Пояснительная записка
Урок обобщения в системе уроков по теме «Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения».
Класс: 5
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Тема урока: Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения.
Цель урока: Создание условий для систематизации и обобщения у учащихся знаний по изученному ранее материалу.
Задачи урока:
1) Обучающие: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме урока; формировать умение работать группой.
2) Развивающие:
1) способствовать развитию логических УУД;
2) развивать вычислительные навыки учащихся через использование рациональных способов;
3) развивать внимание учащихся;
4) развивать интерес к предмету.
3) Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма; воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, развивать внимательность и аккуратность в вычислениях.
Планируемые результаты:
предметные:
уметь в процессе реальной ситуации использовать свойства сложения и вычитания, уметь решать уравнения;
уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;
применение знаний в различных ситуациях.
метапредметные:
понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
контролировать свои действия в процессе выполнения;
обнаруживать и исправлять ошибки;
оценивать свои достижения;
формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.
развивать внимание, логическое мышление.
личностные:
формировать учебную мотивацию;
уметь проводить самооценку;
осознавать ответственность за общее дело;
уметь аргументировать свою точку зрения.
Материалы и оборудование: учебник Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013; карточки, тетрадь, доска, презентация PowerPoint, компьютер, проектор.
№ п/п (название этапа) | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развиваемые УУД | Результат |
Организационно-мотивационный. | Создание благоприятного психологического настроя на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в плавание. Вы будете пиратами. Вас ждёт много неожиданных испытаний. Преодолев их, вы попадёте на остров, где найдёте сокровища. Сокровища – это оценки, которые вы получите в конце урока. Оценивать вашу работу будет жюри. Для того, чтобы отправиться в море, вы должны захватить корабль. | Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Разбиение на три команды. | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. Личностные: самоопределение | Включение учащихся в учебный процесс. |
Обобщение и систематизация материала в форме игры | выявление обучающимися знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией. | Создаёт эмоциональный настрой. Выдвигает проблему. Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. -чтобы отправиться в плаванье, каждой команде придётся ответить на вопросы СЛАЙД 3,4,5 (вопросы по теории) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - Нам предстоит нелёгкое плавание. Остаётся пожелать вам попутного ветра, и да поможет вам фортуна! А вот и первое испытание. За вами погоня. Вам нужно уйти от нее! СЛАЙД 6 (задание на соответствие) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) - Надвигается шторм. Нужно продержаться. СЛАЙД 7 (упростить выражения) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) - Плывём дальше. На горизонте появляется корабль противника. Вы должны завладеть им! СЛАЙД 8 (решить уравнения) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) - У нас теперь есть карта острова, где спрятаны сокровища. Ну что, пираты! Вперёд! СЛАЙД 9 (решить текстовые задачи) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) - А вот и остров! Остаётся только найти сокровища. СЛАЙД 10 (придумать задачу по выражениию) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) | Демонстрируют знания, умения. Учатся работать в группе, распределять время и деятельность между партнёрами, аргументировать свою точку зрения. Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: составление плана и последовательности действий | Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности |
Подведение итогов. Рефлексия. | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и результата. | Подсчёт баллов, определение победителя, выставление оценок Организация обсуждения: Какую цель ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Какие темы были задействованы? Достигли ли мы поставленной цели? Я сегодня… | Анализируют свою деятельность по достижению цели. Делятся своими впечатлениями от работы на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: способность к самооценке Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий | Анализ полученных результатов. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Разъяснение основных моментов при выполнении домашнего задания. СЛАЙД 11 | Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание | | Запись и понимание домашнего задания. |
Приложение1.
Вопросы первой команде:
Что значит решить уравнение?
Сформулируйте свойство вычитания суммы из числа.
Сформулируйте свойство нуля при сложении.
Как найти неизвестное слагаемое?
Как проверить, верно ли решено уравнение?
Вопросы второй команде:
Какое выражение называют буквенным?
Сформулируйте свойство нуля при вычитании.
Как найти неизвестное слагаемое?
Сформулируйте сочетательное свойство сложения.
Какое равенство называют уравнением?
Вопросы третьей команде:
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Сформулируйте свойство вычитания числа из суммы.
Какое число называют корнем уравнения?
Измениться ли число, если к нему прибавить нуль?
Сформулируйте переместительное свойство сложения.
Приложение2.
Задание. Соедините стрелками левую часть, представляющую из себя буквенное выражение, с правой частью, где записаны их названия. Имейте в виду, что в правой части их меньше, чем в левой.
| переместительное свойство сложения |
| сочетательное свойство сложения |
| свойство ноля при сложении |
| свойство ноля при вычитании |
| правило вычитания суммы из числа |
| правило вычитания числа из суммы |
|
|
Приложение 3.
Задание. Упростите выражение:
Приложение 4.
Задание. Решить уравнение:
Приложение 5.
Задание. Решите с помощью уравнения задачу:
В корзине было несколько яблок. После того, как в неё положили ещё 15 яблок, в ней стало 32 яблока. Сколько яблок было в корзине?
У девочки было некоторое количество денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 83 копейки, у неё осталось ещё 45 копеек. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в самом начале?
Петя задумал число. Если вычесть его из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя?
В корзине несколько грибов. После того, как из неё вынули 10 грибов, а затем в неё положили 14 грибов, в ней стало 85 грибов. Сколько грибов было в корзине первоначально?
У мальчика было 16 почтовых марок. Он купил ещё несколько марок, после этого подарил младшему брату 23 марки, и у него осталось 19 марок. Сколько марок купил мальчик?
Приложение 6.
Задание. Придумайте задачу, которая решалась бы с помощью уравнения:
.