Методы: чтение текста по ролям, аналитическая беседа, работа с историческими данными, выход в сеть Интернет (архивный документ).
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая (работа групп «Аналитики», «Словесники», «Читатели»).
Этапы уроки | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности (5 мин.) | -Здравствуйте, ребята. Хочу спросить у вас: вы письма любите писать или сообщения? А кому вы чаще всего вы их пишите? -А кто из вас любит получать и читать письма? Я вижу каждый из вас выбрал себе группу по своим интересам. -Сегодня мне понадобится ваша помощь в составлении ответного письма. -Но прежде я хочу непременно поделиться с вами содержанием письма, которое я получила на днях от своего выпускника из Иркутска. Письмо я отсканировала и разместила на слайде. Попрошу «Читателей» прочесть его нам. Текст письма на слайде (см. Приложение 1.Письмо к уроку). | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Каждый выбирает себе группу в соответствии с его желанием Группы «Словесники», «Читатели», «Аналитики» Ребята группы «Читателей» (один ученик) читает письмо (звучит фонограмма (минус)Песня кавалергарда). | Фронтальная | Личностные: формирование положительного отношения к уроку |
2.Целеполагание (4 мин.) | Проводит беседу с обучающимися: -Интересное ли письмо? Почему? (вопрос чтецам). -А что вам понравилось в письме? (вопрос любителям писать письма). - Все ли понятно в этом письме? (аналитики). - Да, вы правы, уважаемые аналитики. Вопрос всем группам: -О чём пойдёт речь на уроке, определите тему и цель урока. | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы: -Интересно содержание письма, оно живое, настоящее.. - По жанру это действительно письмо, хорошо оформлена мысль, есть рассуждения и выражение своих эмоций. В письме пропущена информация об авторе и названии произведения, которое имеет в виду автор письма. Формулируют тему: -Речь пойдёт о декабристах и их героических жёнах) и цель урока ( познакомиться с произведением Н.А. Некрасова «Русские женщины», представить образ русской женщины в русской литературе). Записывают в тетрадь дату, тему урока. | Групповая Фронтальная | Познавательные: осознают учебную задачу. Регулятивные: целеполагание, высказывают свое предположение на основе работы с учебным материалом. Планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия. |
3. Постановка учебной задачи (5 мин.) | Рассказ о декабристах, определение духовно-нравственных качеств человека (патриотизм и стойкость декабристов, мужество и верность долгу их жен, гордость и самоотверженность),знакомство с историей создания поэмы. -Вот копия документа приговора декабристов, обратите внимание, сначала декабристов приговорили к четвертованию. Чуть позже приговор смягчили. (Выход в сеть Интернет по ссылке http://web48.ru/web/4478.html). | Группа «Аналитики» рассказывают о восстании на Сенатской площади в 1825г.(заранее подготовленное домашнее задание). (материал в приложении 1) | Групповая Фронтальная | Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение. Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению. |
4. Выявление затруднения (3 мин.) | Каким образом связаны этот трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова? Ваши предположения? Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями. назвав ее сначала «Декабристки», а потом «Русские женщины». Почему? Вспомните, что такое «поэма»? | -Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями. -Главное для поэта в поэме-показать подвиг русской женщины. Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным и эпическим сюжетом (запись в тетрадь) | | Познавательные УУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание |
5.Реализация плана по разрешению затруднения. (Чтение и анализ первой части поэмы) (8 мин.) | Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, а более всего облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния. - А теперь представим, что могла ответить Екатерина Трубецкая на те доводы губернатора, которые приводились с целью остановить ее? Найдите это в тексте. Читаем по ролям (стр.353-355) Приложение 3.Отрывки из текста (диалог княгини и губернатора. | Выразительное чтение поэмы по ролям. | Фронтальная | Познавательные: перерабатывают информацию, отвечают на вопросы, сравнивают и делают выводы. Коммуникативные: выражают свои мысли, оформляют речевое высказывание. |
