СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Плавание тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Плавание тел"»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК: Пёрышкин А. В.

Тема урока: Плавание тел

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель для ученика:

Предметная цель:

Знать: условие плавания тел; где применяется данное условие.

Уметь: экспериментально выяснять условия плавания тел. Приводить примеры из жизни, где применяется данное условие

Метапредметная:

Познавательная: учиться извлекать информацию эксперимента. Учиться анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивная: учиться действовать по плану,

Коммуникативная: учиться работать в команде, взаимодействовать с другими командами

Задачи для учителя:

Обучающие: добиться усвоения условий плавания тел на уровне понимания; научить находить проявления данного условия в окружающем мире.

Воспитательные: Продолжать формировать научное мировоззрение через эксперементальные методы познания.;

Развивающие: обучать постановке цели урока; развивать умения: наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы; обучать контролировать и проверять друг друга


Образовательные результаты

Предметные: знать условие плавания тел; Уметь находить проявления данного условия в окружающем мире

Метапредметные:

  • Познавательная: извлекать информацию из экспереметов; анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Регулятивная: понятие учебной цели, оценивать качество и уровень усвоения знаний,

  • Коммуникативная: правильно формулировать ответы на поставленные вопросы, развивать диалогическую и монологическую речь, контролировать и проверять друг друга, работать в группах и взаимодействовать с другими группами

Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Методы обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный ( беседа на этапах мотивации и изучения нового материала), практический ( проведение эксперимента на этапе изучения нового материала, работа с инерактивной доской на этапе изучения нового материала).

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению ( на этапе мотивации).

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы самоконтроля, самопроверки (на актуализации, этапе изучения нового материала, закрепления нового материала).

Приемы и методы педагогической техники: проблемная ситуация, эксперимент, групповая работа, шкала достижений.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая,

Средства обучения: демонстрационное оборудование ( 7 сосудов с водой, 2 сосуда, пластилин, картошка, соль, ложка, с маслом, деревянный и пенопластовый кубики, динамометр, две емкости с песком, и набор тел: деревянный брусок, кусочки органического стекла, пенопласта, пробки, парафина, железа, пластмассы), компьютер, проектор, интерактивная доска.

План урока:

  1. Организационный этап ( 5мин.)

  2. Систематизации знаний + актуализация знаний + мотивационно целевой этап урока (15 мин)

  3. Изучение нового материала ( 22 мин)

  4. Подведение итогов ( 2мин)

  5. Рефлексия (1мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД


Этапы урока


  1. Организационный этап (5мин)


Здравствуйте ребята. Садитесь

На предыдущем уроке мы с вами рассматривали, как жидкости или газы действуют на погруженных в них тела.
Кстати, напомните мне. Как именно жидкость действует на погруженное тело.

Совершенно верно. На сегодняшнем уроке мы продолжим выяснять как жидкости и газы действуют на тела.

Как вы уже заметили. Сегодня я разделила вас на 6 команд. Для того, чтобы наша работа была слаженной и плодотворной вам необходимо распределить роли.

Обратите, пожалуйста, внимательно на маршрутные листы, которые лежат у вас на партах. На первом лесте вам представлены роли: организатор – отвечает за работу группы в целом; секретарь – записывает от лица группы; докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа; хронометрист – следит за временем «Почемучка» - задает уточняющие вопросы.

Я вам дам минутку подумать, и распределиться между собой кто за что будет отвечать.







Жидкость выталкивает тело






  1. Систематизации знаний + актуализация знаний + мотивационно целевой этап урока (15 мин)


Перед плодотворной работой я предлагаю вам разгадать кроссворд. На эту работу я вам даю 4 минутки. Хронометристы не забываем про свои обязанности.








Какое слово у вас получилось?


Совершенно верно. Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.


Перед тем как мы сформулируем цель нашего сегодняшнего урока ответим на несколько вопросов. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?


Куда направлена эта сила?

.

От чего зависит архимедова сила?



А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?


Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?










Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. А ещё, какая сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?


Вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?

А какие тела тонут в воде?

А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?



Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.







А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы.


Давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока


Ребята вы сегодня будете работать в группах. Какая еще цель перед вами стоит цель?


