Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Виды контроля |
Организационное начало урока | Здравствуйте, ребята. Напоминаю что, меня зовут Дарья Викторовна. Проверьте, чтобы у вас на столах лежал учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Сели тихо, спины ровно. Глазки смотрят на меня! | Обучающиеся классного коллектива приветствуют учителя. Настраиваются на продуктивную деятельность. | Умение управлять своей познавательной деятельностью в ходе урока по изучению новой теме | Фронтальный |
Проверка домашнего задания | На прошлом уроке вы изучили тему «Разнообразие растений» Угадайте группы растений по их описанию: 1.Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. 2. Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. 3. Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. 4. У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. 5. Это растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: стебель, корни, листья. Эти растения наиболее разнообразны. | Водоросли Мхи Папоротники Хвойные растения Цветковые растения | | |
Постановка цели и задач урока | Вы хорошо поработали. Чтобы определить тему урока, посмотрите на изображения на слайде. Что вы видите? А если мы посмотрим в зеркало, чьё отражение мы там увидим? Верно, именно поэтому тема нашего урока будем звучать так: Солнце, растения и мы с вами. Чтобы работа прошла успешно, нам необходимо поставить перед собой цель. Предлагаю начать со слов: Знакомство с взаимосвязью между растениями…. Чтобы достигнуть цели, я предлагаю вам составить план урока. Для этого, совещаясь со своим соседом по парте, расставьте пункты плана в правильной последовательности. Узнать, как взаимосвязаны растения, Солнце и человек; Составить схемы взаимодействия растений, солнечной энергии и воздуха; Применить полученные знания при составлении памятки. Пункты планы являются также задачи нашего урока, которые нам предстоит решить. | Солнце, растение и зеркало Своё Солнцем и людьми Работая в парах, расставляют пункты плана. | Умение управлять своей познавательной деятельностью в ходе урока по изучению новой теме Считаться с мнением товарища при работе в парах Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, поставленной в начале урока | Парный Фронтальный |
Открытие новых знаний | Посмотрите внимательно на записанную на слайде схему. - На какие две группы можно разделить эти слова? –Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? – Назовите признаки живой природы. - У кого-то из вас есть предположения, как питаются растения? Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями. Откройте учебники на стр.74. Обратите внимание на текст, который называется «Тайна растений». Мы прочитаем его, чтобы ответить на вопрос «Как питаются растения?». Так попытайтесь ответить на вопрос: как питаются растения? Как растения добывают воду? А углекислый газ? Какое главное условие необходимо для того, чтобы растения «готовили» себе пищу? Верно, а для чего растениям необходим солнечный свет? Посмотрите на экран, смогли ли мы выполнить какой-то из пунктов плана? (если ответ «да» - разве мы уже узнали, как дышат растения?) | Живая и неживая природа Растения и человек. Солнце. Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение Учащиеся высказывают свои версии Читают текст в учебнике по цепочке Растения из частиц воды и углекислого газа «готовят» сахар и крахмал Через корни из почвы. Через листья из воздуха. Чтобы был солнечный свет. Солнечный свет несёт энергию Да/нет | Готовность отстаивать свою точку зрения в диалоге с учителем и одноклассниками; выдвигать гипотезы и доказательства, а также комментировать гипотезы одноклассников по теме Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию во время фронтальной работы Готовность получать необходимую информацию во время фронтальной работы Выявлять отличительные признаки вежливого и грубого поведения Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами в ходе выполнения практических заданий по теме урока | Фронтальный Индивидуальный |
Физкультминутка | Сейчас я попрошу вас встать. Мы с вами поучаствуем в питании растений. Угадайте, как мы это сделаем? Мы с вами при вдохе поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. А растения наоборот: поглощают углекислый газ. Глубоко вдохните. На три счёта выдохните. Повторим ещё раз. А теперь представьте, что в одной руке у вас цветок, а в другой горящая свеча. Вдохните прекрасный аромат цветка, а теперь задуйте огонь на свечке. | Выполняют здоровьесберегающую технологию в соответствии с инструкцией учителя | Соблюдать технику безопасности при выполнении физкультминутки | |
| Садитесь на места. Чтобы выполнить первый пункт нашего плана, нам осталось выяснить, как растения дышат. Откройте учебники на стр.75 и посмотрите на первую схему «Дыхание растений». Внимательно изучите эту схему и ответьте на вопрос: как дышат растения? А теперь вспомните нашу дыхательную гимнастику. Что мы вдыхали? А выдыхали? Как связано дыхание нас с вами с дыханием растений? Чтобы узнать, как ещё взаимосвязаны растения и люди, прочитайте текст на стр.76. И, выяснив это, мы можем смело отметить, что выполнили первый пункт плана. Для того, чтобы решить вторую задачу урока, а, следовательно, и второй пункт плана, откройте свои печатные тетради на стр. 43. Я предлагаю вам выполнить задание №4 и самостоятельно составить схему взаимосвязи между растениями и животными и людьми. Вы можете пользоваться текстом в учебнике, который мы читали. (Катя), выйди к доске и нарисуй схему, которая у тебя получилась. Кто может ещё что-то добавить? Посмотрите, какая схема получилась у меня. Вы молодцы, ребята. Мы смогли выполнить второй пункт плана нашего урока. | Они поглощают углекислый газ через корни и листья и вырабатывают кислород. Кислород Углекислый газ Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, которым дышат люди. Выполняют самостоятельную работу | Готовность получать необходимую информацию во время фронтальной работы Овладение основами самоконтроля и самооценки при практической работе в группах Развитие навыка анализировать ответы одноклассников при фронтальной работе Обосновывать роль вежливых слов в общении с другими людьми Готовность отстаивать свою точку зрения в диалоге с учителем и одноклассниками; выдвигать гипотезы и доказательства, а также комментировать гипотезы одноклассников по теме Дать определения изучаемого понятия: культура поведения Умение находить ответы на вопросы учителя в тексте учебника | Фронтальный Групповой |
Итог урока | Ну а чтобы выполнить третий пункт и достичь цели нашего урока, нужно подвести итог по пройденной теме. Для этого я предлагаю вам поработать по рядам. У каждого ряда есть предложение, которое нужно закончить. Когда мы прочитаем все предложения, тогда и сформулируем вывод. Приступайте к работе! Проверим, что у вас получилось. Отлично! Вы прекрасно выполняли все задания и смогли достигнуть цели нашего урока! А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание: Рабочая тетрадь стр. 44 №5 | Выполняют задания и подводят итог урока. Записывают домашнее задание | Перерабатывать полученную на уроке информацию Умение управлять своей познавательной деятельностью в ходе урока по изучению новой теме | Фронтальный |
Рефлексия | Посмотрите на экран. Оцените свою деятельность на уроке, согласно данным критериям. Сегодня оценку «отлично» получает …, ты активно работал(а) на уроке и не допускал(а) ошибок при ответе на мои вопросы. Оценку «хорошо» получает …, ты также активно работал(а) на уроке, но допускала ошибки при выполнении заданий/ ответах на вопросы. Закройте учебники и рабочие тетради, уберите их на край стола. Встаньте, пожалуйста. Спасибо вам за наш урок! До свидания! | Оценивают свою деятельность на уроке | Овладение основами самоконтроля и самооценки | Фронтальный |