СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока обществознания на тему "Труд и творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обществознания на тему "Труд и творчество"»



Тема урока

Труд и творчество



Тип урока

Комбинированный



Вид урока

Проблемный урок



Цели урока

Воспитательные: способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитывать уважение к труду, ценностям, созданными творческими людьми, выработать активную жизненную позицию, прививая интерес к предмету обществознания.

Образовательные: сформировать представления учащихся о сущности труда и творчества, их совместного предназначения.

Развивающие: способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения, а также художественного вкуса учащихся, развитию коммуникативных навыков работы, формированию умения выделять ключевые моменты, анализировать и делать выводы, логически строить свой ответ.



Универсальные учебные действия


    Личностные УУД:

  • жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

  • действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами);

  • ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

  • составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

    Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Познавательные УУД:

  • общеучебные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание вустной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

  • логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство);

  • действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).



Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, выявлять ассоциации понятия творчество; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблиц, сравнения.

Личностные: формирование мотивации учащихся, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе класса.

Метапредметные: учащиеся научатся обмениваться знаниями между собой для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использование текста учебника и текста повествовательно-описательного характера; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.



Межпредметные связи

Литература, МХК, история, биология.



Технологии, методы и приемы обучения

Технологии: технология проблемного обучения; технология развивающего обучения.

Методы: репродуктивный; словесный; проблемное изложение материала, поисковой.

Приемы: рассуждение, документы повествовательно-описательного характера, объяснение.



Средства обучения

Технические (компьютер, мультимедийный экран, проектор);

Печатные (раздаточный материал: таблицы, карточки, текст повествовательно-описательного характера);

Наглядные (таблицы, схемы, иллюстрации);

Электронные (презентация «Труд и творчество»).



УМК

Обществознание: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений. Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. –М.: Просвещение, 2016;

Боголюбова Л.Н.,: поурочные разработки к учебнику: «Обществознание» для 5 класса общеобразовательных заведений. Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. –М.: Просвещение, 2016;

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.









Дидактическая структура урока

Время

Деятельность учеников

Деятельность учителя

УУД:

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1.Оргмомент

(1мин)

Приветствуют и слушают учителя.

Подготавливают рабочее место.

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность детей к уроку.


2.Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

(7мин)

Ученики сосредотачивают свое внимание на учителе. Внимательно слушают притчу, которую зачитывает им учитель. Отвечают на вопросы, которые задает им учитель. Высказывают предположения о том, какова будет тема сегодняшнего урока.

Записывают в тетрадках тему урока.

Формируют цель урока и задачи, которые будут реализовываться на уроке.

Учитель просит обучающихся сконцентрировать свое внимание на прослушивании притчи, так как после ее прослушивания ученикам необходимо будет ответить на вопросы.

Слово учителя: А сейчас, ребята, я прочту вам притчу, после ее прочтения задам вопросы, и мы выясним главную мысль этой притчи.

Учитель зачитывает притчу.

Однажды луч сказал солнцу:

  • Каждый день я летаю на Землю и согреваю все живое, но я хотел бы согреть сердце человека.

  • Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, - разрешило солнце.

  • Этот огонь поможет человеку стать великим творцом. Только выбери лучшего из людей.

    Луч прилетел на Землю и подумал: «Как же узнать, кто из людей лучше?» Тут он услышал грустные мысли юноши: «Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит».

  • У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! - воскликнул луч и подарил юноше свой огонь. Вспыхнул он в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Взял юноша краски и нарисовал для любимой прекрасный букет.

  • Это чудо! - сказала девушка и поцеловала его.

    Юноша взял кисти и так покрасил дом заказчика, что тот пришел в восхищение:

  • Я думал, вы маляр, а вы оказались настоящим художником! Мой дом превратился в произведение искусства!

    И стал юноша известным художником. Луч вернулся к солнцу и виновато сказал:

  • Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому встречному человеку...

  • Ты поверил в человека, - радостно ответило солнце.

  • А вера и поддержка превратят любого человека в творца и помогут преодолеть любые преграды.

Слово учителя: Итак, ребята, о чем эта притча? Чему учит, и что дает понять?

Слово учителя: Как вы думаете, какое отношение имеет притча к теме нашего урока? Какова тема нашего урока?

Учитель просит обучающихся открыть тетрадки, записать число и тему урока «Труд и творчество».

Слово учителя: Давайте подумаем и определим цель нашего урока.

Учитель обращает внимание на экран.

Слово учителя: Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

Учитель обращает внимание обучающихся на экран, где продемонстрирован план урока.

Личностные (жизненное, личностное определение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях).

Регулятивные (целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, саморегуляция).

Познавательныеобщеучебные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей); логические действия (установление причинно-следственных связей); действия постановки и решения проблем (формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение диалогической формой речи).


3.Актуализация знаний

(3мин)

Внимательно слушают учителя, вспоминают тему урока «Труд — основа жизни». Отвечают на вопрос учителя. Предполагаемый ответ:

Труд — это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений.

Высказывают свои мнения по проблемному вопросу, заданным учителем.

