СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по информатике и ИКТ в 9 классе на тему "Построение диаграмм в электронных таблицах"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по информатике в 9 классе составлена с учетом требований обновленного ФГОС СОО.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по информатике и ИКТ в 9 классе на тему "Построение диаграмм в электронных таблицах"»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу.Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Пацук Татьяна Анатольевна

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Медногорска» Оренбургской области


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

14

Темаурока

Построение диаграмм в электронных таблицах

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐урок-закрепление

☐урок-повторение

☐урок систематизации знаний и умений

☐урок развивающего контроля

комбинированный урок

☐другой (впишите)

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные: понимать, какова роль информационных процессов в современном мире, насколько важны полученные знания для практического применения


Метапредметные: 1) регулятивные – учитывая выделенные учителем ориентировочные действия осуществлять планирование, анализ и самостоятельное принятие решения в случае возникновения проблемной ситуации; 2) познавательные – уметь отвечать на вопросы учителя, воспроизводя по памяти информацию, необходимую для решения задачи, уметь выделять главное и второстепенное для формулирования выводов, структурируя информацию; 3) коммуникативные – уметь слушать и понимать своих одноклассников и учителя, принимая их мнение и точку зрения, используя речевые средства для решения коммуникативных задач, формировать навыки безопасной работы с компьютерными программами.

Предметные: Формировать навыки создания диаграмм в соответствии с поставленной задачей, умения применять простейшие способы представления данных.


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): технологическая карта урока, урок информатики, электронные таблицы, диаграмма.

Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы):

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 2) Мультимедийный проектор 3) Презентация 4) Класс, оборудованный ПК


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Формируемые УУД: личностные – формирование навыков самоорганизации.

Учитель приветствует учеников, проверяет, готовы ли они к уроку, фиксирует отсутствующих учащихся. Учащиеся в свою очередь приветствуют учителя.

Вопрос: Знаете ли вы, как работают метеорологи?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Формируемые УУД: познавательные – актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках; коммуникативные – умение полно и точно выражать свои мысли; регулятивные – развитие логического мышления, памяти и внимания.

Учитель: С каким приложением мы познакомились на предыдущих уроках, и для чего оно предназначено?

Учащиеся: Познакомились с табличным процессором, который позволяет хранить и обрабатывать большие массивы числовых данных.

Учитель: В начале урока я предлагал вам подумать над вопросом о том, как работают метеорологи. На слайде представлена таблица с данными погоды. Давайте проведём блиц-опрос по этой таблице, при котором надо отвечать на поставленные вопросы очень быстро.

Учащиеся отвечают на вопросы, но быстро ответить у них не получается, т.к. в таблице представлено много данных и проанализировать ее быстро очень трудно.

Учитель: Как вы думаете, почему вам было так трудно отвечать на поставленные вопросы?

Учащиеся: Множество однотипных данных трудно проанализировать в табличной форме.

Учитель: Как вы думаете, возможно ли представить большие объёмы данных графическими средствами?

Учащиеся: Можно построить или график, или схему, или диаграмму.

Учитель: Давайте сформулируем тему урока.

Учащиеся: Пытаются назвать тему урока.



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Учитель: Что вы узнаете и чему научитесь на данном уроке?

Учащиеся: Создавать диаграммы, используя различные способы представления данных.





БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.



Формируемые УУД: личностные – развитие навыков письма; коммуникативные – умение выражать свои мысли; предметные – добывать новые знания, извлекать информацию.

Учитель предлагает сформулировать в парах, что такое диаграммы. Учащиеся обсуждают в парах определение, затем сверяют своё предложенное определение с тем определением, которое указано в слайде и записывают в тетрадь точное определение, что такое диаграммы.

Учитель: а какие диаграммы вы знаете?

Учащиеся отвечают и после этого работают по следующему слайду презентации, на котором представлены все виды диаграмм. Проанализировав материал слайда, они записывают конспект в тетрадь, где указываю виды диаграмм и для чего предназначен каждый вид диаграмм.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Формируемые УУД: предметные – формирование представлений о графиках и диаграммах и о том, как их можно практически использовать; коммуникативные - формирование умения выражать свои мысли и владение монологической речью.

Учитель: на следующем слайде презентации предложены вопросы по изучаемой теме. Давайте послушаем ваши ответы на поставленные вопросы и проанализируем их правильность и точность.

Учащиеся отвечают на вопросы слайда, поправляя друг друга и уточняя ответы одноклассников.





БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Формируемые УУД: коммуникативные – проявление самостоятельности, умения слушать, монологической речи; предметные – извлекать информацию, добывать новые знания.

Учитель предлагает учащимся из предложенной ранее на уроке таблицы с информацией о погоде извлечь информацию об облачности в феврале и построить новую таблицу.

Затем учитель предлагает учащимся построить диаграмму по новой таблице, которую они получили. Для этого на экране появляется слайд с алгоритмом построения диаграмм в Excel.

Учитель демонстрирует все шаги на экране, комментируя их.

Далее он предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу.




Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Формируемые УУД: личностные - развитие памяти и логического мышления; регулятивные – анализ полученных результатов.

Рассчитать стоимость покупки и построить диаграмму, демонстрирующую соотношение стоимости товаров. Ответить на вопрос о том, на какой товар в данной покупке приходится наибольшее количество денежных средств.



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


Тип 14 № 10566 Сайт Решу ОГЭ


В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.

 


A

B

C

D

1

округ

фамилия

предмет

балл

2

C

Ученик 1

Физика

240

3

В

Ученик 2

Физкультура

782

4

Ю

Ученик 3

Биология

361

5

СВ

Ученик 4

Обществознание

377

 

В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B  — фамилия, в столбце C  — выбранный учеником предмет; в столбце D  — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.

 Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса и выполните задание.

1.  Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.

2.  Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Формулировка в стиле PISA: Сотрудник метеостанции СО РАН каждый день в таблице фиксировал дневную температуру воздуха в июне. Построив диаграмму, найдите ошибку в таблице, определите максимальную дневную температуру и тренд ее изменения в июне.( Естественно -научная грамотность) Возможности формирования функциональной грамотности в обучении информатике (my1.ru)


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Задание 1. (Связь с географией)

Представить данные в виде круговой диаграммы:


















Задание 2.

Построить график функции у = -2х2-2х+5 для х в диапазоне [-4;3] с шагом 0,5.(Связь с математикой)





БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

1)Учитель раздает учащимся карточки с заданием, где находятся изображения разных видов диаграмм. Учащимся необходимо подписать название каждой диаграммы.

2) Составить кроссворд по теме «Практическое применение графического представления информации в виде диаграмм»



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД: личностные – умение эмоционально оценивать свою деятельность на уроке; регулятивные - осмысление своих действий на уроке

Выберите фразеологизм, который характеризовал бы вашу работу на уроке:

  • Был как рыба в воде.

  • Бился как рыба об лед.

  • Попал в переплет.

  • Поймал золотую рыбку.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  • Кавардак в голове.



Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Провести мини-исследование на любую из предложенных тем:

1) Компьютерный рынок

2) Автомобильный рынок

3) Популярные маркетплейсы

Результат оформить в виде диаграммы





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!