СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии на тему: "Органоиды клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии на тему: "Органоиды клетки"»

МКОУ «Левашинская СОШ»








Технологическая карта

урока биологии в 9 классе



Тема урока:

«Органоиды клетки: ЭПС, рибосомы, митохондрии,

пластиды, комплекс Гольджи, лизосомы»







Выполнила:

учитель биологии

Кулибекова А.А.

2019г

Технологическая карта урока биологии в 9 классе

Класс: 9

Предмет: биология

Автор УМК: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов

Тема урока: «Органоиды клетки: ЭПС, рибосомы, митохондрии, пластиды, комплекс Гольджи, лизосомы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемые технологии: развивающее обучение, информационно-коммуникационная, проблемное обучение.

Цели урока:

  1. Предметно-дидактическая: сформировать представление о клетке как структурной и функциональной единице живого, выделять существенные признаки строения эукариотической клетки, еѐ органоидов.

  2. Деятельностная: различать на таблицах и готовых микропрепаратах основные части, мембранные и немембранные органоиды клетки, называть их функции; сравнивать растительную и животную клетки, прокариотическую и эукариотическую клетки, находить черты сходства и различия.


Планируемые образовательные результаты урока:

1) Личностные: считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. развивать познавательный интерес, культуру общения, чувство ответственности.



2) Метапредметные: формировать умение выделять главное, сравнивать, делать выводы; развивать интерес к изучению биологии, умение видеть проблему, находить пути ее решения, работать с разными источниками информации; совершенствовать навыки сотрудничества при работе в парах.


3) Предметные: продолжить формировать знания об органоидах клетки и особенностях их строения, получить знания о функциях органоидов клетки.

Методы обучения: исследовательский, решение ситуационных задач, проблемное обучение.


Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица «Строение клетки», рельефная модель «Растительная клетка», микроскопы, готовые микропрепараты внутреннего строения листа, кожицы чешуи лука, гладкой мышечной ткани.

Ход урока.


Этапы урока

УПЗ урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Актуализация знаний, мотивация к учебной деятельности (5 мин)

Приветствует учащихся.

Эмоциональный настрой на урок.

Учитель загадывает загадку.


- Материи мельчайшая частица-
Меня не видит глаз,-так я мала,
Но из меня ведь состоят тела
Растений, человека, зверя, птицы!
Отгадай кто я?


Проводит фронтальный опрос для разминки и включения в работу:

- Именно этот термин стали использовать более 100 лет назад для обозначения клеточной границы ... (Мембрана)

-На каком основании все организмы разделяются на прокариот и эукариот? (наличие или отсутствие ядра в клетках).

-Назовите три главных части эукариотической клетки (оболочка, ядро, цитоплазма).


- А давайте сравним строение животной и растительной клетки , исходя из представленного рисунка.


-Чем снаружи покрыта плазматическая мембрана у клеток растений, грибов и бактерий? (клеточной стенкой)

Проверяют состояние рабочего места, наличие школьных принадлежностей.


Отгадывают загадку.





Отвечают на вопросы с целью повторения и коррекции знаний.


Объединение всех клеточных компонентов и обеспечение их химического взаимодействия.

Дети сравнивают,заполняют таблицу.













Строение эукариотической клетки

Растительная

Животная

1.

1.


Коммуникативные: взаимодействие учителя и ученика, эмоциональный настрой на урок.




Познавательные: применение имеющихся биологических знаний










Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.










Регулятивные: поиск путей решения, алгоритмизация действий .



2. Решение ситуационной задачи (2 мин)







3. Определение целей и задач урока

Решение ситуационной задачи.

Представьте, что клетка – это ваш огород, где растут овощи. И каждый овощ ( а это и есть органоид) для чего-то вам нужен. Значит, он выполняет свою определенную функцию. И сегодня вам нужно будем посадить свой «виртуальный огород», т.е. заселить свою большую клетку органоидами.


Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? На доске запись целей урока под диктовку детей. Корректировка целей урока.


-Сегодня нам понадобиться вспомнить правила работы с микроскопом и микропрепаратами. Как вы думаете: зачем?


Органоиды и включения.

-Органоиды – постоянные и жизненно важные компоненты, а включения – непостоянные.





Записывают тему урока.

Изучить строение клетки. Какие еще органоиды есть в клетках и для чего они нужны.

