1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 9 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 14 |
Темаурока | Построение диаграмм в электронных таблицах |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐урок-закрепление ☐урок-повторение ☐урок систематизации знаний и умений ☐урок развивающего контроля ☐комбинированный урок ☐другой (впишите) |
Планируемые результаты(по ПРП): |
Личностные: понимать, какова роль информационных процессов в современном мире, насколько важны полученные знания для практического применения |
Метапредметные: 1) регулятивные – учитывая выделенные учителем ориентировочные действия осуществлять планирование, анализ и самостоятельное принятие решения в случае возникновения проблемной ситуации; 2) познавательные – уметь отвечать на вопросы учителя, воспроизводя по памяти информацию, необходимую для решения задачи, уметь выделять главное и второстепенное для формулирования выводов, структурируя информацию; 3) коммуникативные – уметь слушать и понимать своих одноклассников и учителя, принимая их мнение и точку зрения, используя речевые средства для решения коммуникативных задач, формировать навыки безопасной работы с компьютерными программами. |
Предметные: Формировать навыки создания диаграмм в соответствии с поставленной задачей, умения применять простейшие способы представления данных. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): технологическая карта урока, урок информатики, электронные таблицы, диаграмма. |
Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 2) Мультимедийный проектор 3) Презентация 4) Класс, оборудованный ПК |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Формируемые УУД: личностные – формирование навыков самоорганизации. Учитель приветствует учеников, проверяет, готовы ли они к уроку, фиксирует отсутствующих учащихся. Учащиеся в свою очередь приветствуют учителя. Вопрос: Знаете ли вы, как работают метеорологи? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Формируемые УУД: познавательные – актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках; коммуникативные – умение полно и точно выражать свои мысли; регулятивные – развитие логического мышления, памяти и внимания. |
Учитель: С каким приложением мы познакомились на предыдущих уроках, и для чего оно предназначено? Учащиеся: Познакомились с табличным процессором, который позволяет хранить и обрабатывать большие массивы числовых данных. Учитель: В начале урока я предлагал вам подумать над вопросом о том, как работают метеорологи. На слайде представлена таблица с данными погоды. Давайте проведём блиц-опрос по этой таблице, при котором надо отвечать на поставленные вопросы очень быстро. Учащиеся отвечают на вопросы, но быстро ответить у них не получается, т.к. в таблице представлено много данных и проанализировать ее быстро очень трудно. Учитель: Как вы думаете, почему вам было так трудно отвечать на поставленные вопросы? Учащиеся: Множество однотипных данных трудно проанализировать в табличной форме. Учитель: Как вы думаете, возможно ли представить большие объёмы данных графическими средствами? Учащиеся: Можно построить или график, или схему, или диаграмму. Учитель: Давайте сформулируем тему урока. Учащиеся: Пытаются назвать тему урока. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься Учитель: Что вы узнаете и чему научитесь на данном уроке? Учащиеся: Создавать диаграммы, используя различные способы представления данных. |
|
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Формируемые УУД: личностные – развитие навыков письма; коммуникативные – умение выражать свои мысли; предметные – добывать новые знания, извлекать информацию. Учитель предлагает сформулировать в парах, что такое диаграммы. Учащиеся обсуждают в парах определение, затем сверяют своё предложенное определение с тем определением, которое указано в слайде и записывают в тетрадь точное определение, что такое диаграммы. Учитель: а какие диаграммы вы знаете? Учащиеся отвечают и после этого работают по следующему слайду презентации, на котором представлены все виды диаграмм. Проанализировав материал слайда, они записывают конспект в тетрадь, где указываю виды диаграмм и для чего предназначен каждый вид диаграмм. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Формируемые УУД: предметные – формирование представлений о графиках и диаграммах и о том, как их можно практически использовать; коммуникативные - формирование умения выражать свои мысли и владение монологической речью. Учитель: на следующем слайде презентации предложены вопросы по изучаемой теме. Давайте послушаем ваши ответы на поставленные вопросы и проанализируем их правильность и точность. Учащиеся отвечают на вопросы слайда, поправляя друг друга и уточняя ответы одноклассников. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Формируемые УУД: коммуникативные – проявление самостоятельности, умения слушать, монологической речи; предметные – извлекать информацию, добывать новые знания. Учитель предлагает учащимся из предложенной ранее на уроке таблицы с информацией о погоде извлечь информацию об облачности в феврале и построить новую таблицу. Затем учитель предлагает учащимся построить диаграмму по новой таблице, которую они получили. Для этого на экране появляется слайд с алгоритмом построения диаграмм в Excel. Учитель демонстрирует все шаги на экране, комментируя их. Далее он предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Формируемые УУД: личностные - развитие памяти и логического мышления; регулятивные – анализ полученных результатов. Рассчитать стоимость покупки и построить диаграмму, демонстрирующую соотношение стоимости товаров. Ответить на вопрос о том, на какой товар в данной покупке приходится наибольшее количество денежных средств. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Тип 14 № 10566 Сайт Решу ОГЭ В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам. | A | B | C | D | 1 | округ | фамилия | предмет | балл | 2 | C | Ученик 1 | Физика | 240 | 3 | В | Ученик 2 | Физкультура | 782 | 4 | Ю | Ученик 3 | Биология | 361 | 5 | СВ | Ученик 4 | Обществознание | 377 | В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B — фамилия, в столбце C — выбранный учеником предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников. Выполните задание. Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса и выполните задание. 1. Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы. 2. Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой. 3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Формулировка в стиле PISA: Сотрудник метеостанции СО РАН каждый день в таблице фиксировал дневную температуру воздуха в июне. Построив диаграмму, найдите ошибку в таблице, определите максимальную дневную температуру и тренд ее изменения в июне.( Естественно -научная грамотность) Возможности формирования функциональной грамотности в обучении информатике (my1.ru) |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Задание 1. (Связь с географией) Представить данные в виде круговой диаграммы: Задание 2. Построить график функции у = -2х2-2х+5 для х в диапазоне [-4;3] с шагом 0,5.(Связь с математикой) |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
1)Учитель раздает учащимся карточки с заданием, где находятся изображения разных видов диаграмм. Учащимся необходимо подписать название каждой диаграммы. 2) Составить кроссворд по теме «Практическое применение графического представления информации в виде диаграмм» |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Формируемые УУД: личностные – умение эмоционально оценивать свою деятельность на уроке; регулятивные - осмысление своих действий на уроке Выберите фразеологизм, который характеризовал бы вашу работу на уроке: |
Этап 5.2.Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Провести мини-исследование на любую из предложенных тем: 1) Компьютерный рынок 2) Автомобильный рынок 3) Популярные маркетплейсы Результат оформить в виде диаграммы |