I. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | – Добрый день, дорогие друзья! новой встрече очень рада я! Каждый урок окружающего мира мы начинаем словами: | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку |
II. | Актуализация опорных знаний | Наше путешествие по природным зонам России продолжается, новая природная зона сегодня раскроет нам свои тайны. Я предлагаю начать наш урок с интеллектуальной разминки. Соедини линией название растения и животного с названием зоны их обитания. Растения | Природные зоны | Животные | Ковыль Тюльпан Ель Береза Сосна Саксаул Мхи Лишайники Карликовая ива | Арктика Тундра Леса Степь | Суслик Соболь Белый медведь Песец Гагара Верблюд Волк Тушканчик | -Проверяем, как справились с заданием. (на экране правильно выполненное задание) - Что вы заметили, есть ли среди растений и животных лишние, которые не отнесены ни к одной природной зоне? ( саксаул, верблюд) ( на экране появляются изображения саксаула и верблюда). - Какая природная зона объединяет эти изображения? - Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня? Значит, тема нашего урока … | Учащиеся работают по карточкам в парах Ответ учащихся: « Пустыня» |
III. | Изучение нового материала Электронная карта «Природная зона России» | - Как вы думаете, что является «визитной карточкой» зоны пустынь? - Что находится в этом «черном ящике» на моем столе? ( черная коробочка с песком) - Правильно, это песок. (на экране меняются картинки с изображением пустыни) - Послушайте отрывок из стихотворения Е.Евсеевой: (во время чтения стихотворения на экране меняются картинки с изображением пустыни) «Налево – шаг, направо – шаг: Кругом – сплошной песок! Пустыня – это не пустяк Ни вдоль, ни поперёк. Внутри пустыни – пустота. Она ничем не занята Ни летом, ни зимою…» - Поднимите руки, кто согласен с поэтом? - А теперь те ученики, кто может возразить поэту. - А что же вы знаете о пустыне? - Подберите родственные слова к слову пустыня. (пусто, пустота, пустой, опустошенный..) - Наша задача на сегодняшнем уроке разобраться: действительно ли в пустыне пусто? – На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока. – Что вы представляете, когда слышите слово «пустыня»? (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок…) Пустыня – 1. Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё. 2. Безлюдное необитаемое место. – На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока. В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова». – Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона. – Какое лето и зима в пустыне? – Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и каменистые. Между Каспием и Амударьёй находится самая большая пустыня – Каракумы. | Внимательно слушают. Ответы учащихся Отвечают на вопросы учителя Читают определение понятия в словаре. |
IV. | Исследовательская деятельность | - Подумайте, как рациональнее мы будем проводить исследование? ( по группам) - На какие группы мы должны разделиться? (ботаники, зоологи, экологи) - Давайте напомним правила работы в группе. -Получите маршрутные листы с заданиями. – Используя текст и иллюстрации учебника, атласы, рисунки, соберите информацию о растительном и животном мире пустынь, об экологических проблемах этой зоны, после чего поделитесь своими знаниями. • Материалы для «ботаников»: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник (с. 122, 123), атлас-определитель. Задания: 1. Общая особенность растений: корни ___________, листья________ из-за того, что не хватает ________. 2. Индивидуальное приспособление к природным условиям: – верблюжья колючка, джузгун, колосняк. • Материалы для «зоологов»: рисунки различных животных, населяющих пустыни, атлас-определитель, учебник (с. 121–124). Задания: 1. Рассказать о приспособленности животных пустынь к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются). 2. Перечислить животных. 3. Дать характеристику: ящерица-круглоголовка, сайгаки, тушканчики, верблюд. • Материалы для «экологов»: иллюстрации жизни в пустынях, учебник (с. 118–119, 125). Задания: 1. Назвать экологические проблемы пустынь и пути их решения. 2. Рассказать об охране редких растений и животных, заповедниках. Предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности: «Растения пустынь», «Животные пустынь». – Вы раскрыли экологические проблемы пустынь. И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки | делятся на три группы: «ботаники», «зоологи», «экологи». «Ботаники» собирают информацию о растительном мире пустынь. «Зоологи» собирают информацию о животном мире пустынь. «Экологи» собирают информацию об экологических проблемах зоны пустынь. Рассказывают «ботаники». Рассказывают «зоологи». Рассказывают «экологи» |
VI. | Практическая деятельность | филворд: | Работа с филвордом 1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. 2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. 3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы. 4. Вьется веревка, на конце – головка. 5. Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги. 6. Я – песчаный холм, и зовут меня… Ответы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан. |
VII. | Итоги урока. Рефлексия | – Путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам оно? - Какая тема была сегодня на уроке? - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы её? - Что нового узнали на уроке? - А теперь вы согласны с поэтом, что в пустыне пусто? - Как вы ответите в конце нашего урока на этот вопрос? Продолжите мои предложения: - Сегодня на уроке… - Этот урок… - Своей работой на уроке я… - Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы слушают учителя. взволновал… заставил задуматься… навёл меня на размышления… доволен… недоволен, потому что… |