Молоды. Цель нам понятна, а как же мы можем ее достичь, какие методы познания будим использовать?

Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел?

Попробуем все сведения об условиях плавания тел проверить экспериментально, выполнив исследования. Каждая группа получила маршрутный лист, по которому и будет работать. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты и выясним условия плавания тел.

Все результаты записывайте на листы, а выводы в своих тетрадях Если возникнут вопросы, поднимите руку.

Желаю всем удачи!

Ребята разгадывают кроссворд.

По горизонтали: 1. Единица деления. 2. Единица массы. 3. Кратная единица массы. 4. Единица площади. 5. Единица времени. 6. Единица силы. 7. Единица объема. 8. Единица длины


Плавание.


Плавание тел







Архимедова сила.


Она направлена вертикально вверх


Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.


Тогда для подсчета архимедовой силы надо использовать формулу FA = ρжgV, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость.


Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес и будет равен архимедовой силе.

Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе.

Можно определить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу.




Сила тяжести.






Ребята приводят примеры.







Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

Айсберг.

Учащиеся путаются в ответах




Ребята выделяют гипотезу.



Выясним: Каковы условия плавания тел в жидкости.


Цель: научиться работать в группе, учиться помогать и слушать друг друга



- через эксперимент




Архимед.




  1. Этап изучения нового материала. (22мин)


Ребята. На выполнения данного задания каждой команде я даю ровно 10 минут.


После выполнения эксперимента обсуждаются результаты работы, подводятся итоги.

Пока учащиеся выполняют задания, наблюдаю за их работой, оказываю необходимую помощь.



















































































Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов.









Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут. ( 1 гркппа)

(Выводы записываются в тетрадях.)











Что произойдет с телом, если плотности жидкости и вещества будут равны? ( вопрос другой команде)

Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Ребята группы 2 рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости. Что они заметили?

Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды, масла?

Запишем этот вывод.



Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину или пластилин или фольгу. (Группа 4; Группа 5)

Что вы наблюдаете?

В чем же дело? Что же произошло? (вопрос другой команде)



Правильно. А у ребят, выполнявших задание с пластилином, соли не было. Каким образом вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде?







6 группа проводила эксперимент с малом и водой. Что у вас вышло?

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел.

Продолжим беседу о жидкостях.

Для всех!

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин.

Укажите порядок расположения жидкостей.

Послушаем что исследовала 3 группа





Какая же связь между силой тяжести и архимедовой силой для плавающих тел? (Для другой команды вопрос!)





Ребята вы толь что получили все необходимые условия плавания тел.

Давайте попробуем собрать воедино все знания





Где в технике учитываются эти условия?

Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде, но металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде.

Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу. А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости?

Задания:

Задание группе 1:

  1. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.

  2. Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

  3. Результаты оформите в виде таблицы.

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет

 

 

 

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, сосновый брусок.

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: кусочки алюминия, органического стекла, пенопласта, пробки, парафина.

Задание группе 2:

  1. Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров.

  2. Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

Оборудование: два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики.

Задание группе 3:

  1. Сравните архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки.

  2. Сделайте выводы на основании результатов опытов.

Оборудование: мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).

Задание группе 4:

  1. «Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде? Заставьте картофелину плавать в воде.

  2. Объясните результаты опыта. Оформите их в виде рисунков.

Оборудование: сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.

Задание группе 5:

  1. Добейтесь, чтобы кусок пластилина плавал в воде.

  2. Добейтесь, чтобы кусок фольги плавал в воде.

  3. Поясните результаты опыта.

Оборудование: сосуд с водой; кусок пластилина и кусочек фольги.

Учитель: Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Задание группе 6: Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта:

  1. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла.

  2. Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой.

  3. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.

  4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.



  1. называет те тела, который тонут в воде

  2. тела, которые плавают

  3. сравнивает плотности тел каждой группы с плотностью воды.

После этого озвучивают выводы.

Выводы:

  1. Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет.

  2. Если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает.

Учащиеся: дают ответ.





Глубина погружений тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду





В масле брусок погружался глубже, чем в воде.

Вывод: Таким образом, глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела.







