СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Рукотворная жизнь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Рукотворная жизнь.»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №77 
с углублённым изучением химии 
Петроградского района Санкт-Петербурга






Технологическая карта урока

Тема урока: Рукотворная жизнь.





ФИО учителя: Олейник Александра Владимировна

Дата урока: 16.11.2018

Класс: 4А

Предмет: окружающий мир

УМК: «Школа 2100» Окружающий мир 4 класс

Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д.,

Бурский О.В. и др. С.В.

Страница 70-73

















Цель: познакомить учащихся со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные:

- аргументировано отстаивать свою точку зрения.

- развитие самостоятельности в информационной деятельности,


Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи,

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Познавательные:

- самостоятельное выявление познавательной цели,

- работа с новой   информацией из учебника и дополнительного материала,

- строить сообщения в устной и письменной форме,

- строить логическое рассуждение.


Коммуникативные:

- речевая деятельность,

- навыки сотрудничества,

- соблюдение основных правил общения на уроке,

- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию,

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в работе необходимую взаимопомощь.

Планируемые предметные результаты:

- развить речь, воображения, логического мышления, умения работать с текстом учебника, выделять главное.

- осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строят логические рассуждения, действуют по предложенному плану, оценивают результат своих действий, развивают коммуникативные умения.



Организация пространства: фронтальная, групповая.

Ресурсы урока: учебник окружающий мир. 4 класс, бумага А4, раздаточный материал, презентация.

План урока:



  1. Организационный момент: приветствие. (1 мин)

  2. Актуализация опорных знаний: что такое природа? Какие объекты живой и не живой природы вы знаете? (3 мин)

  3. Постановка учебной задачи: тему урока ученики определяют с помощью диалога в учебники. (5 мин)

  4. Открытие нового знания:

- ученики знакомятся с понятием «породы» и «сорта»

- работают в группах, изучают выданный материал.

- изучают, как производятся продукты на фабриках. (5 мин)

  1. Первичное закрепление:

- представитель группы выходит к доске и рассказывает о своей фабрике историю, которую группа нашла в доп. материале.

- ученики составляют и задают вопросы другим командам. (20 мин)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой: ответить на вопросы в конце учебника. (4 мин)

  2. Рефлексивная деятельность: дети на визитках отвечают на вопрос, что понравилось им на уроке? Какую отметку они поставят себе за работу на уроке? С каким настроением я ухожу с урока? (4 мин)

  3. Подведение итогов: запись домашнего задания в дневник. Прощание с учителем. (3 мин)





























Ход урока:       

Этапы урока,

учебные задачи

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ый: подготовка учащихся к работе.

-Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку. Садятся девочки, а за тем мальчики.

- Здравствуйте, меня зовут Александра Владимировна.
Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Проверяю вашу готовность к уроку, на партах у вас лежат учебники и тетради и пенал. Желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке.

Дети приветствуют учителя.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

- Что такое природа?

- На доске вы видите таблички: Живые, Неживые, Искусственные (вещи из чего сделаны). Приведите примеры объектов живой, неживой природы и искусственных объектов. Выходят по 3 человека, записывают ответы своих одноклассников (2 примера на столбик)

- Из приведённых примеров мы видим, что вы называете растения и животных, относящихся к дикой природе и к тем, которых выращивает человек.

– Почему человек решил сам себе выращивать пищу?

– Что дало человеку одомашнивание животных и растений?





– Кто занимается выращиванием животных и растений? Какие профессии бывают у людей в сельской местности?

-Чтобы узнать, тему нашего урока, я, предлагаю вам открыть учебник на стр 70 и прочитать диалог Лены и Миши.

-Какое противоречие вы заметили у наших героев?

- Какой у вас возникает вопрос?

- Мы к вашим вопросам вернется в конце нашего урока.

Дети выказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции.

Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией.







-Возможность разнообразно питаться, заниматься другими делами, создавать новые вещи.



Агроном, полевод, фермер, садовод, овощевод, доярка, пчеловод и др


3. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся.




Тема нашего урока, звучит так «рукотворная жизнь».

– Как вы понимаете тему нашего урока «Рукотворная жизнь»?

Сейчас мы с вами разделимся на 5 команд. И каждая команда будет являться фермой.

- Каждой группе на подготовку дается 10 минут. На представление и рассказ вам дается 2 минуту в которые вы должны уложится и получить баллы.

Каждая ферма должна на основе выданного текста составить рекламу своих продуктов и представать её другим группам. Ваша реклама должна соответствовать требованиям.
1) Заголовок
2) Рисунок
3) Информация

Прочитайте определения и приклеить их в вашу рекламу после заголовка. Вам они помогут при выполнение задания.

Порода - группа животных, обладающая определенными признаками, передающимися по наследству.

Селекция – наука о методах создания и улучшения пород животных, сортов растений.

Сорт – группа культурных растений, которые в результате селекции обладают определенным набором характеристик.



1 группа: Пекарня. Группа работает с заданием про злаковые растения. Пшеница.

