Мотивационный этап. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Анатольевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать, Только лишь отметку пять! Наведите порядок на парте. - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее время, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Регулятивные: умеют соотнести свои действия с поставленной целью. Личностные: создают положительный эмоциональный настрой |
Актуализация знаний. | - Давайте прочитаем скороговорку сначала медленно. Три сороки - три трещотки Потеряли по три щётки: Три - сегодня, три - вчера, Три - ещё позавчера. - А теперь давайте прочитаем быстрее, еще быстрее. -Давайте прочитаем вторую скороговорку, сначала так же медленно. Тетерев сидит у Терентия в клетке, А тетёрка с тетеревятами - в лесу на ветке. - Теперь быстро, и еще быстрее. | | Личностные: осуществляют саморефлексию, структурируют свои знания. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Построение проекта выхода из затруднения. | - Обратите внимание на доску. Перед вами фамилии поэтов и писателей с пропущенными буквами Тют…ев (Ч), Ф…т (е), Ми…алков (х), Т…лстой (о), Ершо…(в) - Попробуем их восстановить. Из пропущенных букв, которые мы вставим, получится фамилия писателя, с произведением которого мы будем работать. - Итак, это фамилия… - Да, Чехов. | | Личностные: осуществляют саморефлексию, структурируют свои знания. Регулятивные: умеют определять тему урока, формулируют задачи, планируют учебную деятельность на уроке. |
Самоопределение к деятельности | - Мы продолжаем знакомство с писателем. - На странице120 есть портрет А.П. Чехова. - Каким вам представляется этот человек? - Всмотритесь в его лицо, что вы можете сказать о нем? - Да, только правильно они называются пенсне. - Еще на лице есть усы и борода, которые он носил по моде того времени. - Что читается на его лице? - Что подсказывает нам костюм? - Верно, А.П. Чехов был не только талантливым писателем, но и великолепным врачом, добрым, и очень порядочным человеком. - Мне очень нравится одна его мысль, что человек должен быть прекрасен во всем. Как вы понимаете эти слова? - А теперь рассмотрим 121 страницу. Мы можем познакомиться с юмористическими рассказами, пьесами, которые собраны в пяти томах, изображенных на странице. - Выше на фотографии можно рассмотреть встречу писателя Максима Горького и Антона Павловича Чехова. - Справа запечатлен класс школы, где учился писатель. - Посмотрите на кабинет писателя. Что вы можете сказать о нем? - Верно. В самом низу вы можете увидеть тот самый дом – музей, где жил А.П. Чехов. | Открывают учебники. - Он сидит на кресле, подперев рукой подбородок. - На лице мы видим очки. - Выражение лица задумчивое, умное. - Этот человек строгий, аккуратный. - Высказывают мнение. - Он светлый, уютный, простой. | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Постановка проекта выхода из затруднения. | - Далее мы приоткроем страницу в жизнь писателя. - Что же авторы учебника расскажут нам о писателе. - Прочитаем первый абзац. - Вслушаемся в слова (учитель читает слова писателя). - Что, значит, она была кроткая? - А разумная? - Верно. Как понять слова писателя о матери? - А понять их можно так, что Антоша очень любил свою маму, уважал ее. А от самой матери он взял такую черту как кроткость, которая видна на портрете автора. - Поближе познакомимся с семьей Чеховых. - Прочитаем второй абзац. - Итак, семья большая, дружная. - Как, по-вашему, в такой семье хорошо жить? - Чем увлекался А.П. Чехов? - Прочитаем последний абзац. - Как вы относитесь к этому поступку? - Этот поступок говорит нам о том, что насколько был велик талант Чехова. - Ведь не просто сыграть нищего и просить милостыню у своего дяди. - Все это пригодилось в жизни Чехова. - Он был связан с театром и писал пьесы для него. - Как врач Чехов следил за своим здоровьем и здоровьем окружающих. | Работа с упражнением 113. гнев отца: вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун. Ученик читает первый абзац.
- Незлобная, мягкая. - Умная, рассудительная Высказывают свое мнение
Ученик читает второй абзац. - Да. - Его увлекал театр. - Ученик читает третий абзац. - Высказывают свое мнение.
