СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по истории по теме: "СССР и внешний ми в период 1953-1964гг"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по истории»

Задания № 3

Технологическая карта урока по истории в 11 кл.


Тема урока

«СССР и внешний мир в период 1953-1964 гг.»

Цели урока

Создание условий для определения особенностей внешней политики СССР в период с 1953 по 1964 гг.

Задачи педагога

1.организовать закрепление дат, терминов, персоналий, картографических и теоретических знаний по теме в соответствии с кодификатором;

2.закрепить навыки работы над типами заданий ч.1 (1,3,9) и ч. 2 ЕГЭ (20-22, 24) по истории;

3.создать условия

- для развития у обучающихся исторического аналитического мышления на основе работы с текстом,

- усвоения алгоритма разрешения противоречий через создание проблемных ситуаций,

- развития познавательных и творческих способностей;

4.проверить степень овладения учащимися навыками анализа и интерпретации исторических фактов, умения поиска аргументов для доказательства различных точек зрения;

5.побуждать к выражению личностного отношения к обсуждаемым проблемам.


Задачи для учащихся

Образовательные:

1.продолжить формирование знания об основных фактах, процессах и явлениях, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории;

2.формировать знания об основных направлениях внешней политики СССР, особенностях взаимоотношений с группами стран в период с 1953 по 1964 гг.

Развивающие:

3.уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, анализировать ее осуществлять отбор информации;

4.уметь анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах;

5.участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

6.характеризовать противоречивость внешней политики;

7.совершенстовать умение формулировать и разрешать проблемы.

Воспитательные:

8.на примере характеристики деятелей эпохи учиться отрицательно реагировать на такие качества личности, как: некомпетентность, неумение пойти на компромисс.

Тип урока

Комбинированный тип

План содержательной части

1.Отношения СССР со странами социалистического лагеря.

2.Апогей и начало спада «холодной войны».


Планируемые результаты

Предметные (учащиеся будут уметь):

1.будут знать направления, особенности внешней политики СССР в период с 1953 г. по 1964 г.;

2.характеризовать отношения СССР с государствами с разными социальными системами;

3.определять противоречивый характер внешней политики СССР.

Метапредметные

Познавательные: 4. аргументировать свою точку зрения (приводить факты в качестве доказательства).

Коммуникативные: 5.взаимодействовать в группе, участвовать в дискуссии, принимать чужое мнение;

Регулятивные: 6.определять этапы, осуществлять выбор средств, форм для решения проблемы.

Личностные: 7.адекватно воспринимать успешность/неуспешность действий на уроке.

Термины, понятия

Принцип мирного сосуществования, разрядка, мораторий, ОВД, НАТО.

Персоналии

Никита Сергеевич Хрущев – 1953 -1964 гг. – первый секретарь ЦК КПСС, 1958- 1964 гг. – предс. Сов. мин-в.

Иосип Броз Тито – ген. сек ЦК Ком. партии Югославии с 1939 -1963 гг., 1963-1980 гг. предс. Презид. ЦК СКЮ.

Имре Надь – предс. Совета мин-в Венгерской Народной Республики 24 ок. -4 нояб. 1956 г.

Джон Фицжеральд Кеннеди- 35 президент США 1961-1963 гг.

Андрей Андр. Громыко – мин. ин. дел СССР с 1957 -1985 гг., 1985-1988 гг. – предс. Президиума Верх. Совета СССР.

Конрад Аденауэр – федеральный канцлер ФРГ С1949 г. по 1963 г.

Энвер Халиль Ходжа – первый секр. ЦК Албанской партии труда 1941- 1985 гг., пред. Совета мин-в Албании 1946 – 1954 гг., мин. ин. дел 1946 -1953 гг.

Мао Цзэдун- предс. ЦК КП Китая 1943- 1976 гг.

Даты

1955 г. – образование ОВД.

1956 г. – Венгерский кризис.

1962 г. – Карибский кризис.


Образовательные ресурсы, оборудование.

Учебник: Левандовский А.А. История. История России. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П. Карпова. – М.: Просвещение, 2014.

Политическая карта мира.

Презентация «СССР и внешняя политика». Дидактический материал: тексты источников, карикатуры.



Организационная структура урока


Этап

Обучающие, развивающие компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный



Подготовка учащихся к уроку.



Приветствие.

Проверяет готовность учащихся к уроку, обеспечивает эмоциональный настрой.

Пожелания учителя на урок.


Приветствуют учителя, проверяют перечень принадлежностей.

Эмоциональная подготовка.



