Урок открытия нового знания.
1. Сформировать представление учащихся о правовом государстве как основном институте политической системы, его особенностях и признаках, способствовать развитию умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами.
Образовательные: выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно - следственные связи, научить работать с различными источниками информации, развивать коммуникативные навыки работы в группе.
Воспитательные: совершенствовать навыки общения, создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей, вовлечь в активную практическую деятельность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Межпредметные связи: история, право.
Ресурсы: презентация по теме, рабочая карта, учебник обществознания 9 класс, автор Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.
Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивирование на учебную деятельность | Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно - значимом уровне. Эпираграф к уроку «Государство крепко, когда в нем соблюдается закон”. Эврипид. Слайд № 1. Учитель: Главное требование, предъявляемое к любой власти,- справедливость. Как вы думаете, в каком государстве хотели бы жить граждане? Безусловно, большинство ответит, что в справедливом и свободном. А теперь давайте поразмышляем над образом некоего идеального государства. С помощью ответов учащихся составляется рисунок: - люди важнее денег, - без богатых и бедных, - закон одинаков для всех, - миролюбивое, - со справедливым правителем, - права граждан защищены. Обратите внимание на эпиграф к уроку и рисунок. Можно ли выделить какие то ключевые слова (закон, право, государство) Слайд № 2. На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Политические режимы». Как вы считаете, при каком политическом режиме права граждан защищены и соблюдается закон? | Слушают, осмысливают вопросы учителя, отвечают на них, дополняют ответы одноклассников. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение логической цепочки рассуждений |
2. Актуализация знаний | Организовать подготовку обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия | Прошу вас в рабочей карте (задание № 1, приложение1) сформулировать три вопроса в виде теста по пройденной теме. После этого передайте свои карты соседу по парте, он попробует ответить на вопросы и оценить их. Затем вы оцените ответы своего соседа (задание № 2) В ст.2 Конституции РФ говорится …(рабочая карта № 4) Вопросы учителя. Какое государство может выполнить такую обязанность? Каковы признаки этого государства? Достаточно ли вам знаний, чтобы ответить на эти вопросы? | Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание. Затем ученики получают задание, для решения которого не- достаточно имеющихся умений. | Регулятивные: оценка результатов работы, целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
3. Целеполагание, постановка проблемы | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Вопросы учителя. Как решить эти затруднения? Как вы понимаете выражение «Правовое государство»? Какова цель нашего урока? Тема урока «Правовое государство» Слайд № 3 | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему (тема записывается в рабочей карте) и цель | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
4.Поиск путей решения проблемы | Выбрать оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. | Выделите признаки правового государства, работая в паре (стр.28 – 29 учебника) и запишите их в рабочую карту (задание № 5) Но есть еще один признак. (рабочая карта). Французский просветитель, правовед и философ Ш.Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) писал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти». Какой признак определен этим документом? (рабочая карта № 5 пункт 3) Каким образом разделяются 3 ветви власти в РФ? | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная и парная работа по решению практических задач | Регулятивные: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные: структурирование знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание анализ объектов с целью выделения признаков |
4.Решение проблемы | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы | Заполнение таблицы «Разделение властей в РФ» (рабочая карта № 6). | Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, планирование Познавательные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимой коррективы |
5. Коррекция | Коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Предлагает учащимся проговорить результаты заполнения таблицы (Приложение № 2). Слайд № 4 | Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения | Регулятивные: оценка результатов работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: самостоятельно е оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимой коррективы |
6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Решение типовых задач на новый способ действий | Предлагаю вновь поработать в парах и заполнить документ, в котором некоторая информация не пропечаталась. Задание № 7 рабочая карта. Текст с пропусками «Правовое государство». Слайд № 5 В правовом государстве перед законом все ………….. , власть подчинена …….., существует принцип разделения властей 3 ветви власти законодательная исполнительная судебная Парламент в РФ глава …. система судов называется.. + министры состоит из | Выполнение упражнений по новой теме | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее Познавательные: усвоение и закрепление нового знания |
6. Систематизация знаний | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Использование приема «Дерево предсказаний» Ствол дерева – тема урока, ветви – признаки правового государства, листья - аргументы | Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью | Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы Коммуникативные: инициативное сотрудничество Познавательные: умение структурировать знания по новой теме |
7. Объяснение домашнего задания | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Параграф 4. "Эссе по высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право". | Записывают в дневник | |
8. Оценивание | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | Что необходимо сделать, прежде чем закончим урок? Оценить вашу работу (заполните пункт № 8 в рабочих картах). Оценка будет выставлена с учетом работы в рабочих картах и вашей самооценки и объявлена на следующем уроке. | Учащиеся самостоятельно оценивают работу на уроке | Регулятивные: оценка- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
9. Рефлексия учебной деятельности | Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели. | Вопросы учителя: - Что нового вы узнали на уроке? - Какую цель поставили? - Вы достигли поставленной цели? - В чем было затруднение? - Как вы открывали новое знание? - Что вам помогло открыть новое знание? Какие качества помогли вам добиться цели? (рабочая карта № 9) | Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | Регулятивные: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания, оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Приложение 1. Рабочая карта к уроку обществознания в 9 классе.
7. Текст с пропусками «Правовое государство»
В правовом государстве перед законом все ………….. , власть подчинена …….., существует принцип разделения властей
состоит из …………….
8. Оцените свою работу на уроке по 5 бальной шкале
9. Какие качества помогли вам добиться цели?_________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.