Учитель актуализирует знания учащихся с помощью проблемного вопроса.

Слово учителя: На предыдущих темах вы ознакомились с таким понятием как труд, узнали, что все необходимое человеку дает труд, что создается трудом, и что труд может оплачиваться материально и морально.

Задает ученикам вопрос - что такое труд?

Слово учителя: Ребята, как вы думаете, почему так важно связывать между собой труд и творчество?

Выслушивает предположения обучающихся.

Регулятивные (прогнозирование).

Познавательныелогические действия (выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений).

Коммуникативные (умение выражать свои мысли).

4.Первичное усвоение новых знаний

(16мин)

1.Слушают учителя. Высказывают мнения о том, похож ли труд животных на труд человека. Обращаются к учебнику на стр.81-82§10 для ответа на вопрос.

Дают ответы на заданные учителем вопросы.

Делают вывод вместе с учителем о различии трудовой деятельности животных и человека.
















2.Отвечают на вопрос учителя. Слушают рассказ учителя существовании общего между такими понятиями, как мастер и ремесленник.

Обращаются к учебнику на стр.83§10. Дают определения след.понятиям:

Ремесло — деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов.

Ремесленник — человек, владеющий ремеслом.

Мастер — человек, достигший высокого мастерства.

Выяснят отличие мастера от ремесленника.




3.Слушают учителя. Обращают внимание на экран, здесь определяют кто изображен, и что объединяет всех этих людей.

Дают определения понятию творчество.

После обращают внимание на экран, выполняют задание — продолжи предложение.





















4.Ученики рассказывают кого из знаменитых художников они знают. На каких учебных дисциплинах с ними встречались.

Обращают внимание на экран. Отвечают на вопрос учителя.

Предполагаемые ответы: На ней пышный декоративный кокошник, серебристая оторочка. Внимателно слушают рассказ учителя о музе М.А.Врубеля. Описывают образ Нестора — летописца. Предполагаемые ответы: Он изображен мудрым седовласым старцем, склонившимся над свитком. Слушают рассказ учителя о вкладе Нестора в историю Древней Руси.

Делают вывод.

1.Трудовая деятельность человека

Слово учителя: Ребята, вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьев в муравейнике, или паука, плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Получается, что животные тоже трудятся? Как выдумаете труд животных и птиц похож ли на труд человека?

Выслушивает предположения обучающихся.

Слово учителя: Для того чтобы узнать ответ на вопрос, давайте обратимся к учебнику на стр.81-82 §10.

Слово учителя: Итак, так как же трудятся животные, а как человек? В чем состоит отличие труда животных от человека? Назовите основные компоненты трудовой деятельности человека и животных.

Учитель вместе с учениками подводят вывод о том, что животным умения передаются по наследству (все выполняют инстинктивно), а человек на протяжении всей жизни учится трудится, ставя перед собой цель, используя средства для ее достижения (на основе плана действий).





2.Мастер и ремесленник

Слово учителя: Ребята, вы, наверное встречали такие понятия как ремесленник и мастер. Эти понятия имеют как общее, так отличное друг от друга. Путь к мастерству лежит через ремесленничество. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет он возвращался на то место, откуда отправился в путь, и сдавал экзамен на звание мастера.

Слово учителя: А чтобы выяснить в чем состоит отличие мастера от ремесленника, давайте обратимся к учебнику на стр.83§10.

Слово учителя: Дайте определения таким понятиям как

Ремесло — это...

Ремесленник — это...

Мастер — это...

Слово учителя: Так в чем же отличие мастера от ремесленника?

Учитель с учениками подводят вывод.


3.Что такое творчество

Слово учителя: Наверняка большинство из вас являются творческой личностью. Одни сочиняют стихи, другие рисуют, третьи занимаются танцами или гимнастикой, а кому-то нравится играть на музыкальных инструментах. Способность творить заложена во всех людях.

Учитель обращает внимание на экран, где изображены творческие профессии: поэт, композитор, ученый, художник, писатель, архитектор.

Слово учителя: Скажите пожалуйста, кто все эти люди, что их объединяет? Назовите профессии не творческого характера?

Выслушивает ответы обучающихся.

Слово учителя: Попытайтесь дать определение понятию творчество.

Выслушивает предположения обучающихся.

Слово учителя: Запишите в тетрадках определение понятия творчество

Творчество — создание чего-то нового, ценного, не только для данного человека, но и для других.

Учитель обращает внимание детей на экран, где нужно продолжить незаконченное предложение.

Выдумка, фантазия, воображение неотделимы от … (творчества).

Учитель вместе с обучающимися делает вывод.

4.Творчество в искусстве

Учитель просит обучающихся ответить на след.вопрос: Кого из знаменитых художников вы знаете? На каких учебных дисциплинах вам приходилось знакомиться с ними и их произведениями?

Учитель выслушивает обучающихся.

На экран выводит репродукции картин В.М.Васнецова «Нестор-летописец», М.А.Врубель «Царевна-лебедь».

