СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "«Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с исторической материалом, положенным в основу поэмы. Увидеть мужественный  и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов, анализ 1 главы поэмы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "«Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь».»


Разработчик: Ковпак Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Учебный предмет: литература

Класс: 7.

Тема урока: «Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь»

Тип урока: урок открытия новых знаний.Вид урока:беседа.

Цель урока: познакомиться с историческим материалом, положенным в основу поэмы; увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов; проанализировать первую часть поэмы.

Задачи урока: образовательные - способствовать полноценному восприятию произведения, развивающие - развивать у учащихся интерес к истории своей Родины; развивать и формировать такие нравственные качества, как патриотизм, ответственность перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на  помощь ближнему;воспитательные- воспитывать верность, способность на благородные человеческие чувства –верность, любовь.

Методы: чтение текста по ролям, аналитическая беседа, работа с историческими данными, выход в сеть Интернет (архивный документ).

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая (работа групп «Аналитики», «Словесники», «Читатели»).

Технологии: ИКТ, технология системно-деятельностного подхода, здоровьесберегающая технология.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки.

Материал к уроку: слайдовая презентация, отрывки из художественного фильма В. Мотыля «Звезда пленительного счастья», ресурсы сети Интернет http://web48.ru/web/4478.html).

Результаты работы.

Предметные: знать историческую основу поэмы «Русские женщины» (декабристское движение и подвиг жён, сосланных на каторгу лучших офицеров – героев своего Отечества).

Познавательные: развивать образное мышление через эмоциональное восприятие текста, помочь увидеть в подвиге Екатерины Трубецкой, а через её образ и у всех жён декабристов душевное благородство, душевную силу, духовную красоту, бескорыстие, мужество, героизм.

Коммуникативные: уметь включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; распределять роли при выполнении заданий.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; выделять из темы урока известные и неизвестные знания; планировать свое высказывание.

Личностные: воспитывать гражданственность, гордость за людей, которым присуще мужество, сила и величие духа, понимание героизма русских женщин, последовавших за своими мужьями в Сибирь.




Технологическая карта урока.

Этапы уроки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

(5 мин.)

-Здравствуйте, ребята. Хочу спросить у вас: вы письма любите писать или сообщения? А кому вы чаще всего вы их пишите?



-А кто из вас любит получать и читать письма? Я вижу каждый из вас выбрал себе группу по своим интересам.

-Сегодня мне понадобится ваша помощь в составлении ответного письма.

-Но прежде я хочу непременно поделиться с вами содержанием письма, которое я получила на днях от своего выпускника из Иркутска. Письмо я отсканировала и разместила на слайде. Попрошу «Читателей» прочесть его нам.

Текст письма на слайде (см. Приложение 1.Письмо к уроку).


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.



Каждый выбирает себе группу в соответствии с его желанием

Группы «Словесники», «Читатели», «Аналитики»






Ребята группы «Читателей» (один ученик) читает письмо (звучит фонограмма (минус)Песня кавалергарда).


Фронтальная

Личностные: формирование положительного отношения к уроку

2.Целеполагание

(4 мин.)

Проводит беседу с обучающимися:



-Интересное ли письмо? Почему? (вопрос чтецам).

-А что вам понравилось в письме? (вопрос любителям писать письма).





- Все ли понятно в этом письме? (аналитики).



- Да, вы правы, уважаемые аналитики.



Вопрос всем группам:

-О чём пойдёт речь на уроке, определите тему и цель урока.





Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы:

-Интересно содержание письма, оно живое, настоящее..


- По жанру это действительно письмо, хорошо оформлена мысль, есть рассуждения и выражение своих эмоций.


В письме пропущена информация об авторе и названии произведения, которое имеет в виду автор письма.


Формулируют тему:

-Речь пойдёт о декабристах и их героических жёнах) и цель урока

( познакомиться с произведением Н.А. Некрасова «Русские женщины», представить образ русской женщины в русской литературе). Записывают в тетрадь дату, тему урока.

Групповая
















Фронтальная

Познавательные:

осознают учебную задачу.

Регулятивные: целеполагание, высказывают свое предположение на основе работы с учебным материалом. Планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия.

3. Постановка учебной задачи

(5 мин.)








Рассказ о декабристах, определение духовно-нравственных качеств человека (патриотизм и стойкость декабристов, мужество и верность долгу их жен, гордость и самоотверженность),знакомство с историей создания поэмы.


-Вот копия документа приговора декабристов, обратите внимание, сначала декабристов приговорили к четвертованию. Чуть позже приговор смягчили. (Выход в сеть Интернет по ссылке http://web48.ru/web/4478.html).

Группа «Аналитики» рассказывают о восстании на Сенатской площади в 1825г.(заранее подготовленное домашнее задание).

(материал в приложении 1)








Групповая






Фронтальная

Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение.



Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

4. Выявление затруднения

(3 мин.)

Каким образом связаны этот трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова? Ваши предположения?


Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями. назвав ее сначала «Декабристки», а потом «Русские женщины». Почему?

Вспомните, что такое «поэма»?



-Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями.

-Главное для поэта в поэме-показать подвиг русской женщины.



Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным и эпическим сюжетом (запись в тетрадь)


Познавательные УУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание


5.Реализация плана по разрешению затруднения.

(Чтение и анализ первой части поэмы)

(8 мин.)


Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, а более всего облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния.

- А теперь представим, что могла ответить Екатерина Трубецкая на те доводы губернатора, которые приводились с целью остановить ее? Найдите это в тексте. Читаем по ролям (стр.353-355)

Приложение 3.Отрывки из текста (диалог княгини и губернатора.

Выразительное чтение поэмы по ролям.



Фронтальная


Познавательные: перерабатывают информацию, отвечают на вопросы, сравнивают и делают выводы. Коммуникативные: выражают свои мысли, оформляют речевое высказывание.


5.Первичное закрепление нового знания (беседа по прочитанному тексту)

(7 мин.)



Вопросы группам:

-Словесники, что нам стало известно из первых строк поэмы?









-Какой же долг ее зовет?










- Аналитики, как построена основная часть главы поэмы?





-Читатели, какие слова использует поэт, чтобы воссоздать картину тяжёлого пути Трубецкой? Обратитесь за примерами к тексту

-Аналитики, почему Некрасов выбрал именно такую форму повествования

Граф отец провожает свою дочь-княгиню в Сибирь.Трубецкая

умоляет отца отпустить ее с миром, предчувствуя, что им никогда не придется встретиться (княгиня Трубецкая умерла в Сибири в 1854г.). Она понимает, что ее долг –оберегать своего уже немолодого отца, но ее зовет и другой долг, «и выше и трудней».

Быть там, где очень трудно, с тем, кому трудно; разделить с мужем страдания и тяготы жизни. А главное – своим присутствием убедить, что вины его нет, что иначе он поступить не мог и поступил именно так по велению сердца и долга перед родиной и людьми.

Основная часть построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором Иркутской губернии, который пытается уговорить княгиню вернуться домой

Приводят примеры из текста.

Зачитывают примеры из текста.

Групповая

Коммуникативные УУД:умение делится собственными размышлениями с окружающими.

Познавательные УУД: формировать умения осознанного восприятия текста.


Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме





Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых

задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению




















































- Читатели, сколько времени провела княгиня в пути до встречи с губернатором?

-Словесники, какой художественный прием использует Некрасов, чтобы показать, что путь действительно был очень тяжел?




- Аналитики, почему лично сам губернатор встретил княгиню?


-Читатели, сколько дней уговаривал княгиню губернатор?

- Словесники, какой довод он приводит последний, самый страшный?




Аналитики, почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом?


- Читатели, кто оказывается морально более стойким в этом диалоге?


- Аналитики, какие черты характера проявила героиня в этой сцене?




- Читатели, каков финал этой части поэмы?







- Читатели, каков финал этой части поэмы?


Два месяца.


Прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжала одна.



Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой.


6 месяцев

Путь верст до восьмисот, восемь месяцев зимы, люди душой черствы, жизнь в общей казарме, что ее ждет смерть, потеря всех прав, имущества.

Я отпустить не в праве вам, княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут с конвоем…»? (Текст стр. 335).

Потому что она не изменит своего решения и отправится к мужу.


Морально более стойкой в этом диалоге оказывается княгиня.


Героиня в этой сцене проявила такие черты характера, как решительность, мужество, стойкость и бесстрашие (рассуждения учеников).

Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством хрупкой героини, ее горячей готовностью быть верной своему мужу и долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного

Губернатор осознает моральное превосходство княгини и обещает в три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности.

(просмотр эпизода из фильма «Звезда пленительного счастья»)


Групповая

Коммуникативные УУД:умение делится собственными размышлениями с окружающими.

Познавательные УУД: формировать умения осознанного восприятия текста.





















6.Самостоятель-ная работа и проверка по эталону (вывод учащихся)




6.1.Слово учителя на фоне последнего эпизода фильма «Звезда пленительного счастья»

(3 мин.)




- В чём величие духа русских женщин?








-Подвигом любви бескорыстной назвал Н.А. Некрасов добровольное изгнание жен декабристов, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь).

Среди 11 отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, Екатерина Ивановна Трубецкая была первой.

Некрасов воспел в поэме героизм русских женщин, представил их как героически самоотверженных, с решительным боевым характером, а такие примеры он видел в лучших людях своего времени.

Фронтальная

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений..

7.Включение в систему знаний и умений.

(домашнее задание).

(2 мин.)

Прочитать вторую часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня Волконская»

Задание группам:

группа «Словесники» составят проект ответного письмо выпускнику;

группа «Аналитики» подготовят сообщение о князе и княгине Волконской;

группа «Читатели» готовят подробный пересказ второй части с опорой на текст.

Самостоятельно выполняют задания.

Групповая

Метапредметные: умение определять объём и содержание домашней работы

8. Рефлексия.

(3 мин.)

( первые впечатления о поэме)

Словесники: подберите прилагательные, характеризующие княгиню

Читатели: составьте словесный портрет княгини Трубецкой.

Аналитики продолжите фразу: величие духа русских женщин заключается в …

Выражают своё мнение,рассуждают

Групповая

Регулятивные:

оценивают качество и уровень усвоения учебного материала.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!