Рассматривают готовые микропрепараты растительных и животных тканей. Сравнивают увиденное, делают выводы.


В клетках мякоти листа на поперечном срезе видны маленькие зелѐные точечки – хлоропласты, в клетках кожицы лука и гладкой мышечной ткани их нет.

Рассматривают рис. 9

-Митохондрии, рибосомы … Недостаточное увеличение, прозрачны.


Регулятивные: развитие творческого воображения







Коммуникативные: фронтальное взаимодействие с учителем по теме и целям урока.

Регулятивные: постановка целей, задач, умозаключений, обобщение и конкретизация действий


Познавательные: выработка практических навыков при работе с микроскопом и микропрепаратами.


Регулятивные: учатся делать выводы.

4. Постановка проблемы. Выявление затруднений (2мин)

Предлагает посмотреть на органоиды, изображенные в таблице «Строение клетки».

-В какой клетке больше органоидов: в эукариотической или в прокариотической?

-Как называются субмикроскопические мембранные пузырьки, которые по праву считаются «орудиями самоубийства клетки»?

- Какие органоиды производят

энергию для жизнедеятельности клетки, являясь в клетке «электростанциями».

_Какие органоиды имеют свою собственную ДНК и способны к делению?

Рассматривают таблицу

Формулируют свою позицию в диалоге с учителем;

Работают с текстом п. 8, иллюстрациями к параграфу 7, выявляют недостаточность знаний для правильных ответов на вопросы учителя.


Познавательные: работа с таблицами, рисунками, с текстом, биологической терминологией.

5. Первичное усвоение новых знаний

(15 мин)

Учитель организует и направляет работу учащихся. Открывает с инструктивной карточкой для лабораторной работы «Строение и функции органоидов» .


Задание 1. Заполните таблицу, используя п. 8 и рис. 9 «Обобщенные схемы растительной и животной клеток»



Задание 2. Заполните таблицу

«Сравнительная характеристика растительной и животной клеток» (см. Приложение)


Сравнение

Раститель-ная клетка

Животная клетка

Клеточная стенка



Пластиды



Крупная вакуоль



Способ питания




Заполняют таблицы, работая с текстом п. 8, анализируют материал, рассматривают схемы клеток, находят сходные и отличительные признаки

Познавательные: умение работать с тексом, заполнять таблицу.




Коммуникативные: работа в парах, уважение чужого мнения, неравнодушие к общему делу, внесение своего вклада в дело всего урока.


Личностные: социальная значимость и важность понимания данной темы.




6. Первичное закрепление

(10 мин)

Предлагает подвести итоги выполненной работы, проверить заполненные таблицы.

В процессе ответов учащихся демонстрирует органоиды в рельефной( или виртуальной) модели растительной клетки.

Корректирует и дополняет ответы.

Зачитывают записи в заполненных таблицах, рассматривают органоиды, вносят дополнения, корректируют таблицы

Регулятивные: формирование умения делать анализ и самоанализ

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

(3 мин)

Работа по карточкам ( приложение 1)


Предлагает провести проверочный биодиктант с краткими ответами



1. Бывает шероховатой и гладкой. (эндоплазматическая сеть)

2. Их основная функция – внутриклеточное пищеварение. (лизосомы)

3. Бывают зеленые, оранжевые и бесцветные. (пластиды)

4. Их часто называют энергетическими станциями клетки. (митохондрии)

5. Какие органоиды клетки называют «фабриками по производству белка»? (рибосомы)

6. Это система цистерн, в которых накапливаются вещества, синтезированные клеткой (комплекс Гольджи)

Производят взаимопроверку, оценивая работу товарища по готовым ответам

Познавательные: формирование теоретической биологической грамотности

8. Включение в систему знаний и повторение

(2 мин)

Предлагает сделать общий вывод по пройденной теме.

Обобщают пройденное и подводят итог, подчеркивая важную роль органоидов в функционировании клетки как сложной биологической системы.

Личностные: значимость изучаемого материала в дальнейшей жизни.



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 мин)

Рефлексивный экран.

Закончи предложение:


- Сегодня на уроке я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Было непонятно…

Записывает на доске и разъясняет домашнее задание.

По желанию выбирают

фразу заканчивают еѐ самостоятельно.

