СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Древнейшие люди" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Древнейшие люди" 5 класс. Урок построен с учетом требофаний ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Древнейшие люди" 5 класс»

Технологическая карта

Тема урока

Древнейшие люди

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные ресурсы

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364

План урока

  1. наши далекие предки

  2. орудия труда

  3. древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой

  4. овладение огнем

Цель урока

Создание условий для формирования представлений о первобытности как самого длительного периода в истории человечества

Формы и методы обучения

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

История, археология, нумизматика, этнология, исторические источники, виды исторических источников, хронология

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.

Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

Организационный момент

3

Подготовка класса к работе

Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: Объясните почему первобытность – самый длительный по времени период в истории человечества

Записывают тему урока, заполняют тетради

Фронтальная

Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работают индивидуально;

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

20

Ответы на вопросы

Учитель. История человечества начинается с появления первобытного человека. От этого события, насколько сегодня известно ученым, нас отделяет 4 млн. лет. История цивилизованного общества насчитывает около 6 тыс. лет. В науке существуют различные версии происхождения человека, у ученых нет также единого мнения о месте зарождения человечества. Одни из них считают, что прародиной человечества считается Восточная Африка, другие – существовало несколько таких центров.

Задание 1 (на группировку сведений)

  1. Как вы полагаете, каковы причины того, что люди жили группами, то есть все известные им действия выполняли сообща?

  2. назовите отличительные признаки древнейшего человека.

Вспомним основные понятия археология, этнография. Соответственно археолог занимается вещественными источниками. Этнограф занимается изучением занятий, хозяйственной деятельности.

Задание 2. (на установление причинно-следственных связей)

  1. Объясните, почему древнейший человек долго осваивал природу

  2. что повлияло на расширение территории расселения древнейших людей.

Жил древнейший человек недолго, его подстерегало много опасностей: крупные хищники, холод, голод, природная стихия. Он с трудом и медленно приспосабливался к изменяющимся условиям природы, поэтому на огромных пространствах Земли людей было очень мало. Около миллиона лет назад древнейшие люди начали расселяться из Африки на другие континенты – на юг Европы и в Азию.

Задание 3

  1. Как вы думаете, какие причины побудили наших предков взять в передние конечности палку и камень?

  2. в чем заключалась изобретательность древнейшего человека при изготовлении орудий труда.

  3. как появление орудий труда изменило жизнь древнейших предков?

Рассмотрите карту в учебнике и ответьте на вопросы:

- где располагались места стоянок австралопитека и человека умелого.

- опишите ландшафт и территорию стоянок.

Таким образом, с началом изготовления каменных орудий труда связывают начало периода первобытности в истории человечества. В этот период произошло самое важное в эволюции человека – он научился делать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых обеспечил свое существование. Таким образом, труд над собой и для себя выделил первобытного человека среди животных.

Физминутка

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию.

Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя.

Осуществляют анализ фактов.

Устный опрос

Записи в тетради



На протяжении нескольких миллионов лет постепенно изменялся внешний облик древнейшего человека, его способности и занятия. Приспособление к природе, изменчивости климата, изобретение новых орудий труда обеспечили человеку лучшее питание. Он стал сильнее, выносливее. Освоение новых пространств повлияло, как считают ученые, на изменение внешнего вида древнейшего человека. Это стало новым в эволюции человека.

Задание 4

  1. что в жизни древнейшего человека способствовало началу занятий охотой?

  2. кто и почему занимался собирательством?

  3. какие знания и умения необходимы для занятия собирательством?

Задание 5. составьте список умений, которыми должен обладать древнейший охотник.

Учитель: в отличие от животных, человек со временем перестал бояться огня. Это произошло не сразу, но тогда, когда первобытный человек понял пользу огня для себя, приобрел уверенность в своих силах. Преодолев страх перед стихией огня, люди стали брать тлеющие головешки лесных пожарищ. Огонь хранили и оберегали по очереди, при перемене места поселения бережно переносили тлеющие головни на место нового кострища. Огонь стал символом жизни рода, на нем стали готовить еду, рядом с ним грелись в ненастную и холодную погоду, с его помощью спасались от хищников. С овладением огнем древнейший человек стал осваивать пещеры для жилья. В них обитали крупные звери, такие как лев, пещерный медведь. Огонь способствовал усовершенствованию орудий труда: им обжигали костяные и деревянные предметы, чтобы продлить срок их жизни. Таким образом, использование огня усилило превосходство человека над животным миром.

Задание 6.

  1. каким образом огонь приблизил первобытного человека к современному

  2. объясните, почему с древнейших времен все признают, что огонь- э то жизнь.

Выполняют задание в тетради

Фронтальная, индивидуальная

Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

Первичное осмысление и закрепление

6

Работа с понятиями

Поясняет задание на слайдах

Слайды

Задание 1.

Определите понятие:

А) ученый, изучающий прошлое человечества по вещественным источникам (археолог)

Б) вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира (человек умелый)

Задание 2

А)материал для изготовления древнейших орудий труда, который можно найти в избытке в горной местности на берегу моря (галька)

Б) приспособления из камня, дерева, кости животного для добычи пищи, защиты древнейшего человека (орудия труда)

Выполняют задание в тетради

Решают кроссворд

Индивидуальная

Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Записи в тетради

Итоги урока, рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?

  • Что мы записали в тетради?

  • Что мы увидели в презентации?

  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Объяснять, почему первобытность- самый длительный период в истории человечества

Называть отличительные признаки древнейшего человека

Составлять рассказ о древних людях

Давать определение понятиям: археолог, «человек умелый», галька, орудия труда

Работать с исторической картой – определять места стоянок

Устный опрос

Домашнее задание

1

Домашнее задание § 1. рабочая тетрадь упражнение № 4

Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки

Записывают в дневник

Фронтальная

Рефлексируют уровень сложности задания

Записи в дневнике




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!