СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по истории России "Начало царствования Петра 1. Борьба за власть"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний с использованием технологии критического мышления. Работа детей на данном уроке предусмотрена в трех группах с использованием технологических карт.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по истории России "Начало царствования Петра 1. Борьба за власть"»

Дата: -------

Класс: 8

Предмет: история России.

Учитель: Любовь Николаевна Коваленко

Тема: «Начало царствования Петра l. Борьба за власть».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: организация деятельности учащихся по изучению личности Петра I и особенностях начала его правления.

Задачи:

1. Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.

2. Создать условия для формирования умений работы с историческим источником и текстом учебника.

3. Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.

4. Привить интерес к науке и воспитать уважение к истории России в целом.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Учащиеся должны:

  1. познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти;

  2. определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XVII века;

  3. рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;

  4. называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.), Великого посольства (1697-1698 гг.);

  5. показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства;

  6. объяснять и применять понятия: гвардия, лавра.

Познавательные УУД: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);

- знание хронологии изучаемого периода;

- знание исторических фактов изучаемого периода;

- рассказ об исторических событиях, их участниках;

- соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Коммуникативные УУД: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

Регулятивные УУД:

Личностные УУД: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Методы обучения: словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно- поисковый.

Формы работы: проблемный диалог, работа в группах, работа с учебником и дополнительной информацией, картой.

Педагогические технологии: технология критического мышления, проблемно-поисковый метод.

Ресурсы: компьютер, проектор, учебник, карта, портреты исторических деятелей.


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Рассаживаются по местам.

(работа в трех группах)

Готовятся к работе.

Приветствуют учителя.

1. Регулятивные:

-волевая саморегуляция; 2.Личностные:

-смыслообразование

3. Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Формулирование темы урока.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организует формулировку темы и основных вопросов урока.

Задание для формулировки темы:

На доске прикреплены портреты правителей (приложение 1).

Задание: детям необходимо расположить их в хронологической последовательности. (Иван Грозный, Иван lll, Василий lll, Василий Шуйский, Михаил Романов, Алексей Романов, Борис Годунов, Петр l)

Внимательно посмотрите на эти портреты, деятельность какого правителя вы еще не изучали? (Петр Великий)

Об этом правителе в исторической науке существует много споров и противоречивых сведений, но бесспорно он является великой исторической личностью. Вот например, как его охарактеризовал А.С. Пушкин в своем стихотворении «Медный всадник»

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Подумайте, как бы вы сформулировали тему урока?

Поставим цели на урок.

Чему вы хотели бы научиться?

Что хотели бы узнать?

Мы познакомимся... (Познакомиться...)

Мы узнаем... (Узнать...)

Мы научимся...(Научиться...)

Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы будете решать?

Я хочу узнать... Я хочу научиться... Я хочу понять..

Осуществляет постановку учебной проблемы.

Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на вопрос. Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

Учащиеся пытаются самостоятельно формулировать тему урока.


Совместно с учителем определяют основные вопросы урока.


Рассмотреть исторические условия вступления Петра I на престол

Определить какие задачи, стоящие перед Россией, были им решены.









1. Личностные: Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

2. Регулятивные: Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

3. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Познавательные: Определять тему, ставить цель, уметь формулировать задачи деятельности.

3. Актуализация знаний.

Организует подготовку учащихся к объяснению нового знания.

Каждой группе предлагается историографическая справка личности Петра l. Дети должны выделить главное и понять, как историографы охарактеризовывали политику государя (+ или -).

Пытаются выделить главное и сформулировать вывод.

Регулятивные: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: Строить монологическое контекстное высказывание.

Познавательные: уметь выделять главную мысль в тексте.

4. Изучение нового материала.

Изучение нового материала осуществляется по плану:

1) Детство Петра

2) Двоецарствие. Царевна Софья

3) Начало царствования Петра

4)Азовские походы

5) Великое посольство


Пояснения учителя: Личность Петра I до сих пор вызывает спор среди историков. Одни называют его великим реформатором, выведшим Россию на европейский уровень развития, другие обвиняют в геноциде своего народа.

Сегодня на уроке мы рассмотрим условия, в которых прошло детство и юность Петра, при жизни получившего титул Великого. В историю России Петр I вошел как один из самых успешных правителей. В годы своего правления он добился блестящих внешнеполитических успехов и провел ряд реформ в сфере внутренней политики.

