1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствует обучающихся. Настраивает обучающихся на урок -Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь. - Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Они состоят из деталей. -А что произойдёт, если убрать хоть одну деталь? -Совершенно верно. Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. С каждым новым уроком вы узнаёте все больше и больше. Вот и сегодня на уроке вам предстоит узнать много нового. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок - Они перестанут идти | Формирование готовности восприятия учебного материала Диалог |
2.Актуализация опорных знаний(умений) | Актуализирует знания детей необходимые для открытия новых знаний. -Начнём наш урок со сказки. «Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти кончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто–то запел тоненьким голоском: Кто ты? – спросил Муравьишка. -Я солнечный луч! -Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей-Вопросик. - Я делаю чудеса! – ответил Солнечный лучик. И тут Муравьишка увидел в небе… Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка: Дождь прошел. Раздвинув тучи, К нам пробился солнца лучик. И буквально на глазах Мост возник на небесах. Разноцветная дуга — Это… -Молодцы! - Как же так? –удивился Муравьишка. –Ты Солнечный лучик сам белый, а радуга разноцветная! Засмеялся Солнечный луч и ничего не сказал. | Слушают внимательно учителя. Отгадывают загадку. - Радуга! | Слово учителя Загадка Педагогическая оценка |
3. Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | Орган6изует диалог подводящий к теме урока -Что вы знаете о радуге? - Кто из вас знает, почему радуга разноцветная? -Мнения разделились. -У нас проблема, мы много раз видели радугу, но не знаем, почему радуга разноцветная. -Как вы думаете, какая тема урока? - Определите цель нашего урока. Для этого используйте слово узнать. - Какие качества мы должны проявить, чтобы ответить на этот вопрос? | Слушают внимательно учителя. Рассказывают о радуге. Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. - Тема: Почему радуга разноцветная? - Цель: узнать как образуется радуга и почему она разноцветная. - Мы должны быть внимательными, активными. | Подводящий диалог Диалог |
3.2 Открытие нового знания | Даёт сведения о происхождении слова «радуга». -Какое настроение у вас при виде радуги? -На какое слово похоже слово «радуга»? -Найдем ответ в тексте, который лежит на вашем столе. Читает громко Лев, а остальные следят глазами. (Прил.1) - Что вы запомнили из прочитанного? -Для людей в старину радуга – это было чудо. Наши предки считали, что радуга – это небесный мост, по которому спускаются ангелы. Существует поверье, будто в том месте, где радуга касается земли, можно откопать горшочек с золотом. Так люди считали в старину. - А что говорят учёные сегодня? Узнаем, как образуется радуга. Посмотрите фильм, совершите путешествие с его героями и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?" Фильм (3 мин.) - Все ли слова понятны? - Да, сложные были слова, но вы смогли понять почему все-таки радуга разноцветная? -На что попадают в небе солнечные лучи? -Что происходит с солнечным лучом? -Что тогда образуется? -Причина появления радуги — солнечный свет. Солнечные лучи попадая на капельки дождя распадаются на разноцветные лучики. Получается радуга. Чем больше капли дождя, тем ярче и больше радуга. Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце. Работа по учебнику с.41. Чтение объяснения Мудрой Черепахи. - Посмотрите на картинку на с.41. Что делают Черепаха и Муравьишка? -Как думаете, что они хотят получить? -Может у них получиться радуга? -Почему? -Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? -На что похожа радуга, когда мы на нее смотрим с земли? -А если посмотреть на радугу с высоты, она останется такой же дугой? -Ребята, если посмотреть на радугу с высоты, например, с самолета, то она будет круглой. -Кто из вас видел сразу 2 радуги? Когда так происходит? | Знакомятся с происхождением слова «радуга» -Радостное Микроитог. Слушают. Просмотр фильма о том, как образуется радуга. -Нет -Да/нет -На капельки дождя -Распадаются на разноцветные лучики -Радуга Работа по учебнику с.41. Чтение объяснения Мудрой Черепахи. - Поливают. - Радугу. -Да. -Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга. -Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день. -Радуга похожа на дугу. -Да\нет -Сразу 2 радуги можно увидеть над большой рекой, озером или морем. Это происходит от того, что много воды и поэтому радуга отражается дважды. | Дополнительный материал Слово учителя Иллюстрация (видеофрагмент) Диалог Слово учителя Работа с учебником Диалог |
3.3 Первичное закрепление | Организует знакомство с цветами радуги. -Кто знает, сколько цветов в радуге? -В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке. А как запомнить цвета по порядку и очень быстро? -Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.” По первым буквам слов и запоминаются цвета. (на доске постепенно появляются – цветные слова) Организует повторение и заучивание этой фразы. – Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу. | Отвечают на вопросы учителя. Учат подсказку вместе с учителем. Закрашивают радугу. | Иллюстрация |
3.4 Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу. - Сейчас вы будете работать в парах, давайте вспомним как это нужно делать: 1) работай вместе; 2) работай тихо; 3) если надо помоги соседу; 4) будь вежлив. - Молодцы! А сейчас проверим, кто из вас был самый внимательный. Вам нужно дополнить рисунки радугой. Работаете в паре со своим соседом. -А теперь покажите свои работы 1 ряд, 2, 3. Молодцы! | Называют правила работы в парах. Выполняют задание. Показывают свои работы. | Диалог Самостоятельная работа Пед оценка |
3.5 Повторение и включение в систему знаний | Организует работу по закреплению материала. - А теперь вспомним все, о чем сегодня говорили. Предлагаю вам сделать яркие бусы. Для этого возьмите зеленый и красный карандаши. - Я вам задаю вопрос, если ответ: да – кружок закрашивается в зелёный цвет; нет – кружок закрашивается в красный цвет. Вопрос 1. У радуги 7 цветов? Вопрос 2. Все цвета расположены в строгом порядке? Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет? Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь? Вопрос 5. Можно увидеть сразу 2 радуги? Проверка по ключу на доске. - Проверьте себя, у вас должны получиться такие бусы. Поднимите руки, кто не ошибся. | Внимательно слушают задание. Отвечают на вопросы. Проверяют по эталону на экране. | Инструктаж Самостоятельная работа Самопроверка Педагогическая оценка |
4. Рефлексия (прием «радуга» по времени) | Подводит итог урока с помощью вопросов. - А вы помните, какая была у нас тема урока? - Что нового вы сегодня узнали? - Узнали почему радуга разноцветная? - Как и когда появляется радуга? -Можно ли на небе одновременно видеть несколько радуг? -Если мы посмотрим на радугу сверху, например когда летим на самолете. Она выглядит так же, как и на земле? -Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке? -Ребята, вы сегодня хорошо работали. Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы учителя. - Почему радуга разноцветная. Рассказывают. -Потому что солнечный свет попадая на капельку воды распадается на много цветных лучей. -Радуга появляется, когда идет дождь и светит солнце. -Редко такое случается только над большими реками, озёрами, потому что происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. -Нет, когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, она будет казаться кругом. -На уроках труда и рисования. | Диалог |