| Познавательные: целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу. Регулятивные: выполняют учебное задание по алгоритму; осуществляют самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: формулируют собственное мнение; строят понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, адекватно взаимодействуют в паре при выполнении учебного задания. |
Реализация построенного проекта | - Посмотрим на стр. 123. Перед вами одно из произведений А.П. Чехова «Мальчики». - Мальчики, казалось бы, обычное название. - Можно ли по названию определить, о чем данное произведение? - Да, может и о военных события, и об обыденной жизни, а может и о приключениях. - А что нам нужно сделать, чтобы узнать, о чем произведение? - Но перед чтением, разберем трудные слова, которые будут встречаться нам на пути. -Что такое розвальни? - А башлык? - Начнем чтение рассказа «Мальчики». - Я могу остановиться в любой момент и задать вопросы по прочитанному. (Учитель читает рассказ, дети слушают.) - Ребята, а вас не удивляет начало рассказа? - Почему написано «Володечка приехали!»? - С таким обращением говорили о детях господ слуги. - Продолжим чтение. - Вот с такой сценой встречи начинается рассказ. - Как, по-вашему, ему рады? - А сам Володя рад, что приехал? - Если бы мы ставили фильм, эта сцена была спокойной или суетливая, шумная? - Здесь много глаголов. Найдем их. - Посмотрите, даже двери скрипели и хлопали, все было в движении. - И в эту суматоху врывается голос отца. Прочитаем. - Сколько вопросов. Почему нет ответов? - Прочитаем дальше. - Что значит действие пса «стучал хвостом по стенам»? - Что же было дальше. Прочитаем. - А. П. Чехов умел немногими словами охарактеризовать действие происходящего вокруг. - Найдите в этом абзаце такие слова. - Верно. (Учитель читает одно предложение «Володечка, а это кто же?») - А действительно кто же? - Прочитаем. - Ребята, а Володя привез друга, спросив разрешения у родителей? - А почему он решил, что можно? - Что же было дальше? Узнаем, прочитав текст. - Так, что произошло дальше? - По давней русской традиции всякая встреча начиналась с чаепития. Узнаем, как проходило чаепитие. - Как проходило чаепитие? - Какие слова говорят, о том, что это доброжелательное чаепитие? Найдите в тексте. - Дальше читаем. - Гостеприимство в доме во многом зависит от отца. - Как ведет себя отец? - А теперь познакомимся с сестрами. - Какие же сестры? - Почему они «не отрывали глаз от нового знакомого»? - Читаем дальше. - Как вы думаете, почему так ведет себя Чечевицын? - Хорошо. А что же описывается в следующем абзаце. Прочитаем. - А изменилось ли что в поведении гостя? | Высказывают свое мнение. - Нам нужно его прочитать. Розвальни – это низкие и широкие сани. Башлык - это теплый головной убор, надеваемый поверх шапки. - Учитель начинает чтение рассказа. - Высказывают свое мнение. - Да. - Да. - Эта сцена была бы шумной и суетливой. Ищут в тексте глаголы. Читают текст рассказа. Высказывают свое мнение. - Читают следующий абзац. - Собака тоже рада приезду Володи. Читают следующий эпизод. Ищут в тексте слова. - Это друг Володи. - Нет, Володя не просил разрешения. - Потому что ему все рады. Читают текст рассказа. Высказывают свое мнение. Читают следующий отрывок. - Чаепитие проходило доброжелательно. Ищут в тексте слова. Отец ведет себя весело, доброжелательно. - Сестры любопытные. - Он ведет себя скромно и тихо. - Чечевицын был воспитанным. - Да, он повеселел и стал разговорчивым. | |
Самостоятельная работа | - В последнем абзаце говорится о том, что мысли мальчиков были общие. - Обсудите в парах. Какие общие мысли могли быть у мальчиков? - Итак, ребята, поделитесь своими мыслями. | - В последнем абзаце говорится о том, что мысли мальчиков были общие. - Обсудите в парах. Какие общие мысли могли быть у мальчиков? - Итак, ребята, поделитесь своими мыслями. | Познавательные: анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществляют синтез как составление целого из частей (под руководством учителя). |
Физминутка | - А теперь давайте встанем и отдохнем. Раз- подняться, подтянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, На четыре- руки шире, Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть. - Молодцы. А теперь давайте и глазкам дадим отдохнуть. Закрыли глаза, и сосчитали до 5. Открыли глаза, посмотрели на верх и считаем до 5. Смотрим вниз и считаем до 5. Смотрим вправо, и считаем до 5. Теперь влево и считаем до 5. А теперь быстро поморгали 10 раз. | Выполняют физминутки, повторяя за учителем. Снимают напряжение. | |
Включение в систему знаний. | - Проверим, насколько хорошо вы запомнили содержание рассказа. На столах у вас лежат карточки с тестом. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Тот, кто справится, поднимает руку. Тест. 1. Имя одного из главных героев: А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын. 2. Мальчиков встречали: А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс. 3. Розвальни это: А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В) развалины избы. 4. События рассказа происходят накануне: А) Пасхи; Б) Рождества; В) Крещения. 5. В Калифорнии вместо чая пьют: А) компот; Б) кофе; В) джин 6. Мальчики решили сбежать в: А) Африку; Б) Америку; В) Австралию. 7. Пампасы это: А) Южноамериканские степи; Б) местное население; В) плоды дерева. 8. В путешествии мальчикам придётся: А) сражаться с тиграми; Б) поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах. 9. По мнению Маши это нужно кушать в пост: А) манную кашу; Б) горох и чечевицу; В) ничего. 10. Урядник это: А) нарядно одетый человек; Б) управляющий хозяйством; В) полицейский чин. | Выполняют тест. | Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |