СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Начало царствования Петра I".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока включает изучение основных события начала царствования Петра I: детство в Преображенском, регентство и борьба с царевной Софьей, Азовские походы и Великое посольство за границу. Тип урока: изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Начало царствования Петра I".»

Технологическая карта урока

Автор: учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 9 г. Улан-Удэ Цыпышева Наталья Васильевна




Тема урока

Начало царствования Петра 1

Предмет

История

Класс

8

Базовый учебник

История России. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. - Просвещение: 2020 г.

Педагогическая цель

Содействовать формированию представлений учащихся о событиях и результатах начала правления Петра 1,их последствиях для дальнейшего развития России.

Задачи урока

Обучающие:

  • Создать условия для ознакомления учащихся с основными событиями начала правления Петра 1, выяснить, как они обозначили направления политики Российского государства первой четверти 18 века

Развивающие:

  • способствовать формированию умений анализировать исторический материал посредством работы с историческими документами;

  • развивать у обучающихся логическое мышление, умения выделять главное, анализировать и обобщать изучаемый материал;

  • способствовать умению выявлять причинно-следственные связи, определять значение событий, давать оценку историческим событиям и личностям.

Воспитательные:

  • формировать уважительное отношение к истории своей страны, осознание важности гражданской позиции каждого члена общества на определённом историческом этапе.

Тип урока

Изучения нового материала

Методы обучения

Словесные: рассказ, обсуждение. Наглядные: работа с презентацией, иллюстрациями, видеоматериалом. Практические: работы с рабочим листом, заполнение графического объекта смысловым содержанием. Исследовательские: постановка учебной задачи (цели), определение этапов ее реализации (задач), работа над их реализацией, формулирование выводов как результатов работы.

Формы работы

Фронтальная

Индивидуальная

Предметные результаты

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи событий, процессов, явлений.

Личностные результаты

  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, ценностного отношения к правам человека;

Метапредметные результаты

  • выделять, осознавать и формулировать проблему; приходить к решению проблемы; делать выводы по проблеме;

  • владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы);

  • классифицировать факты, явления, понятия;

  • умение оформлять и презентовать результаты своей работы.

Основное содержание темы

Причины и предпосылки преобразований. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Начало царствования Петра I, борьба за власть. Хованщина. Регентство царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I

Понятия, термины, даты

Понятия: Двоецарствие, регенство, модернизация, хованщина, верфь, флот, ботик, фрегат, регулярная армия, потешные полки, гвардейские полки, коалиция, Великое посольство,

1682 г. — начало правления Петра I и Ивана V;

1689 г. — конец регентства царевны Софьи;

1695, 1696 гг. — Азовские походы Петра I;

1697-1698 гг. — Великое посольство Петра I в Европу;

1698 г. — стрелецкий бунт.

Образовательные ресурсы

Учебник

Презентация

Видеоматериал

Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер)

Рабочие листы







Организационная структура урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Конкретные действия

Формируемые УУД

I Организационный момент (1 минута)

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствует учащихся

Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе

Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место

Личностные:

проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

Слайд № 1:

«Портрет эпохи»

II Актуализация опорных знаний учащихся (4 минут)

Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся


- Организует.

Уточняет тематические рамки.

Перед вами на слайде фрагмент текста из сочинений известного историка В.О. Ключевского. Как, почему царь оказался не в кремле? Что за события заставили его это сделать? Как долго продолжалась эта ситуация?

 

(параграф задан для прочтения на дом)

Выдвигают варианты ответов, аргументируют свои позиции


























Познавательные:

закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других

Слайд №2

Текст: В.О. Ключевский о юности Петра 1:

События 1682 г. окончательно выбили царицу-вдову из московского Кремля и заставили ее уединиться в Преображенском, любимом подмосковном селе царя Алексея. Этому селу суждено было стать временной царской резиденцией, станционным двором на пути к Петербургу. Здесь царица с сыном, удаленная от всякого участия в управлении, по выражению современника князя Б. И. Куракина, «жила тем, что давано было от рук царевны Софии», нуждалась и принуждена была принимать тайком денежную помощь от патриарха Троицкого монастыря и ростовского митрополита.

Петр, опальный царь, выгнанный сестриным заговором из родного дворца, рос в Преображенском на просторе. Силой обстоятельств он слишком рано предоставлен был самому себе, с десяти лет перешел из учебной комнаты прямо на задворки, где и занялся военными мальчишескими играми.

III Формулировка темы урока, постановка учебной задачи (5 минут)

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

Помогает учащимся определить и сформулировать учебную задачу, определить этапы ее решения.

рганизуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы




Формулируют учебную задачу

Предметные:

умение строить высказывания

Личностные:

устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива

Регулятивные:

умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале

Слайд №3

Появляется поля для записи на доске и в него вписывается сформулированная учащимися учебная задача (она же тема или цель урока): Узнать о деятельности Петра в начале его правления.

Этапы решения (задачи):

  1. Выявить условия воцарения и первых лет правления Петра 1;

  2. Определить основные направления его деятельности.

  3. Обозначить ключевые события этого периода.

  4. Сделать выводы о результатах его деятельности в начале правления.

IV Усвоение новых знаний (10 минут)

Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее.

Навыки работы с видеоматериалом.

Обращает внимание на рабочие листы, которые розданы учащимся и объясняет какие графы в них нужно заполнить: цели, даты и результаты Азовских походов, отметить на карте крепость Азов, Воронеж, стрелками обозначить походы. Обсуждает с детьми результаты их работы.

Выполняют означенные действия индивидуально

Обсуждают результаты своих записей в общей беседе.

Личностные:

устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива

Познавательные:

умение читать осмысленно;

умение определять основную и второстепенную информацию;

умение отбирать и разносить нужную информацию;

умение работать с иллюстративным материалом.

Коммуникативные:

умение работать в группе

использование средств устного общения для решения коммуникативных задач

Регулятивные:

умение формулировать свои мысли;

умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями

Показ видеоролика о юности Петра и Азовских походах. Заполнение рабочих листов в процессе показа.


V Усвоение новых знаний и способов действий (11 минут)

Способствовать развитию умений исследовать и анализировать учебный текст и изобразительные источники. Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.

Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее.

Организует деятельность учащихся, поясняет о следующем виде работ в рабочем листе. Задает вопросы и дает пояснения учащимся, чтобы выяснить, почему выбрана именно эта графическая форма. Предлагает создать свою, если они считают ее более показательной по содержанию.

Используя текст параграфа заполняют рабочий лист

Познавательные:

умение читать осмысленно;

умение определять основную и второстепенную информацию;

умение отбирать и разносить нужную информацию;

умение работать с иллюстративным материалом.

Коммуникативные:

использование средств устного общения для решения коммуникативных задач

Регулятивные:

умение формулировать свои мысли;

умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями

В рабочем листе необходимо заполнить графическое изображение корабля (или предложить свой вариант графики), отразив нем цели и участников Великого посольства, страны, которые посетил Петр 1 и результаты этой поездки.























VI Подведение итогов работы по заполнению графического изображения. (6 минут)

Презентация решения 2-3 учеников, разбор их решений.

Учитель помогает ученикам вывести правильные ответы, увидеть свои недочеты.


презентуют свою работу, анализируют работу других учащихся.

Познавательные:

Умение выделять информацию из устных и исслюстративных материалов

Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную рефлексию

уметь обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

уметь полно и точно выражать свою мысль

Ребята показывают свои листы через интерактивную доску, делая основные выводы.

VII Подведение итогов. Рефлексия (6 минут)

Включение нового знания в систему знаний;


Учитель обращается к задаче урока и предлагает ответить на вопрос, была ли она решена.

Учитель задает вопросы.

Что мы изучали сегодня на уроке?

Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

Каким образом вы их преодолели?

Что в новом материале вас заинтересовало?

- Как вы оцениваете свою работу


Целостное осмысление, обобщение полученной информации


Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную рефлексию

уметь обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

уметь полно и точно выражать свою мысль

Слайд №4

На нем записываются основные выводы урока по решению учебной задачи.

VII Информация о домашнем задании (3 минуты)

Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения

-Ребята, домашнее задание каждый выберет для себя сам. Вам предлагаются задания, выполнив которые вы можете получить «3», «4», «5»


Воспринимают задание, уточняют

Выбирают домашнее задание

Регулятивные:

уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Слайд №5

Слайд отображает домашнее задание


VIII Выставление отметок (1 минута)

Мотивация к дальнейшему обучению

Выставление отметок учащимся с учетом результатов индивидуальной работы


Личностные:

проявление эмоционального отношения к отметке





Домашнее задание на «3»

Составить словарь понятий к теме (5 слов).



Домашнее задание на «4»

Ответить на вопросы письменно:

    1. Какие факторы оказали влияние на формирование личности Петра 1?

    2. Какую главную цель преследовал Петр 1 в своих начинаниях?

    3. Какие его шаги вы считаете правильными в достижении названных целей?

    4. Какое впечатление произвела на вас личность и деятельность юного Петра?



Домашнее задание на «5»

Составить кроссенс и пояснения к нему по теме урока









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!