5.Первичное закрепление нового знания (беседа по прочитанному тексту) (7 мин.) | Вопросы группам: -Словесники, что нам стало известно из первых строк поэмы? -Какой же долг ее зовет? - Аналитики, как построена основная часть главы поэмы? -Читатели, какие слова использует поэт, чтобы воссоздать картину тяжёлого пути Трубецкой? Обратитесь за примерами к тексту -Аналитики, почему Некрасов выбрал именно такую форму повествования | Граф отец провожает свою дочь-княгиню в Сибирь.Трубецкая умоляет отца отпустить ее с миром, предчувствуя, что им никогда не придется встретиться (княгиня Трубецкая умерла в Сибири в 1854г.). Она понимает, что ее долг –оберегать своего уже немолодого отца, но ее зовет и другой долг, «и выше и трудней». Быть там, где очень трудно, с тем, кому трудно; разделить с мужем страдания и тяготы жизни. А главное – своим присутствием убедить, что вины его нет, что иначе он поступить не мог и поступил именно так по велению сердца и долга перед родиной и людьми. Основная часть построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором Иркутской губернии, который пытается уговорить княгиню вернуться домой Приводят примеры из текста. Зачитывают примеры из текста. | Групповая | Коммуникативные УУД:умение делится собственными размышлениями с окружающими. Познавательные УУД: формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению |
| - Читатели, сколько времени провела княгиня в пути до встречи с губернатором? -Словесники, какой художественный прием использует Некрасов, чтобы показать, что путь действительно был очень тяжел? - Аналитики, почему лично сам губернатор встретил княгиню? -Читатели, сколько дней уговаривал княгиню губернатор? - Словесники, какой довод он приводит последний, самый страшный? Аналитики, почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом? - Читатели, кто оказывается морально более стойким в этом диалоге? - Аналитики, какие черты характера проявила героиня в этой сцене? - Читатели, каков финал этой части поэмы? - Читатели, каков финал этой части поэмы? | Два месяца. Прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжала одна. Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой. 6 месяцев Путь верст до восьмисот, восемь месяцев зимы, люди душой черствы, жизнь в общей казарме, что ее ждет смерть, потеря всех прав, имущества. Я отпустить не в праве вам, княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут с конвоем…»? (Текст стр. 335). Потому что она не изменит своего решения и отправится к мужу. Морально более стойкой в этом диалоге оказывается княгиня. Героиня в этой сцене проявила такие черты характера, как решительность, мужество, стойкость и бесстрашие (рассуждения учеников). Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством хрупкой героини, ее горячей готовностью быть верной своему мужу и долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного Губернатор осознает моральное превосходство княгини и обещает в три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности. (просмотр эпизода из фильма «Звезда пленительного счастья») | Групповая | Коммуникативные УУД:умение делится собственными размышлениями с окружающими. Познавательные УУД: формировать умения осознанного восприятия текста. |
6.Самостоятель-ная работа и проверка по эталону (вывод учащихся) 6.1.Слово учителя на фоне последнего эпизода фильма «Звезда пленительного счастья» (3 мин.) | - В чём величие духа русских женщин? -Подвигом любви бескорыстной назвал Н.А. Некрасов добровольное изгнание жен декабристов, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь). Среди 11 отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, Екатерина Ивановна Трубецкая была первой. | Некрасов воспел в поэме героизм русских женщин, представил их как героически самоотверженных, с решительным боевым характером, а такие примеры он видел в лучших людях своего времени. | Фронтальная | Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений.. |
7.Включение в систему знаний и умений. (домашнее задание). (2 мин.) | Прочитать вторую часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня Волконская» Задание группам: группа «Словесники» составят проект ответного письмо выпускнику; группа «Аналитики» подготовят сообщение о князе и княгине Волконской; группа «Читатели» готовят подробный пересказ второй части с опорой на текст. | Самостоятельно выполняют задания. | Групповая | Метапредметные: умение определять объём и содержание домашней работы |
8. Рефлексия. (3 мин.) | ( первые впечатления о поэме) Словесники: подберите прилагательные, характеризующие княгиню Читатели: составьте словесный портрет княгини Трубецкой. Аналитики продолжите фразу: величие духа русских женщин заключается в … | Выражают своё мнение,рассуждают | Групповая | Регулятивные: оценивают качество и уровень усвоения учебного материала. |