Настраиваются на планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивационный

Определение, темы, цели, проблемы урока.











Уточняет хрон. рамки периода. Объявляет тему урока, побуждает сформулировать задачи и предлагает проблему.

-Какой период изучаем?

- Тема «СССР и внешний мир». № эл. по кодификатору – 3.2.11- «Хол. война».

- Сформулируйте задачи к теме.

- В уч-ке с. 267 сф-на проблема, переформулируйте проблему так, чтобы это была определенная точка зрения (по типу задания на ЕГЭ №24).


Формулируют задачи и проблему урока.













Формулируют задачи:

1)особенности отношений СССР с кап. и соц. странами.

2)подведение итогов - разрядка или конфронтация?

Проблема: «Внешняя политика Н.Хрущева способствовала снижению напряженности в международных отношениях».

2.Актуализация знаний




Игра «За» и «Против»






Уточняет правила игры: (нужно оценить мероприятия в соц.-эк. сфере).

«За» (уч-ся встают с левой стороны)- при позитивных фактах соц.-эк. сферы, и – наоборот.

Поводит итоги оценки мероприятий.

Озвучивает свои задачи на урок.

Приводят факты, становятся слева или справа, озвучивая свою точку зрения.

Приводят факты, аргументацию при оценке мероприятий.

3.Изучение нового материала

1.Работа в группах.










2.Представление результатов работы групп.

1.СССР и социалистический лагерь.

2.Апогей и начало спада «холодной войны».


3.Физминутка. Исторический анекдот.


Озвучивание форм деятельности, состав и принцип деления на 2 группы.


Предлагает продумать логику рассмотрения материала, форму преподнесения - таблица, тезисы.


Предлагает определить критерии оценивания.


Предлагает выслушать группу и оценить по критериям, сформулировать выводы по проблеме урока.







- Объясните, какой исторический факт послужил основой для анекдота.

Делятся на группы, определяют тему.

Работают по алгоритму.


Выбирают форму презентации материала.



Совместно определяют критерии: 1)полнота, 2) рассмотрение дат, терминов, персоналий, 3) определение противоречий.


Представляют итоги работы. Оценивают выступления, формулируют выводы.







Объясняют связь между событием и содержание анекдота.

Определять этапы, осуществляют выбор средств, форм для решения проблемы. Изучают информацию, характеризуют отношения СССР с государствами с разными социальными системами.

Определение противоречий в отношениях.

Участвуют в дискуссии.


Анализ информации.

4.Первичное осмысление и закрепление



1.Выполнение заданий ЕГЭ типа №1, №3, №9





























2.Работа с текстом





Предлагает выполнить задания (фронт. работа).

1.Расположите в хрон. последовательности исторические события. Запишите ответы в таблицу.

1) Карибский кризис

2)Венгерский кризис

3) образование ОВД

2.Установите соответствие между событиями и участниками

События

Участники

А) Карибский кризис

1)Броз Тито

Б)Венгерский кризис

2) Джон Кеннеди

В)Нормализация отношений СССР с Югославией

3) Энвер Ходжа

Г)Ухудшение отношений с Албанией

4) Имре Надь


5) Мао Цзэдун


6) Конрад Аденауэр


3.Приведен перечень понятий. Все они, за исключением двух относятся к периоду 1953-1964 гг. Запишите порядковые номера, относящиеся к др. ист. периоду.

1) Варшавский договор; 2) целина; 3) апогей «холодной войны»; 4) мировая революция; 5) принцип мирного сосуществования; 6) прорыв дипломатической изоляции.


Мотивирует на выполнение задания №20-22.

Проверка в парах.

Отвечают на вопросы, обсуждают, высказывают свое мнение.

1: 321, на ЕГЭ оценивается 1 баллом (тип №1).






2: 2413, оценивается 2 баллами (тип №9).














3: 46, оценивается 2 баллами (тип №3).








Работа в парах. Высказывают версии ответов.

Оценивают по критериям - проверка в парах.


Демонстрируют умение выполнять типы заданий, знание персоналий, дат, понятий.



























Осуществляют поиск информации.

5.Итоги урока.

Рефлексия.

1.Выполнение обобщающих заданий в группах.






2.Обобщение





3.Рефлексия











4.Оценки











Предлагает выполнить задания.

1-я гр. обозначает кризисы и события разрядки на карте (опред. значками).

2-я гр. – подбирают две карикатуры важных событий или рисуют свой символ периода.

3-я гр. – выполняют схему по теме.

4-я гр. – «Ассоциация».


Задает вопросы:

1.Какую тему изучили?

