2. Актуализация и фиксация затруднений в пробном действии | Скажите, над каким разделом мы работаем? О чем мы говорили на прошлом уроке? Чтобы продолжить путешествие по России, давайте повторим. Проверка домашнего задания. Задание 1, Игра «Найди лишний географический объект». Объясни почему. Давайте поработаем в группах. Для каждой группы я подготовила карточки. Вы должны в группах прочитать название географических объектов. Когда группа будет готова поднять руки. 1) Лена, Волга, Черное, Енисей; 2)Балтийское, Амур, Черное, Азовское; 3) Балтийское, Черное, Азовское, Белое. 2 задание, у вас находиться в виде карточки. Какие моря к какому океану относятся? Соедини стрелками 1-группа Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану 2-группа Какие моря относятся к Тихому океану 3-группа Какие моря относятся к Атлантическому океану Работа с картой.(слайд 1) -Попрошу выйти с каждого ряда по 1 ученику. Нужно выбрать себе задание (задания в конвертах). 1 конверт. Показать на карте моря Тихого океана, которые омывают нашу страну. 2 конверт. Показать на карте моря Атлантического океана, которые омывают нашу страну. 3 конверт. Показать на карте моря Северно-Ледовитого океана, которые омывают нашу страну. Доп. вопросы классу: - Сколько всего морей омывают берега России? -Почему так много? -Что вы можете сказать о Каспийском? Как мы его назовём? | Мы работаем с разделом Природа России. На прошлом уроке мы говорили о морях России. -Работа в группах. 1)Лишнее Черное море, так как везде указаны реки 2)Лишнее Амур-это река, так как везде указаны моря. 3)Лишнее Белое море, так как оно принадлежит Северному Ледовитому океану, а остальные к Атлантическому. О т в е т: Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря. Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря. Атлантический океан: Балтийское, Черное моря. - 12 морей -Страна очень большая, просторная - Его относят и к морям и озёрам. К озёрам-потому что он имеет замкнутое пространство, никуда не впадает и к морю, по его размерам и дну. Дно его океанического типа. | Р.2 П.2. |
3. Выявление места затруднения, постановка темы урока. | - Со всеми заданиями вы справились, продолжим наше путешествие. _ Скажите, чем отличаются моря Северного Ледовитого океана от морей Атлантического океана? - А как вы думаете, двигаясь с севера на юг, меняется только температура, или еще что-то? Но почему, же это происходит? (проблемный вопрос) -Чтобы вы сделали, чтобы ответить на этот вопрос? Верно, откройте учебник на 74-75. Прочитайте и попробуйте найти ответ на наш вопрос, в чем причина смены природы в направлении с севера на юг? Совершенно верно! Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую цель мы поставим перед собой? | -Отличие морей Северного Ледовитого океана и Атлантического океана в температуре воды. -Я думаю, что будет меняться природа, растения, животный мир. -Искали бы ответ в учебнике. -Я думаю, что смена природы, растения, животного мира происходит из-за того, что на территории нашей страны расположено несколько природных зон. «Природные зоны России» -Познакомиться и изучить особенности северных и южных природных зон России. | К.1. П.3. |
4.Открытие новых знаний | Верно, а поможет нам в знакомстве карта природных зон. А кто мне скажет, а с какой картой мы работали раньше? Верно. На страницах 74-75, вы можете видеть карту природных зон. На слайде, (слайд 2) физическая карта. Давайте сравним эти карты. Сравните легенды карт, цвета, используемые в обоих картах, что они обозначают. Хорошо, давайте внимательно рассмотрим и изучить карту природных зон и ее легенду. -Что означают разные цвета на карте природных зон? - Определите по карте, какие природные зоны есть в России. Прочтите их используя легенду карты, и найдите каждую из указанных зон. Давайте прочтём название каждой зоны и найдем на карте. (Вызов ученика на показ территорий определенной зоны), и определение территорий в учебнике. - Как вы думаете, какие из природных зон России промежуточные? Найдите ответ в учебнике. -Остальные природные зоны называются основными. Перечислите основные природные зоны. Физминутка Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Руки в спину упираем, Поясницу прогибаем. А теперь давай, дружок, Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.) Отдохнули мы чудесно, И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.) | -На прошлых занятиях мы работали с физической картой, карта полушарий, контурная карта. -На физической карте показаны разные географические объекты (реки, озера, горы и др.). А на карте природных зон показаны зоны (пустыни, степи, леса, смешанные леса и др.) - На карте природных зон России разными цветами обозначены разные природные зоны. -Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, субтропические леса. -Между основными зонами есть промежуточные: между тундрой и лесами-лесотундра; между лесами и степями- лесостепь; между степями и пустынями – полупустыни. -Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, степи, субтропические леса. Выполняют физминутку | Р.2. П.2. |
