4. Постановка учебной задачи | Тема урока «Общество как форма жизнедеятельности людей». — Как вы думаете, о чем мы будем говорить? — На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.) План урока 1. Что мы называем обществом? 2. Основные сферы жизни общества. 3. Ступени развития общества. Проблемные вопросы — Может ли человек жить вне общества? — Должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают, или он должен преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни? | Вместе с учителем формулируют тему урока, цели урока и проблемный вопрос. | Метапредметные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; |
5. Усвоение новых знаний и способов действий | 1. Что мы называем обществом? Общество — это не просто объединение людей, это целостная система связей и отношений между ними. Таким образом, общество — это группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности. Термин «общество» в обществоведческих науках используется для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Связывают людей друг с другом общие интересы и общая деятельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной системы, т. е. объединения, при котором каждый человек зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может полноценно существовать только как часть этого объединения. Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Ведь жизнь человека вне общества невозможна. — Почему жизнь человека вне общества невозможна? Д. Дефо описал приключения человека, попавшего на необитаемый остров и оказавшегося вне общества. Однако он не перестал быть человеком. — Не противоречит ли этот пример нашим размышлениям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества? Только общество способно передать новорожденному человеку тот культурный опыт, который делает его человеком — разумным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, создавать нечто новое. — Назовите как можно больше словосочетаний с понятием «общество». • Общество охраны животных; • Российское историческое общество; • Общество любителей российской словесности; • Общество спасения на водах; • акционерное общество; • первобытное общество; • сословное общество; • современное общество. Таким образом, обществами могут называть и национально-государственные образования, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам. Этот термин употребляют и когда говорят о социальном окружении человека (например, он попал в «плохое общество»). Или «Я ждал только случая, чтобы показать ему, что нисколько не дорожу его обществом» (Л. Толстой). В науке существуют следующие объяснения сущности общества: 1) особый самодеятельный коллектив людей; 2) процесс коллективной деятельности (материальное производство, организационная и духовно-культурная деятельность); 3) система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. — Изучите и прокомментируйте схему. Структуру общества можно представить графически следующим образом. — Согласны ли вы с мнением американского писателя Э. Хемингуэя (с. 21 учебника)? Человеческое общество развивается от простого к сложному. Общество первобытных охотников и собирателей — рабовладельческое общество — феодальное общество — капиталистическое общество. 2. Основные сферы жизни общества В общественную жизнь входят все явления, обусловленные взаимодействием обществ и отдельных людей, находящихся на определенной ограниченной территории. Общественную жизнь разделяют на несколько основных сфер. — Работая в парах с п. 2 § 3 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии), охарактеризуйте основные сферы жизни общества и заполните таблицу. — Расположите сферы жизни общества по степени важности. Свой выбор объясните. Взаимодействуя в обществе, людям приходится отвечать на важные вопросы: • Что следует делать? • Что можно делать? • Чего нельзя делать? • Как нужно себя вести? • Как себя вести не следует? • Что в деятельности людей приемлемо? • Что нежелательно? — Изучите и прокомментируйте схему на с. 23 учебника. Работая в группах, установите роль норм в обществе, определите, как нормы контролируют, регулируют и направляют поведение человека. Приведите примеры. (Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.) 3. Ступени развития общества Попробуем охарактеризовать ступени развития общества. — Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив п. 3 § 3 учебника и дополнительный материал, расскажет нам об определенной ступени развития общества от имени представителя этого общества. Первая группа готовит сообщение о жизни человека в традиционном (аграрном) обществе. Вторая группа готовит сообщение о жизни человека в индустриальном обществе. Третья группа готовит сообщение о жизни человека в постиндустриальном (информационном) обществе. — Какие черты духовной жизни традиционного общества отразились в поучении Конфуция: «Не сдвигай с места камней, которые установил твой отец... Ибо если новшества надобно избегать, то древности следует держаться; если новое нечисто, то старое учение свято»? Французский историк Ле Гофф писал: «Человек не видел никакого смысла в свободе... Без общины не было бы и свободы. Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек — это тот, у кого могущественный покровитель». — К какому обществу принадлежал человек, позицию которого озвучил ученый? | Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. Слушают учителя. Изучают и комментируют схему. Отвечают на вопрос. Запись в тетрадях. В парах работают с учебником, дополнительным материалом, выполняют задание. Изучают и комментируют схему. Делятся на группы. Работают с учебником, дополнительным материалом, выполняют задание. Отвечают на вопросы. | Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия причин появления общества как формы жизнедеятельности людей; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; формировать относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; анализировать основные социальные объекты; объяснять явления социальной действительности; Метапредметные: ) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; классифицировать явления; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; |