Злаковые растения. Пшеница.

Злаковые растения.

Злаковые растения принадлежат к классу однодольных. Семейство злаков - самое многочисленное, так как включает около 6000 видов растений.

Злаки образуют соцветия – колоски, составленные из мелких бледных цветков. Каждый колосок включен в сложный колос, метелку, изредка – кисть. При созревании формируется сухой плод с одним семенем. Образуется так называемая зерновка.

Из представителей семейства злаков всем известны ценные хлебные растения, являющиеся основным продуктом в питании людей. Это пшеница, ячмень, рожь, просо. Также к семейству злаков относятся различные кормовые травы полей и степей, идущие на корм скоту в сельском хозяйстве. Но некоторые из злаков являются сорняками, с которыми огородники ведут непримиримую борьбу.

Пшеница.

Пшеница- род растений из семейства злаков, ведущая зерновая культура во многих странах. Так же пшеница одна из первых одомашненных злаков, известно, что еще в древности люди собирали зерна дикой пшеницы, но одним недостатком у неё было то, что при созревании , зерна сразу осыпались, поэтому люди собирали зерна незрелыми.

История растения:

Пшеница была известна древним народам Европы, Азии, Северной Африки. За 4 тысячи лет до нашей эры её выращивали в Китае, Египте, Швейцарии.

Питательные и целебные свойства пшеницы высоко ценили в Древней Руси. Отвары из толчёного зерна, мякиша и корочки хлеба использовали при лечении многих заболеваний.

Кулинарное использование:

Из пшеницы получают муку, крупу, крахмал; из зародышей зерна – масло.

2 группа: Культурные растения. Группа работает с текстом про разные сорта роз. Удивительный мир роз: разнообразие сортов

Существует множество форм и расцветок роз, потому что уже на протяжении тысячелетий осуществляется скрещивание природных видов и сортов. Розы — это в основном кустарники, ветви которых покрыты колючими шипами различной формы и величины. Самые первые упоминания о розах, дошедшие до нас, были известны 2000 лет до нашей эры. В древней Индии и Китае культура роз достигла высокого уровня, были образованы потрясающие сады и огромные плантации. Там делали и использовали розовую воду и масло, роза ценилась и за свои лекарственные свойства.

Какими же путями совершенствовалась дикая роза? Еще в очень давние времена человек отбирал виды и формы роз, наиболее декоративные по окраске цветков, обилию и продолжительности цветения. В результате длительного отбора розы постепенно улучшались и приобретали более совершенные по форме и окраске цветки. Были созданы чудесные махровые сорта роз с большим богатством красок, форм, аромата, различной величины — от крошечных, не больше трехкопеечной монеты, до крупных цветков и больших соцветий.

Современные Чайныерозы весьма популярны, ведь они обладают красивыми по форме цветками с разной окраской. Большие по размерам (диаметром 10—12 см) махровые цветки размещаются одиночно или же реже в соцветиях по 2—5.

В конце 18 века был получен гибрид французской и дамасской роз. Жесткие стебли розы несут душистые цветки белой, розовой и пурпурной окраски. Главное достоинство розы — обильное осеннее цветение.

Первая бурбонская роза — результат случайного скрещивания розы дамасской и розы китайской — была найдена в 1816 г. на о. Бурбон. В 19в. сорта этой розы с крупными, многолепестковыми, душистыми, шаровидными цветками были очень популярны, потому что они цветут двумя волнами — в июне и осенью.

3 группа: Технические культуры. Картофель. Свёкла.


Технические культуры


Растения, которые используют как сырьё для различных отраслей промышленности.

В зависимости от получения из них того или иного продукта подразделяются на несколько групп. Крахмальные культуры содержат крахмал в клубнях картофеля. Картофель - один из важнейших продуктов питания. Клубни картофеля богаты витамином С. В кожуре и позеленевших клубнях содержится ядовитое вещество, которое частично распадается при варке. Позеленевшие и проросшие клубни непригодны для употребления в пищу и скармливания животным без тщательной варки или других способов обезвреживания. Картофель — ценный корм для сельскохозяйственных животных. 

Это полезное растение можно выращивать повсюду, почти при любых климатических условиях с достаточным освещением и температурой. Однако картофель чувствителен к заморозкам, а жаркий климат тропических стран может отрицательно повлиять на развитие клубней. Картофель - ценнейший продукт питания для человека.

Свекла.

Сахарная свекла - одна из основных технических культур. Сахар является ценным продуктом питания. Он легко усваивается организмом, высококалорийный. Свёкла, как дикое, так и культурное растение, знакома людям с далёких времен.

Уже во втором тысячелетии до нашей эры научились возделывать её. Поначалу свёкла использовалась лишь для лекарственных целей. На Руси свёклу начали выращивать в 10веке. Не зря свеклу именуют сахарной. Общее содержание сахаров в ней приблизительно такое же, как и в арбузах и дынях В свекольной культуре присутствует и сахароза. Именно редкое сочетание различных видов сахаров, небольшое количество кислот, необычный вкус природных пигментов придают свёкле и блюдам с ней неповторимый вкус.