Записывают домашнее задание: 1. п. 8

1)Строение и функции вакуолей в раст. клетке – сообщение по желанию

2) ТПО таблицу доделать.

3) Составить синквейн об органоидах клетки ( по желанию).

4) Вопросы к параграфу.

Регулятивные: анализ и самоанализ своей работы; сопоставление самооценки и оценки учителя за работу на уроке.














Приложение 1

Рабочие карточки


№1.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – это целая сеть канальцев и уплощенных цистерн, пронизывающих цитоплазму клетки.

Эта сеть построена из мембран. В клетке два вида ЭПС – гладкая и шероховатая (гранулированная). На шероховатой расположено много рибосом, которые синтезируют белки. В канальцах гладкой ЭПС – синтезируются углеводы и липиды. Кроме функции синтеза, ЭПС выполняет функцию транспорта веществ по клетке. Занимает 50% объема клетки, вокруг ядра располагается, в основном.

2

Рибосомы – мелкие органоиды, округлой формы, различимые только с помощью электронного микроскопа.

Они образованы двумя субъединицами, каждая из которых состоит из РНК и белков. Функция рибосом – синтез белка.

Обе субъединицы рибосом синтезируются в ядре, а затем выходят в цитоплазму. Находятся на шероховатой поверхности ЭПС.

3

Аппарат(комплекс) Гольджи (АГ или КГ)- сеть полостей и цистерн. АГ находится рядом с ядром. В нем вещества, синтезируемые клеткой, накапливаются и упаковываются в мембранные пузыркьи, которые могут выделиться из клетки, образование лизосом. Так, например, из клеток желез внутренней секреции выводятся гормоны. АГ – своеобразный цех по сортировке, упаковке и транспортировке различных веществ.

4

Лизосомы – небольшие пузырьки, ограниченные мембраной. Они содержат ферменты, которые расщепляют БЖУ. Пищевые частица попадают в клетку и образуют пищеварительные вакуоли, с которыми сливаются лизосомы. Переварившиеся вещества попадают в цитоплазму, а непереварившиеся - выбрасываются из клетки. Формируются лизосомы в аппарате Гольджи. Функции лизосом - расщепление органических веществ, разрушение отмерших органоидов клетки и их уничтожение .



Составление таблицы:

Органоид

Особенности строения

Функции

Изображение

Мембранные

1. Эндоплазматическая сеть (ЭДС)

гладкая шероховатая

Система в виде трубочек, мешочков, плоских цистерн;

шероховатая ЭДС усеяна рибосомами

- рибосомы на шероховатой ЭДС синтезируют белки;

- гладкая ЭДС синтезирует и накапливает липиды и углеводы;

- ЭДС участвует в транспортировке в-в

2. Комплекс Гольджи

Состоит из цистерн, трубчатых структур, вакуолей и транспортных пузырьков

- накопление и «упаковка» химических соединений;

3. Лизосома

Пузырек с ферментами

- внутриклеточное пищеварение

4. Митохондрия

Органоид овальной формы, у которого стенки образованы двумя мембранами – наружной и внутренней;

Внутренняя мембрана образует много складок – кристы.

Имеют собственную ДНК и способны к делению.

- Клеточное кислородное дыхание и преобразуют энергию (энергетическая станция клетки)

5. Пластиды

Окружены двойной мембраной, образуя складчатые выросты – тилакоиды.

- фотосинтез

- синтез органических веществ

Немембранные

6. Рибосома

Микроскопические тельца, состоящие из р-РНК и белка.

Состоят из двух субъединиц – большой и малой.

Субъединицы синтезируются в ядрышке.

- Осуществляют синтез белка.

- Большинство прикрепляется к мембранам шероховатой ЭПС, часть лежит свободно в цитоплазме.

7. Клеточный центр

Из области клеточного центра расходятся многочисленные микротрубочки,

поддерживающие форму клетки и играющие роль своеобразных рельсов для движения органоидов по цитоплазме.



Источники информации:

1. Биология. 9 класс: учебник /В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е.А. Криксунов ; под редакцией В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2017.

2. Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА-2021. Пособие-тренажѐр по материалам курса основной школы: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко. – Ростов н/Д: Легион, 2021.

3. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013.

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

2. http://www.fun4child.ru/1502-voprosy-i-otvety-k-viktorine-dlja-shkolnikov..html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!