СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: А.А. Блок. «Ветхая избушка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения

Тип урока: объяснение нового материала

Форма урока:урок - беседа

Тема урока:А.А. Блок. «Ветхая избушка»

Цели урока: знакомство учащихся с творчеством А.А. Блока, его стихотворением «Ветхая избушка»

Задачи:

обучающие: учить интонацией передавать настроение произведения, обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:  развивать устную речь, навыки выразительного чтения, память, мышление, воображение, развивать умение находить главную мысль в произведении ;

воспитывающие:  воспитывать интерес к русской поэзии.

Формируемые УУД:

познавательные: проанализировать стихотворение, выяснить главную мысль рассказа

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы учителя, уметь выражать свои мысли,

личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.

Оборудование: учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, рабочая тетрадь,  презентация.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: А.А. Блок. «Ветхая избушка»»

Технологическая карта урока литературного чтения

Тип урока: объяснение нового материала

Форма урока:урок - беседа

Тема урока:А.А. Блок. «Ветхая избушка»

Цели урока: знакомство учащихся с творчеством А.А. Блока, его стихотворением «Ветхая избушка»

Задачи:

обучающие: учить интонацией передавать настроение произведения, обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:  развивать устную речь, навыки выразительного чтения, память, мышление, воображение, развивать умение находить главную мысль в произведении ;

воспитывающие:  воспитывать интерес к русской поэзии.

Формируемые УУД:

познавательные: проанализировать стихотворение, выяснить главную мысль рассказа

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы учителя, уметь выражать свои мысли,

личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.

Оборудование: учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, рабочая тетрадь, презентация.



Ход урока:

Этапы

Время

I Организация начала урока

1 мин.

II Проверка домашнего задания

1 мин

III Мотивация учебной деятельности

2мин.

IV Актуализация опорных знаний

5 мин.

V Изучение нового материала

18мин.

VI Первичное закрепление знаний.

10мин.

VII Подведение итогов урока. Рефлексия

2 мин.

VIIIИнформация о домашнем задании

1 мин





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.

1.Проверка готовности к уроку

2.Создание психологической атмосферы урока

3. Знакомство

Здравствуйте, дорогие дети!

Проверка готовности к уроку

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»

- Унас урок литературного чтения. Садитесь.

Слушают, садятся.

  1. Проверка домашнего задания

«Рабочая тетрадь» ( с. 61-62)


III. Мотивация учебной деятельности

1.Подготовка к осознанному восприятию материала,

2. Стимулирование познавательного интереса

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Александра Александровича Блока; познакомимся с новым стихотворением; а также узнаем немного о зимних забавах.

- Сегодня на уроке мы будем много читать, поэтому начнём наш урок с речевой разминки.

На слайде скороговорка.

Ждут воробьи

У кормушки кормёжки,

Принёс им Маркушка

В кармашке морошки.

- Прочитайте скороговорку про себя.

- Прочитаем эту скороговорку медленно, проговаривая каждое слово.

- Прочитаем эту скороговорку в среднем темпе.

- Теперь, попробуем прочитать быстро.

- Ещё раз.

- Кто может прочитать эту скороговорку быстро?

-Молодцы.












Читают скороговорку про себя.

Читают эту скороговорку медленно.

В среднем темпе.

Быстро.

IV Актуализация опорных знаний

Подготовка к восприятию

1. Воссоздание знаний, умений, жизненного опыта, необходимых для овладения новым материалом.

-Ребята, какое сейчас время года?

-Что вы можете рассказать о зиме? Какая природа зимой?

-Мы все знаем, что прекрасно рассказать о зиме может поэт. А кто же ещё может описать зиму?


-Правильно Художник.

-Рассмотрите репродукции картин «Зима в лесу» Ивана Ивановича Шишкина и «Зимний вечер» Гавриила Павловича Кондратенко.

-Ребята, а кто ещё кроме художника может рассказать нам о завывании вьюги, о падающем снеге?

-Правильно, композитор.

-Я хочу, чтобы вы послушали музыку современного композитора Микаэля Таривердиева «Снег над Ленинградом»

Под музыку Микаэля Таривердиева «Снег над Ленинградом»

Вы слышите, как с неба посыпались снежинки. Полюбуйтесь их необычайным полётом. Они летят с небес бескрайних, кружатся в воздухе, как дети и плавно падают на землю, одна красивее другой. Подставьте ладошки, посмотрите, какие они замечательные. Нет ни одной одинаковой. Ловите, ловите! Любуйтесь, любуйтесь! Ой, посмотрите как много снежинок на земле. Зачерпните в ладошки горстку снега и подбросьте это чудо, улыбнитесь небу и загадайте желание. Оно обязательно сбудется!