2.Решили ли мы все задачи урока?

3.Как разрешим проблему?


1.Какие виды работы выполняли?

2.Трудности?

4.Что предпринять для преодоления трудностей?

5.Какую мораль сформулируем по теме, по принципу международных отношений?




Озвучивает критерии оценивания.



Определяют критерии оценивания.

Выполняют, озвучивают, представляют ответы.








Отвечают на вопросы, подводят итоги.




Определяют свое эмоциональное состояние, анализируют свою индивидуальную деятельность, определяют задачи по преодолению ошибок.

Мораль, принцип: оптимальный выход из ЛЮБОГО КОНФЛИКТА – КОМПРОМИСС. А иначе – могут произойти необратимые качественные изменения.


Самооценка.

1.Игра «за» и «против» - 1 б.

2.Выполнение задания в группе – 3б.

3.Рабта с текстом – 2б.

4.Обобщение - 2 б.

«5» - 9-10 б.

«4» - 7-8 б.

«3» - 5-6 б.

Резимируют в творческой форме.











Самооценка деятельности, постановка задач.













Выставляют оценки.








6.Домашнее задание

П.34

Конкретизирует домашнее задание.








Записывают дом. задание.

1 ур. – записать аргументы «за» и «против» по проблеме урока.

2 ур. – причины отстранения Хрущева.

3 ур. – сравнить концепцию и методы руководства внешней политикой при Сталине и Хрущеве.

Опережающий материал - готовить материал к эссе по периоду 1953-1964.

Или предлагает на выбор решение проблемных задач.



Приложение 1

Самоанализ урока

Элемент самоанализа


Класс, предмет

11 класс, история

Программа, пособие

Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2011 (История России. 20-начало 21вв., 11 кл. Авторы: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, В.С. Морозова, базовый уровень), с.17-26.

Левандовский А.А. История. История России. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П. Карпова. – М.: Просвещение, 2014.

Оборудование

Листы с текстом для анализа, презентация, политическая карта мира, листы с карикатурами

Тема урока

«СССР и внешний мир в период 1953 – 1964 гг.».


Элемент кодификатора

3.2.11. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы.

Тип урока

Комбинированный

Место урока

Завершающий урок в теме «СССР в 1953—1964 гг.: попытки реформирования советской системы».

Цель урока

Создание условий для определения особенностей внешней политики СССР в период с 1953 по 1964 гг.

Задачи урока

Задачи учителя:

1.организовать закрепление дат, терминов, персоналий, картографических и теоретических знаний по теме в соответствии с кодификатором;

2.закрепить навыки работы над типами заданий ч.1 (1,3,9) и ч. 2 ЕГЭ (20-22, 24) по истории;

3.создать условия для развития у обучаемых исторического аналитического мышления на основе работы с текстом, усвоения алгоритма разрешения противоречий через создание проблемных ситуаций, развития познавательных и творческих способностей;

4.проверить степень овладения учащимися навыками анализа и интерпретации исторических фактов, умения поиска аргументов для доказательства различных точек зрения;

5.побуждать к выражению личностного отношения к обсуждаемым проблемам.


Задачи учащихся:

1.знать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

2.знать основные направления внешней политики СССР, особенности взаимоотношений с группами стран в период с 1953 по 1964 гг.;

3.уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, анализировать ее осуществлять отбор информации;

4.уметь анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах;

5. уметь работать в группе, принимать коллективное решение;

6.участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

7.характеризовать противоречивость внешней политики;

8.совершенстовать умение формулировать и разрешать проблемы;

9.учиться отрицательно реагировать на такие качества личности, как, некомпетентность, неумение пойти на компромисс.

Планируемые результаты

Учащиеся:

1.будут знать направления, особенности внешней политики СССР в период с 1953 г. по 1964 г.;

2.характеризовать отношения СССР с государствами с разными социальными системами;

3.определять противоречивый характер внешней политики СССР;

4. аргументировать свою точку зрения (приводить факты в качестве доказательства);

5.взаимодействовать в группе, участвовать в дискуссии, принимать чужое мнение;

6.определять этапы, осуществлять выбор средств, форм для решения проблемы;

7.адекватно воспринимать успешность/неуспешность действий на уроке.

Технологии, подходы

ИКТ, ЛОО (групповая работа, дифференцированный подход), системно-деятельностный подход.

Методы

Наглядно-образные, словесные, частично-поисковые, информационно-поисковые методы, проблемное изложение, методы контроля и самоконтроля.

При освоении знаний были использованы наглядные, словесные, проблемного изложения. Для расширения знаний – частично-поисковые методы при работе с текстами.