Задание для групп: при помощи учебника и дополнительной информации подготовить небольшой рассказ о детстве Петра Первого.

1 группа: изучить родословное древо Петра l. Подготовить презентацию на доске при помощи раздаточного материала.

2 группа: ответить на вопрос «Как изменилась жизнь Петра до и после смерти царя Федора?» (стр.20)

3 группа: рассказать о периоде двоецарствия и борьбе за власть. (стр.20)

Пояснения учителя: В 1689 году Петр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи, в ходе которого стрельцы якобы его хотели убить.

Задани едля всех групп: постарайтесь определить автора письма и адресата письма.

(приложение 4.) (Автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом.

Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом).

Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?

Пояснения учителя: 8 августа 1689г. в Преображенское прискакал гонец с вестью: стрелецкие полки идут сюда. Петр уехал в Троице-Сергиеву лавру (лавра – название ряда крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчиненных патриарху), туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. 

Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г. С этого года Петр самостоятельно правит государством.

Как вы думаете, какие основные задачи, стояли перед Россией в конце XVII – начале XVIII вв.?

Задание для групп.

1 группа: изучите пункт 4 учебника и заполните пропуски в таблице (рабочий лист, задание 3).

2 группа. Изучите пункт 5 учебника и заполните недостающие элементы кластера «Великое посольство» (рабочий лист, задание 3)

3 группа. Рассмотрите репродукцию картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и выясните, что послужило причиной такой жестокой расправы.

Работают в группах с учебником и раздаточным материалом.

Отчитываются по заданиям.

Отвечают на вопросы.

Делают промежуточные выводы.

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию;

Регулятивные: оценивать степень достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные: развитие навыка устанавливать причинно-следственные связи, умение корректно работать в потоке информации, выделять главные моменты.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения

Какой образ Петра сложился у вас?

Какие события отразились на личности, взглядах, убеждениях Петра I?

А теперь можем мы ответить на этот проблемный вопрос - Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

Называют основные тезисы усвоенного материала.

Формулируют результат работы на уроке.

Соотносят достигнутые цели с поставленным результатом.

1. Познавательные: -умение структурировать знания оценка процессов и результатов деятельности 2. Регулятивные: - волевая саморегуляция -осознание того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению

6. Первичное закрепление

Блиц опрос «Открой пазл»

Задание: ваша задача правильно и быстро отвечать на вопросы и открыть пазл (репродукцию картины)

1. Кем приходился Петру царевич Федор? (братом)

2. Что характеризовал собой период двоецарствия? (престол делили два брата)

3. Чем закончилось противостояние Софьи и Петра? (ссылкой Софьи в Новодевичий монастырь)

4. Какой псевдоним взял государь для путешествия заграницей? (Михайлов)

5. Сколько времени провел Петр в Великом посольстве? (1 год)

6. Какова была главная цель Азовских походов? (выход к незамерзающим морям)

Отвечают на вопросы.

Умение работать и отвечать на разного рода вопросы, формулирование аргументации, обоснование своей позиции и поиск консенсуса.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 3, выучить значения терминов ГВАРДИЯ и ЛАВРА.

Найти дополнительную информацию о событиях изображенных на картине Н.Н. Ге (1871г) «Петр Первый допрашивает царя Алексея в Петергофе»

Записывают д/з в дневники.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Чемодан, мясорубка,корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией (буква И), полученной на уроке.

Рефлексируют. Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные: -умение выражать свои мысли -оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Самооценка на основе критерия успешности.














Приложение 1.

Иван Vl

Иван lll

Василий lll

Василий Шуйский

Борис Годунов

Михаил Романов

Алексей Михайлович

Федор Алексеевич

Петр l Великий


Приложении 2.

ГРУППА 1.

В.О. Ключевский – ярчайший представитель московской исторической школы – считал, что Петр I не имел ясной программы реформирования страны, поэтому его преобразования были во многом бессистемны, зачастую противоречивы. Сам ход реформ во многом был определен сложным характером Петра – с одной стороны, решимостью, активность, а с другой стороны – жестокостью и равнодушием к человеческим жизням. «Правя государством из походной кибитки и с почтовой станции, он думал только о делах, а не о людях и, уверенный в силе власти, недостаточно взвешивал пассивную мощь массы. Преобразовательная увлекаемость и самоуверенное всевластие — это были две руки Петра, которые не мыли, а сжимали друг друга, парализуя энергию одна другой.».




ГРУППА 2.

С.М. Соловьев считал, что реформы Петра были подготовлены предшествующим историческим ходом развития России. «Необходимость движения на новый путь была сознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился». С.М. Соловьев считал Петра великим политическим деятелем, который укрепил государственный строй России, усилил её политическое развитие.





ГРУППА 3.

Крестный отец русской историографии – Г.Ф. Миллер также приехал в Россию по приглашению Петра I. Будучи европейцем, он положительно оценивал политику Петра, направленную на сближение России с западным миром. Он считал, что благодаря Петру Россия стала великой державой, достигла существенных успехов в экономическом, культурном развитии.





Приложение 3.

Группа 1. Изучите фрагмент родословного древа Петра Алексеевича. Подготовьте презентацию на доске с небольшими пояснениями.




Приложение 4.


«Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…»

«Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лудшей пользы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…»



Приложения 5.

Рабочий лист.

Тема урока:


Цель урока:


Проблемный вопрос:

Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?


Работа с приложением 2

Как историографы характеризуют Петра 1 и его политику?




План изучения темы:

1) Детство Петра

2) Двоецарствие. Царевна Софья

3) Начало царствования Петра

4)Азовские походы

5) Великое посольство

1 группа

Работа с приложением 3.





2 группа

Работа с текстом учебника стр.20. ответить на вопрос «Как изменилась жизнь Петра после смерти брата Федора?»





3 группа

Работа с текстом учебника стр.20. Рассказать о периоде двоецарствия и борьбе за власть. (Иван, Петр- малолетние царевичи, Софья –роль регента)

Регент – это человек, временно официально замещающий монарха, который вследствие болезни, возраста или простом отсутствии не мог осуществлять управление.





Задание для всех.

Прочитайте отрывок текста письма и постарайтесь определить автора письма и кому оно адресовано.

Приложение 4.

Автор _______________________ Кому адресовано ___________________________________________


1 группа

Изучите пункт 4 учебника и заполните пропуски в таблице.

АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ

Даты

Цели

Основные события

Итоги

16 -- год

Походы являлись продолжением начатой правительством царевны Софьи войны с Османской империей и Крымом.

Главная цель: ___

________________

   В 1695 году русские осадили _________ (Головин, Гордон, Лефорт), но из-за разногласий в командовании отступили.

Осада длилась _______________________

  Зима1695-96 гг. строительство галерного флота на Дону (с1696 г.-ВМФ) –адмирал Ф.Апраксин. Построено _____ галер.

  В 1696 г. взяли Азов (генералиссимус боярин ___________).

Константинопольский мир 1700 г.

Несмотря на захват Азова, по завершении кампании стала очевидна незавершённость достигнутых результатов: без _____________________

___________________________________..


2 группа


Изучите пункт 5 учебника стр.22-23 и заполните недостающие элементы кластера «Великое посольство»

Цели:


Состав:






Великое посольство

Годы ______




Какие страны посещены:


Итоги:










3 группа

Рассмотрите репродукцию картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» стр.21 и выясните, что послужило причиной такой жестокой расправы?

Дополнительная информация.

Утро стрелецкой казни — это одно из ключевых событий русской истории XVII века, которое привело к глубоким последствиям и определило ход дальнейших событий.

«В июне 1698 года печатники и стрельцы потайно созвали к себе на Ходынское поле на то время самые высокие в российском государстве лица — царскую семью и благородные роды. Затем они напали на них, убили и изуродовали тела, истратили имущество и сделали это с пренебрежением к протестующей части населения».

Следует отметить, что само название казни — «стрелецкая» — указывает на то, что основными участниками события были стрельцы, вооруженные люди, составляющие одну из центральных частей Русской армии того времени.

В начале 1698 года в Москве произошел Стрелецкий протест, в ходе которого часть Стрелецкого полка выступила против царской власти. Причинами протеста были военные реформы Петра I, нежелание принять западные обычаи и подчиниться царской власти. Поэтому одной из основных причин проведения утра стрелецкой казни стало потребление недовольных стрельцов и усмирение возможного мятежа.

















Приложение 6.

Приложение 7.

Информация пригодится

в дальнейшем

Информацию переработаю

Ничего не пригодится.

Было не интересно




И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!