-Зима.


Высказывают своё мнение.


-Зиму ещё может описать художник, т.е. нарисовать зимний пейзаж.



Рассматривают репродукции картин.








-Композитор

V. Изучение нового материала



















































Первичное восприятие произведения

сформировать умение осознанно, прочувствованно воспринимать текст произведения и выражать своё отношение












Проверка первичного восприятия текста

Задачи: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного текста

выяснить, какое впечатлениепроизвело на учащихся, обогатить речь учащихся словами, передающими чувства человека,заинтересовать детей в анализе текста, создать условия для активной работы на уроке.










Вторичное чтение и анализ произведения

Задачи:

вызвать живой обмен мнениями

формировать навык сознательного чтения, умения анализировать художественный текст

учить отвечать на вопросы, используя текст

установить последовательность событий,

учить детей вдумчивому восприятию



-Ребята сегодня мы познакомимся с автором, который очень любил природу и русскую зиму. Это Александр Блок.

- Блок Александр Александрович (1880 – 1921) – поэт, драматург. Родился в Петербурге в дворянской семье. Детские годы Блока прошли в семье деда, известного ботаника (изучает растения). Мальчик рос сосредоточенным, углубленным в себя. Всё лето проводил в подмосковном имении деда – Шахматове. Учился в гимназии, тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком. Увлекался театром и мечтал о поступлении на сцену. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения. Им написано около 300 стихотворений.

-Итак, давайте повторим:

- Кто такой А.А. Блок?


-Где родился Блок?


-Где прошли детские года?


-Кому тайком показывал стихи?


-Кем для Блока была мама?


-Чем он увлекался?


-Сколько им написано стихотворений?


-Послушайте некоторые стихи Блока, которые он написал в детстве: Зая серый, зая милый,

Я тебя люблю.

Для тебя – то в огороде

Я капустку и коплю.

Или:

Жил на свете котик милый,

Постоянно был унылый, -

Отчего – никто не знал,

Котя это не сказал.

-Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик.

- И сегодня мы познакомимся с произведением А.Блока «Ветхая избушка». Оно связано со счастливой порой в жизни поэта – детством.

-Откройте учебники на странице 50. Прочитайте название стихотворения про себя.

-Как вы понимаете, что значит «ветхая избушка»?


- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно?



- Какие у вас любимые зимние забавы?

- А сейчас послушайте стихотворение и постарайтесь почувствовать настроение автора и представить эту зиму.

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят, —
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна —
Ан уж дом растаял,
На дворе — весна!

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какую картину вы представили, слушая его?











-Какой вы представили зиму?

- Как вы думаете, что хотел показать автор?




-Каким настроением наполнено стихотворение?



Анализ содержания стихотворения

Игра «Рыбки»

- Ещё раз прочитайте стихотворение про себя.



-Прочтите первые четыре строчки стихотворения.

-О чём говорится в этих строках?


-Как избушка может вся стоять в снегу?


-Что делает бабушка?

-Какая она?

-Прочтите следующие четыре строчки стихотворения:

-Как вы понимаете фразу «внуки-шалунишки»?



-Как вы понимаете выражение «быстрых санок бег»?


-Как санки могут бегать?


-Прочтите следующие строки:


-Что делают ребятишки?


-Что называют снежным домом?


-Как вы понимаете слово раздаются? Подберите синонимы к этому слову.

-Какую картинку вы представили при чтении этих строф?




-Прочтите следующие четыре строки стихотворения:

-Как вы понимаете слова резвая, застудят?



-Прочтите последние строки стихотворения:

-Что произойдёт завтра?

-Как вы понимаете слово ан?


-Почему растаял снежный дом?




-Какой период зимы описан в этом стихотворении?




-Какой автор показывает зиму, снег, детишек?






-Как меняется ваше стихотворение с приходом весны?


Работа по иллюстрации

-Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.

-Кого художник изобразил на иллюстрации?






-Какие краски он использовал?


-Какое настроение они передают?



-Опишите иллюстрацию, используя строки стихотворения.