Для реализации развивающих целей учащиеся анализируют разного вида источники.

Воспитательные задачи - через содержательную часть материала урока и групповые формы работы.

Была опора на межпредметные связи.

Формы организации

Индивидуальная, в парах постоянного состава, групповая форма, фронтальный вид деятельности.

Мотивация

Виды: 1. эмоциональные (поощрение, создание наглядных представлений); 2.познавательные (опора на жизненный опыт, творческий х-р), 3.волевые (познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия); 4.социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование).

Целеполагание

Осуществление учащимися, коррекция учителем.

Характер учебных заданий

Репродуктивный характер с включением самостоятельной работы, частично-поисковый, творческий.

Самостоятельная работа.

Характеристика деятельности учащихся

Ученики:

- принимают проблемную ситуацию, заданную учителем;

- ставят цель, формулируют задачи по достижению заданной цели;

- находят ресурс для выполнения действий.

Коммуникация учащихся

Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе.


Организация обратной связи на уроке

Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи.

Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности.


Система оценивания учащихся на уроке



Виды оценивания результатов

Самооценка учащихся на основе словесной характеристики.

Включение учащихся в обсуждение ответа.

На протяжении урока – выполнение заданий по баллам, т.е. элементы критериального оценивания. Оценивается индивидуальная работа, работа в парах и группах.


Формы контроля: самооценка, взаимопроверка.

Рефлексия

Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности.

Домашнее задание

1.Проблемный характер заданий. 2.Опережающий характер (к следующему уроку по новой теме). 3. Наличие дифференциации. 4. Свобода выбора задания.


Приложение 2

Сопровождение урока

Приложение 3

Карикатуры

1)Ресурс: советско-албанский раскол https://ru.wikipedia.org/

2) Ресурс: https://yandex.ru/images/search?


Приложение 4

Курьезы

Впервые выступив в ООН  в  1959 году с призывом к всеобщему разоружению, Хрущев осенью 1960 года лично возглавил советскую делегацию на сессии ООН. Он выступил в Ассамблее с речью о восстановлении законных прав Китая в ООН, предложил принять Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам.

При обсуждении представитель Филиппин Лоренцо Сумулонг заявил, что документ должен в равной степени затрагивать страны Восточной Европы, где народы лишенны гражданских и политических прав и "поглощенные" СССР.

Это  возмутило Хрущева. Хрущев и члены советской делегации стали кричать и стучать кулаками по столу. Именно в этот момент, по одной из версий, советский лидер и воспользовался своим правым ботинком для усиления эффекта.

Прослушайте выступление Хрущева. Ресурс:

На следующий день в газете New York Times вышла статья о том, как Хрущев "размахивал своим ботинком и стучал им по столу. Статью сопровождала фотография, на которой перед Хрущевым, сидящим за столом советской делегации, видна легкая, частично открытая летняя туфля.

Появившийся позднее кадр, на котором Хрущев якобы размахивает ботинком на трибуне ООН, признается результатом монтажа и обработки оригинального снимка.

Единого мнения относительно того, действительно ли Хрущев стучал своей туфлей по столу, до сих пор не существует.


Приложение 5


Дополнительный материал

Прочитайте текст и выполните любые два номера из трех предложенных (№20, 21,22).

Критерии оценки

Приложение 6

Домашнее задание

1 уровень. Записать аргументы в подтверждение и опровержение по проблеме урока.

2 уровень. 1) Причины отстранения Н.С. Хрущева от руков. должности.

2) Проблемная задача. В послевоенные годы советское правительство неоднократно регулировало численность Вооруженных сил. В мае 1945 г. – 11 млн 364 тыс. ч., янв. 1955 г. – 5 млн 763 тыс. ч., янв. 1958 г. – 3 млн 623 тыс. ч. Какова причина изменения численности советских Вооруженных сил?

3 уровень.1) сравнить концепцию внешней политики и методы руководства внешней политикой при Сталине и Хрущеве. 2) Проблемная задача. Франция и др. гос-ва, создавая НАТО, заверяли мировую общественность, что данный шаг – это фактор стабильности в Европе. Чтобы опровергнуть этот довод, еще в середине 50-х гг. председатель Совета министров Н.А. Булганин официально заявил о готовности СССР вступить в НАТО. Однако западные страны оставили это предложение без ответа. Почему?

В 2000 г. президент РФ В.В. Путин поднял вопрос о возможности вхождения России в НАТО. Ответное заявление гласило, что для России в НАТО места нет. Почему?





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!