Чем может похвастаться свёкла? Она способна в течение длительного срока сохранять накопленные в ней питательные вещества. Гораздо дольше, чем другие овощи, вплоть до появления нового урожая.

Чем полезна свёкла? Она даёт энергию клеткам человеческого организма, связывает и удаляет вредные токсины, образующиеся в процессе жизнедеятельности.

4 группа: Домашние животные. Группа работает с текстом про собак.

Собака – друг человека

Собака принадлежит к древнейшим из домашних животных. Волк стал первым спутником человека, «прибившись» к нему в каменном веке (10-15 тыс. лет назад). Похоже, произошло это всё почти одновременно в разных местах — на юге Европы, в Азии и Сибири. От прирученного волка произошла домашняя собака. Собаки известны своими способностями к обучению, любовью к игре, социальным поведением. Выведены специальные породы собак, предназначенные для различных целей.

Пограничные собаки.

Днём и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении разведчиков. Бесстрашные и смелые бельгийские овчарки, немецкие овчарки, лайки преследуют нарушителей границы, помогают задерживать и обезвреживать врагов нашей Родины. Породы этих собак были выведены путем скрещивания особей одной и той же породы с разными необходимыми качествами.

Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза (собака-спасатель): приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых под Москвой имеет специальную школу, в котором обучают собак-поводырей.

У собак есть странная способность предсказать довольно специфические события. Например, когда у человека с эпилепсией случится приступ, однако они реально могут это делать, предсказывая приступы за минуты и даже за часы. Когда они чуют, что приступ на подходе, собаки лают, бегают кругами, ложатся перед своим хозяином. Человек, которому грозит такая неприятность, может принять лекарства, или успеть подыскать безопасное место. А некоторых собак тренируют звать на помощь, если их хозяин не может сделать этого сам.

Ну и, наконец, самая беззаботная порода собак – декоративные, например болонка, пудель, и так называемые дамские собачки – той-терьеры, чихуахуа и др.

Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже находится памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек.

5 группа: Молочно-мясная фабрика. Группа работает с текстом про коров.

Одомашнивание коров

Наибольшую пользу человеку принесло одомашнивание тура — предка современных коров. Сравнительно недавно дикие туры водились в Европе, Северной Африки, Малой Азии и на Кавказе. Быстрые, могучие и красивые, эти животные имели дикий и свирепые нрав. Немного было у них врагов, однако человек, многим обязанный этому зверю стал причиной его исчезновения. Но человек научился выводить разные породы коров.

Голландская порода коров (молочная порода)
Голландский скот считается наиболее древним, давшим начало ряду других пород. Голландские коровы выведен в Голландии. Голландская порода коров из­вестна как одна из наиболее продуктивных молочных пород еще с 18-го столетия. Высокая молочность коров голландской породы объясняется устойчивостью наследственности по этому признаку, а также продолжительностью работы по отбору и подбору наиболее продуктивных голандских коров.

Костромская порода коров является одной из лучших отечественных пород. (молочно-мясная) Порода была выведена в хозяйстве "Караваево" и на фермах хозяйств Костромской области. Масть животных бурая и светло – бурая.

Работа по выведению костромской породы началась в 1924 г. Не прекращалась она даже во время Отечественной войны. После многих лет работы над формированием породы удалось побить мировой рекорд: в совхозе «Караваево» были выращены рекордистки.

Лимузинская порода коров была выведена в провинции Лимузен во Франции. Представители лимузинской породы являются типично мясными. Животные характеризуются короткой головой с широким лбом. У них круглые ребра и глубокая грудь. Телята при рождении весят от 36 до 40 кг.. Живая масса быков - 1000 - 1100 кг, коров - 580 - 600 кг. Лимузинские коровы обладают хорошими материнскими качествами. Молочная продуктивность коров составляет от 1200 до 1800 кг молока жирностью 5 процентов.



-Речь пойдёт о природе, которую человек создал своими руками.

Ученики делятся на команды. Выходят 5 человек и вытаскивают карточки с названием фабрик)









Каждая группа составляет плакат по своей теме.

Представляют его перед одноклассниками, рассказывают о информации, которую выбрали из текста.




































































































































4. Подведение итогов

-Повторим с вами, что мы с вами узнали.

-Возьмите карточки и напишите вопросы к ферме, которая на карточке написана. После чего вы зададите эти вопросы представителям этих ферм.
Подведем итог нашего урока. Переверните визитные карточки и выполните на них задание. Задание называется «Продолжи предложение».

 Я узнал……

 Я повторил……

 Я удивился…….

 Я запомнил……

Отвечают на итоговые вопросы.


5. Информация о домашнем задании.

Рабочая тетрадь стр 28, выполнить задания под №1,3

Записывают домашнее задание в дневник.

6.Организационное завершение урока

До свидания, ребята.

Встают, прощаются с учителем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!