-Точен ли художник в изображениях, соответствуют ли они содержанию стихотворения?


-Что вы изменили бы?

-Хотели бы добавить?

















-Александр Александрович Блок – поэт, драматург.

-Блок родился в Петербурге в дворянской семье.

-Детские года прошли в семье деда.

-Александр Блок тайком показывал свои стихи маме.

-Мама для Блока была самым близким человеком.

-Увлекался театром и мечтал о поступлении на сцену.

-А.Блок написал около 300 стихотворений.

















-Ветхая – разрушающаяся от старости, дряхлая.


-В этом стихотворении пойдёт речь о зиме, оно о зимних забавах детей.


















Представляется вторая половина дня, ближе к вечеру. Зимой ведь темнеет рано! Но детям все мало, и домой они не спешат, находя все новые и новые забавы.

     Похоже, в этом стихотворении описан не один день, а вся пора зимних развлечений. Это и катание на санках, и устройство снежного дома, и игра в нем.

-Зима снежная.

-Автор хотел показать нам красоту природы России зимой.

-Стихотворение наполнено радостным, счастливым настроением.



Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя.


-В этих строках говорится о избушке.

-Т.е. снега выпало очень много и избушка была покрыта.

-Бабушка смотрит из окна.

- Бабушка старенькая


-Внуки любят шалить, у них игривое настроение, делают всё играючи.

-Это значит, что санки очень быстро едут.

-Т.е. ехать. Если они едут с горки и /или их кто-то толкнёт.


-Ребятишки бегают, смеются, лепят снежный дом.

-Это сооружение из снега, которое ребята сами слепили.

-Раздаются, т.е. слышатся.



-Шумную компанию ребят, которые катаются на санях. На улице стоит тёплая снежная погода.

-Резвая – подвижная, шаловливая, весёлая.

Застудят, т.е. замёрзнут.


-Завтра наступит весна!

-Слово ан в этом случае показывает неожиданность.

-Снежный дом растаял, потому что на улице стало теплее и наступила весна.

-В этом стихотворении описан конец зимы, последний зимний денёк.

-Автор показывает уходящую снежную зиму. Снег пушистый, такой, из которого можно слепить снежный дом. Детишки игривые, подвижные, жизнерадостные.

Учащиеся высказывают свои мысли.



-На иллюстрации художник изобразил избушку, покрытую снегом; бабушку-старушку, которая смотрит в окно; и резвящихся на улице ребят.

-Он использовал яркие насыщенные краски.

-Они передают настроение радости.


-Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег. …

Бегают, смеются,
Лепят снежный дом.


-Да или нет.

VI. Первичное закрепление знаний.

Вторичный синтез произведения

выполнить творческие задания по следам прочитанного текста

1.Выразительное чтение стихотворения

2.Обобщающая беседа

Подготовка к выразительному чтению

-Определите отношение автора к героям стихотворения: какой он показывает бабушку? Ребятишек?



-Каково выше отношение к ним?


-Что при чтении показывают знаки препинания? Зачем они?






-Прочтите самостоятельно стихотворение про себя.

Выразительное чтение стихотворения




-Бабушка старенькая, с любовью относится к своим внукам. Ребятишки игривые шалуны.

-К бабушке мы относимся с трепетом. К ребятишкам- с понимаем.

-Знаки препинания делают текст чётким и понятным при чтении. Они нужны для того, чтобы знать, где сделать паузу, с какой интонацией прочитать предложение.


Чтение стихотворения учащимися, соблюдая интонацию, не теряя смысл.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

1.становление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами

2.Анализ учебной деятельности

-Итак, как зовут поэта, с творчеством которого мы сегодня познакомились?

-Сколько стихотворений им написано?


-С какой порой связано это стихотворение?


-Что автор хотел показать нам этим стихотворением?





-Что было самым интересным на этом уроке?

-Александр Александрович Блок.


-Им написано около 300 стихотворений.

-Оно связано со счастливой порой в жизни поэта – детством.

-Этим стихотворением автор хотел показать красоту природы во время зимы и беззаботное детство. Зимние забавы русских ребятишек.

VIII. Информация о домашнем задании

-Выполнить упражнение в рабочей тетради на стр. 62.

-Вам нужно будет ещё раз прочитать стихотворение А. Блока «Ветхая избушка» и написать небольшое сочинение «Какую картину вы представили, читая это стихотворение?»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!