Учебник, авторы | География, 7 класс, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов, А. С. Фитисов Г. Ю. Кузнецова |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Тема | Антарктида. (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир) |
Цель | создание условий для формирования представления о своеобразии и уникальности природы материка, формировать умения анализировать различные источники географической информации. |
Оборудование | презентация Microsoft Power Point, учебник, атласы для 7 класса, контурные карты Антарктиды, кинофрагмент. |
Задачи | Предметная: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; - формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей. Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя; -осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы |
Планируемые метапредметные результаты. | Регулятивные (учебно-организационные): -ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; Познавательные (учебно-логические): -выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами; учебно-информационные: -поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий Коммуникативные - выступать перед аудиторией, уметь вести диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный | Приветствие учителя: - Добрый день! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать тайны материков. | |
II. Актуализация опорных знаний | - Давайте вспомним, на каких материках мы уже побывали? - Что объединяет эти материки? Создание проблемной ситуации Задание с удивлением. Чтобы определить, какой материк мы будем сегодня изучать, я предлагаю прочитать небольшое письмо одного путешественника. Определите, о каком материке можно так сказать? А всё ли вам уже известно об Антарктиде? Есть ли желание узнать больше? Тогда предлагаю не тратить время зря и отправиться в путешествие за знаниями. У каждого из Вас есть маршрутные листы, которые помогут вам изучить материк | Африка, Австралия Все материки лежат в южном полушарии, произошли от единого древнего материка Гондвана Находят среди рабочего материала маршрутный лист Текст письма на маршрутном листе: «Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, у некоторых идет из носа кровь, как будто мы высоко в горах. Вокруг нас – снег, а мы в солнечных очках и загорели, как в тропиках. Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке. А морские животные выходят сухими из воды. А ещё я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. Не верите – приезжайте» (Антарктида) |
III. Постановка познавательной задачи | Диалог (подводящий), направленный на организацию работы в группах. Но прежде, чем мы начнем изучение нового материка, давайте попробуем сформулировать тему урока, цели и задачи Используя различные источники информации, определить ГП, историю открытия, рельеф, климат, растительный и животный мир Антарктиды. Как вы думаете, что для этого нам понадобится? | Определяют тему урока, цели и задачи Обучающиеся проверяют наличие учебников, атласов, контурных карт и др. принадлежностей (атласы, контурные карты, учебник) |
IV. Изучение нового материала Работа в парах (атлас, учебник, презентация) Первичное закрепление | Сегодня мы работаем в парах. Нам необходимо заполнить маршрутный лист, состоящий из 5 блоков Для того чтобы ответить на 1 блок вопросов маршрутного листа, внимательно послушайте сообщения ваших товарищей. Ответить на вопросы 2 блока вам поможет карта. Для того, чтобы ответить на вопросы 3 блока, я пригласила к нам на урок экспертов в этой области: Геоморфолог – специалист в области изучения рельефа земной поверхности в пределах суши, дна морей и океанов. Геолог – Специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Гляциолог – специалист в области гляциологии. ГЛЯЦИОЛОГИЯ – наука о физических свойствах ледников, их происхождении и влиянии на развитие земной поверхности. Вулканолог – это специалист изучающий процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержения, изменение характера их деятельности… И я приглашаю специалистов освятить свои темы. Будьте внимательны – у выступающих много полезной информации для вашей работы. А теперь ваша работа продолжается в маршрутном листе. А теперь каждый из вас станет на время климатологом, проанализировав климатограммы, постарайтесь ответить на вопросы блока 4. Просмотрев слайды презентации заполните блок 5, какими специалистами вы станете? | Делают записи в маршрутном листе. Пары работают с различными источниками информации и заполняют маршрутный лист. Заполняем самый емкий блок: пока выступает 1 специалист – заполняете пропуски на карточке 1. Далее заполняют блок 3 маршрутного листа Заполняют блок 4 Ботаники, зоологи Заполняют блок 5 |
V. физкультминутка | Антарктида - белый край! Ты за мною повторяй! Руки вверх, шире, ниже, Поверти-ка головой, А теперь глаза закрой! Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах! О тюленях, о китах, о суровых холодах! А теперь глаза открой, возвращаемся домой! | Выполняют упражнения |
V. Закрепление | А теперь вернемся к тексту в начале маршрутного листа и попробуем объяснить все предложения текста, используя полученные знания на уроке. | Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, у некоторых шла из носа кровь, как будто мы высоко в горах. Почему это происходило? Ледниковая поверхность материка находится высоко над уровнем моря. Люди испытывают кислородное голодание. Вокруг нас – снег, а мы в солнечных очках и загорели, как в тропиках. Почему это происходило? (Антарктика – страна жестокого солнца. Здесь шесть месяцев полярный день, чистый и прозрачный воздух и белый снег, который отражает солнечный свет, бьющий в глаза, от чего можно даже временно ослепнуть.) – Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке. Эти птицы – пингвины – Морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это? (Подкожный жир смазывает шкуру, и вода скатывается с неё, не смачивая поверхность.) – А ещё я видел слона, льва и леопарда, живущих в воде. Как это может быть? (Это виды тюленей – морской лев, морской слон, морской леопард.) |
VI. Подведение итогов. | Рефлексия. Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным, вы самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания. Ребята, подводя итоги нашей экспедиции, продолжите предложения (работаем по цепочке). Домашнее задание: 1. Изучить § 34 2. Ответить на вопросы 1—5, 7-9 (устно) 3. Задание 6 в контурной карте | Оценивают себя. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… Своей работой на уроке я … Я попробую… Меня удивило… Материал урока мне был… Мне запомнилось… |