6.Первичное закрепление по эталону | У меня вопрос, почему же происходит смена природных зон? (слайд 3) Рассмотрите схему на стр.76. Схема нагревания поверхности Земли солнечными лучами и объясните. (слайд 4) -Обратите внимание на лучи, как они двигаются по поверхности земли. -Где больше всего получаем тепло? -Где меньше всего? -А где среднее получение тепла? Посмотрите внимательно на карту природных зон в учебнике, посмотрите внимательно на легенду карты. Обратите внимание на последний пункт, что такое высотная поясность? - Что называют высотной поясностью, найдите на стр. 76. - Высотная поясность- это закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания высоты (высоты над уровнем моря). Между широтными поясами и высотными зонами есть частичное сходство в климатических особенностях, размещении растительности и почв. Найдет ответ в учебнике и прочтём вслух. - Как вы поняли, почему в горах происходит смена поясов? - Как вы думайте. в каких горах природа разнообразнее: в высоких или низких? - Верно, чем выше горы, тем больше набор природных зон. А первая природная зона у подножия та, в которой находятся горы. Давайте, совершим экскурсию по природным зонам, а потом вы мне скажете в каких природных зонах находится наш край. Экскурсию начинаем с севера на юг, по основным зонам России. Какая природная зона самая северная? Работа по презентации: Зона Арктических пустынь (слайд 5) Лето короткое, холодное. Зима длинная, полгода – полярный день, полгода – полярная ночь. (слайд 6, 7) 2.Тундра (слайд 8, 9) Климат тундры характеризуется продолжительной и холодной зимой, коротким летом, скудностью атмосферных осадков, большой облачностью и сильными ветрами. 3.Тайга (слайд 10,11) Климат тайги характеризуется сравнительно теплым и довольно влажным летом и прохладной, а местами холодной зимой. 4.Смешанные леса (слайд 12,13) Смешанным лесам комфортнее всего расти в мягком, влажном, умеренно-континентальном климате с четким чередованием сезонов года (высокая температура летом и низкая – зимой). 5. Широколиственные леса (слайд 14,15) Климат здесь умеренный, муссонный. Зимой преобладают холодные воздушные массы, снега очень мало, но погода, как правило, солнечная. 6. Степи (слайд 16,17) Климат степи-жаркий и сухой, но отличается резкими перепадами температуры дня и ночи. Протяженность степи с севера на юг в Европейской России-около 200 км. 4.1. 29 оценок. В Евразии наибольшие площади степей находятся на территории Российской Федерации, Казахстана, Украины и Монголии. 7. Субтропические леса (слайд 18,19) Субтропический климат представлен узкой полосе Черноморского побережья Кавказа - от Новороссийска до границы с Абхазией. 2. Здесь выделяются следующие типы климата: на участке от Новороссийска до Туапсе — субтропический средиземноморский тип, от Туапсе до Адлера и далее за пределы России — субтропический влажный. Причиной формирования этих двух различных типов климата является рельеф, точнее — высота гор. Это единственная территория в России, где средние температуры самого холодного месяца — положительные. А теперь кто сможет сказать, в каких из этих природных зон находится наш край? Вот какая разнообразная природа нашего края. | - На ней видно, что в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно и падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы. -Больше всего тепла на экваторе. - Меньше всего тепла на полюсах. -В зоне умеренных широт. Учебник: Высотная поясность объясняется изменением климата с высотой: при подъеме на 1 км температура воздуха снижается в среднем на 6 С, уменьшается давление воздуха, его запыленность, возрастает интенсивность солнечных ультрафиолетовых лучей, до высоты 2-3 км увеличиваются облачность и количество осадков. В результате t воздуха снижается по мере роста высоты. Кроме того, происходит уменьшение количества осадков из-за барьерного эффекта- горы создают барьер при продвижении облаков. -Понижается температура, давление воздуха, мало кислорода, больше ультрафиолетовых лучей. -В Высоких. - Самая северная зона- это Арктические пустыни. Ледяная пустыня. Очень мало растительности и животных, в самых суровых есть. - Краснодарский край, состоит из зон: степная, предгорная и горная, субтропическая зоны. | Р.3. К.3. Л.1. |