши, друзья». -Потому что они имеют такое же значение, как и слово «ребята». -Узнать, как называется такая группа слов? Почему эти слова так называются? Для чего нужны такие слова? | Личностные (1) Регулятивные (1) |
Реализация построенного проекта входа из затруднения | -Откройте, учебник на странице 52 и прочитайте правило сначала про себя. Теперь давайте прочитаем вслух. -Кто запомнил и сможет самостоятельно проговорить правило ( 2-3 человека): -Так как называется эта группа слов? Верно, молодцы! | -Читают правило. -Проговаривают правило. -Синонимы. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) |
Физминутка | Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Выполняют физминутку. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Посмотрите на слова, которые записаны на доске, что вы можете сказать про них? лес, дубрава, роща, пуща красный, алый, огненный, багряный -Эти слова являются синонимами? А что такое синонимы? -Верно, давайте выполним упражнение в учебнике. Откройте страницу 53, прочитайте номер 68. Вам необходимо доказать, что слова данной пары являются синонимами и составить предложения с любой парой. Приступайте к выполнению, после чего мы проверим (один ребёнок выполняют у доски, остальные в тетрадях). -Следующий номер 70, прочитайте его сначала про себя. (один выполняет у доски, остальные у себя в тетрадях) -Ваша задача с помощью словаря подобрать синонимы к данным словам. 1)Ветер 2)Чуткий 3)Думать 4)Правильный | -Эти слова близкие по значению, относятся к одной части речи – имена существительные. -Эти слова близкие по значению, относятся к одной части речи – имена прилагательные. -Да. -Это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые. -Все пары слов являются близкие по значению слова. Миша бежал быстрее всех и пришёл к финишу первым. Скорый поезд мчался с большой скоростью. -Ветер, буря, ураган. -Чуткий, отзывчивый. -Думать, размышлять. -Правильный, верный. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) Личностные(1) |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -А теперь вы поработаете самостоятельно. Задания на карточках: 1.Соединить синонимы парами: бежать товарищ жаркий врач друг мчаться доктор горячий 2. Дана группа слов-синонимов, среди них есть то слово, которое не является близким по значению остальным. Задание: найди «лишнее» слово и подчеркни его. Вкусный, аппетитный, крепкий, лакомый. Храбрый, бесстрашный, мудрый, смелый Задира, забияка, драчун, шалун. 3.Подбери синонимы к словам: Мягкий- Шагать- | 1. бежать товарищ жаркий врач друг мчаться доктор горячий 2. Вкусный, аппетитный, крепкий, лакомый. Храбрый, бесстрашный, мудрый, смелый Задира, забияка, драчун, шалун. 3. Мягкий-нежесткий, нерезкий, уступчивый, теплый. Шагать- ступать, идти, плестись, шествовать. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) Личностные(1) |
Включение в систему знаний и повторений | -О чем мы сегодня с вами говорили? Что такое синонимы? -Приведите примеры синонимом. -Запишите домашнее задание с. 52 правило выучить наизусть, упр. 69. | - Сегодня на уроке мы говорили о синонимах. -Синонимы- это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые. -Например, храбрый-смелый, работать-трудиться. | Познавательные (2) Коммуникативные (1,2,3) |
Рефлексия | -Вы большие молодцы, быстро и с лёгкостью справились со всеми заданиями. Покажите мне открытые ладошки, если вы всё поняли и довольны своей работой. Покажите закрытые ладошки, если у вас почти все получилось, но остались вопросы. | Оценивают свою работу. | Регулятивные (2) |