Слово учителя: Ребята, рассмотрите внимательно репродукции картин. Опишите образ Царевны-Лебедь.

Слово учителя: На картине Врубель изобразил свою жену, русскую певицу Н.И.Забелу. Она являлась лучшей исполнительницей партии Царевны-Лебедь в опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане...».

Просит рассмотреть образ Нестора, затем описать его.

Слово учителя: Монах Нестор написал значимый труд — летопись Древней Руси «Повесть временных лет». В этой летописи он рассказал об истории Древней Руси, ее столице Киеве, первых русских князьях.

Учитель с обучающимися делает вывод: Разобрав творчество в искусстве на примере произведений известных художников, можно сказать, что человек, стремящийся достичь признания, должен рассматривать собственную деятельность с точки зрения изобретательства, обеспечения нового понимания очевидного.

1.

Личностные (жизненное, личностное самоопределение).

Познавательныеобщеучебные действия (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, смысловое чтение как осмысление цели чтения выбор вида чтения в зависимости от цели); логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей).

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение диалогической формой речи).

2.

Познавательныеобщеучебные действия (поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения); логические действия (синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов, подведение под понятия, построение логической цепи рассуждений).

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение диалогической формой речи).

3.

Личностные (ориентация в социальных ролях, личностное, профессиональное самоопределение).

Познавательныеобщеучебные действия (моделирование); логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, подведение под понятия, построение логической цепи рассуждений).

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение диалогической формой речи).







4.

Личностные (действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания).

Познавательныеобщеучебные действия (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение осознанно строить свое речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения, свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей); логические действия (синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения).

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение монологической формой речи).

5.Первичная проверка понимания

(5мин)

Ученики выполняют задание по группам. Обобщают знания.

Учитель организует работу в группах.

Дает след.задание.

Слово учителя: Первая группа — должна выписать планирование трудовой деятельности человека; вторая группа — из преложенного списка качеств творческого человека, выбирает любое, затем объясняет каким образом данное качество поможет научиться работать творчески любому человеку. Третья группа — из списка предложенных профессий распределяет по колонкам творческие и не творческие профессии.

С учениками делает вывод.

Регулятивные (контроль, коррекция).

Познавательныеобщеучебные (моделирование, умение структурировать знания); логические (синтез как составление целого из частей, установление причинно-следственных связей).

Коммуникативные (разрешение конфликтов, управление поведение партнера).

6.Первичное закрепление

(4мин)

Ученики выполняют задание на карточках - «вставить пропуски», после вклеивают их себе в тетрадки.

Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Учитель раздает задание «вставить пропуски» каждому ученику, для проверки контроля усвоенных знаний.

Вставить пропуски «Труд и творчество».

  1. Труд — это …

  2. … - это черта деятельности человека.

  3. … не умеет планировать свою работу.

  1. Ремесло — это …

  2. … отличает деятельность очень многих людей — ученых, писателей, поэтов, художников, музыкантов, и многих-многих других.

  3. Выдумка, фантазия, … неотделимы от ….......... .

  4. … учится трудится.

Слово учителя: Ребята, помните в начале урока мы задались вопросом - почему важно связывать между собой труд и творчество? Так давайте же выясним почему?

Заслушивает ответы обучающихся.

Учитель вместе с учениками делает вывод о том, что труд и творчество нужно связывать для того, чтобы работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим...

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

Познавательныеобщеучебные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности); логические (построение логической цепи рассуждений).

Коммуникативные (умение выражать свои мысли).

7.Информация о домашнем задании, инструктаж

(2мин)

Открывают дневники и записывают домашнее задание, внимательно слушая инструктаж по его выполнению.

Учитель обращает внимание обучающихся на экран. Просит открыть дневники и записать домашнее задание. Слово учителя: Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выучить §10. Подготовить сообщение «Я и мое увлечение», рассказать о той работе, которую вы делаете с удовольствием, проявляя творчество. Задание со * - подготовить материал об известном художнике, скульпторе или архитекторе, который жил или живет в вашем городе.


8.Рефлексия

(2мин)

Ученики внимательно слушаю учителя. После выполняют задание учителя. Прикрепляют к шаблону «дерева творчества» плоды, цветы, листья, тем самым давая оценку своей работе на уроке.


Учитель проводит рефлексию обучающихся используя наглядность.

Слово учителя: Ребята, поскольку наш урок был посвящен творчеству, предлагаю украсить «дерево творчества», используя плоды, цветы, листья желтого и зеленого цвета. Если вам сегодняшнее занятие показалось полезным и плодотворным, прикрепите к дереву плод, если занятие прошло неплохо, прикрепите цветок, если вы не совсем удовлетворены используйте зеленый листик, а если не удовлетворены занятием — желтый листик.

  • Плоды — занятие было полезным, плодотворным;

  • Цветы — занятие прошло довольно неплохо;

  • зеленый листик — не совсем удовлетворен(а) занятием;

  • желтый листик — не удовлетворен(а) занятием.

Учитель вместе с учениками делает вывод.

Познавательные — общеучебные (рефлексия способов и условий действия).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!