Они тонут в воде. Чтобы заставить картофелину плавать, мы насыпали в воду больше соли.

У соленой воды увеличилась плотность и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла и архимедова сила стала больше.



Мы сделали из пластилина лодочку. Она имеет больший объем и поэтому плавает. Можно сделать из пластилина коробочку, она тоже плавает. У нее тоже больше объем, чем у куска пластилина.

Вывод: Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело.

Так как плотность масла меньше плотности воды, то вода по действием силы Архимеда вытолкнула масло наверх.



















Ребенок выходит к доске

Мёд, масло машинное, и бензин.

Мы погружали в воду две пробирки с песком – одна легче, другая тяжелее, - и обе они плавали в воде. Мы определили, что архимедова сила в том и другом случае примерно равна силе тяжести.



если тело плавает, то FA = Fтяж.

тело тонет в жидкости, когда сила тяжести больше архимедовой силы.

тело всплывает, когда архимедова сила больше силы тяжести.





Значит, условия тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества.

При постройке кораблей.



С ними поступают так, как мы поступили с пластилином: увеличивают объем, архимедова сила становится больше, и они плавают







Да, при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов.



  1. Подведение итогов (2ми)


Делаем с ребятами вывод о проведенных исследованиях. Ещё раз обобщаем условия плавания тел с помощью таблицы, представленной на доске.




  1. Рефлексия (1 мин)


Шкала достижений




  1. Домашнее задание



Составить кластер по давлению

П 52,.53,54 упр 28-2,3



Достижение

Шкала

Я знаю условия плавания тел


1

2

3

4

5

6


Я знаю, где применяется данное условие


1

2

3

4

5

6


Я умею экспериментально выяснять условия плавания тел

1

2

3

4

5

6


Я умею работать в команде

1

2

3

4

5

6


Я умею выполнять свои обязанности ( моя роль на уроке)

1

2

3

4

5

6


Я умею взаимодействовать с другими командами

1

2

3

4

5

6






(для интерактивной доски.)

1. Если ρ вещества ρ жидкости, то тела тонут.

1. Если Fтяж FA, то тело тонет.

2. Если ρ вещества

2. Если FтяжA, то тело всплывает.

3. Если ρ вещества = ρ жидкости, то …?

3. Если Fтяж = FA, то тело плавает внутри жидкости.

Глубина погружения тела зависит от ρ жидкости и ρ вещества тела.


Дополнительно!


Плавание животных и человека

а) пассивное плавание (за счет течения)

б) активное плавание (гребные устройства (плавники, ласты, руки), либо реактивный принцып движения (медузы)

в) роль плавательного пузыря рыб (изменяя его объем, можно регулировать глубину погружения), киты регулируют глубину погружения изменением объема легких.

Привести примеры пассивного и активного плавания.

Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, примерно равна плотности воды. Поэтому отсутствие (вследствие этого) необходимости прочных и массивных скелетов, как у наземных животных.


Средняя плотность тела человека 1036 (кг/м3)- несколько больше, чем воды, поэтому в пресной воде не умеющий плавать человек тонет. У соленой воды плот­ность выше. Плотность воды в заливе Кара-Богаз-Гол в Каспийском море1200 (кг/м3) - почти на 20% больше, чем у пресной воды. В этом заливе невозможно уто­нуть. Можно лечь на воду и читать книгу.



Подводная лодка способна изменять свой удельный вес. Когда ее резервуары наполнены водой - подводная лодка погружается под воду. Если же эти резервуары наполнены воздухом, она всплывает на поверхность

Первая подводная лодка была построена в 1620 году в Англии, а в России - спустя сто лет, в 1724 году.

Любая подводная лодка - прочный герметический корпус с множеством отсеков. Принцып погружения и всплытия лодки основан на заборе воды из моря в балластные системы и выдавливания воды сжатым воздухом при всплытии. Современные (атомные) подводные лодки имеют высоту с пятиэтажный дом и длину более150 метров.

На них устанавливают атомный реактор, который может работать без дозаправки более года. Лодки оснащены современным оружием и представляют большую опасность для противника


+ интерактивная доска с заданиями..



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!