Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: объясните, почему в глубокой древности человеку понадобился календарь. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы Работа в группах. | Учитель. При изучении истории важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое – позже, на сколько лет позже. Вы знаете, что большие отрезки времени считают годами, сто лет составляют столетие, или век, а десять веков – тысячелетие. События истории Древнего мира произошли много веков и даже тысячелетий тому назад. Представления о продолжительности года сложилось у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Первыми в истории человечества определили продолжительность года (365 суток) жители Древнего Египта – страны, где земледелие уже пять тысяч лет назад было главным занятием. Время научились считать по годам. Люди стали запоминать, в каком году произошло важное событие – основание города, большое наводнение, война с соседями. Задание 1 Объясните, какое значение для жизни человека играет летоисчисление? В истории важно знать, когда произошло то или иное событие, чтобы правильно понять его значение в череде последующих событий. Прочитайте п. параграфа 2 и ответьте на вопросы: - предположите, какие трудности могли возникнуть у людей из-за разницы в счете лет. - предположите, почему время в древности начали отсчитывать по временам года. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | С распространением Христианства в странах, где его исповедовали, счет времени стали вести от года Р.Х. (1 в н.э.). в этом случае памятное событие также стало началом нового летоисчисления. Время после Рождества Иисуса Христа стал называть нашей эрой (н.э.). События в дохристианское время стали обозначаться как произошедшие до нашей эры (до н.э.). С начала нашей эры прошло более двух тысяч лет современного летоисчисления. В настоящее время мы живем в начале третьего тысячелетия нашей эры. Практика летоисчисления на ленте времени. Задание 2. - Поясните, чем удобна линия времени при счете лет в истории. - назовите текущий год и скажите, сколько прошло лет нашей эры. Со временем появилась хронология – наука о измерении времени. Она изучает системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Первичное осмысление и закрепление | 6 | Решение задач | Решение задач. Задача 1. отметьте на ленте времени: год Р.Х., 1147 г. – год основания Москвы. Посчитайте сколько лет Москве. (2015 – 1147 = 868 лет) Задача 2. отметьте на ленте времени год Р.Х., 3000 г. до н.э. – объединение Египта. Посчитайте сколько лет прошло от объединения Египта до наших дней (3000 + 2015 = 5015 лет) Задача 3. отметьте на ленте времени: год Р.Х., 1945 г. – год окончания Второй мировой войны. Посчитайте сколько лет прошло с этого события до наших дней. (2015 – 1945 = 70 лет) Сообщение учащихся | Решают задачи | Индивидуальная | Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. | Устные ответ |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Объяснять, почему в глубокой древности человеку потребовался календарь Работать с лентой времени Пояснять, чем удобна линия времени при счете лет в истории Дать определение понятиям: календарь, хронология | Устный опрос |