Этап урока, цель | Методы, приёмы работы | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | Словесный. Рефлексия «Помашите рукой» | Ф | | Здравствуйте, ребята! Для начала я хочу с вами немного познакомиться. Помашите мне рукой те, кто родился летом. Помашите мне рукой те, кто родился осенью. Помашите мне те, кто родился зимой. Помашите мне рукой те, кто родился весной. А теперь помашите мне рукой те, кто пришел сегодня на урок с хорошим настроением. Помашите рукой те, кто пришел сегодня с плохим настроением. Сегодня мы с вами будем усердно работать и научимся чему-то новому. Давайте начинать наш урок. | Приветствуют учителя. |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения. | Практический: «Спрятанные числа»; логическая разминка. Игровой: игра «Молчанка» | Ф | Карточки с примерами; цветные фигуры | Для начала выполним небольшую работу. Посмотрите на доску, вам нужно разгадать, какое число спрятано за каждой фигуркой. Работаем устно. 48 – 34 = 80+ = + 6 = - = Молодцы! Хорошо поработали, теперь следующее задание. Игра «Молчанка» Сейчас немного поиграем, игра «Молчанка». Правила этой игры, я буду писать вам пример на доске, а вы молча записывайте ответ в тетрадь, потом я запишу ответ и те, у кого ответ правильный пометят его плюсиком в тетради, неверный ответ помечаете минусом. Но для начала откройте тетради и запишите число и классная работа. Не забывайте, что нельзя произносить ни одного слова, все нужно делать молча. После того, как решите пример, поднимите голову, чтобы я видела, что вы готовы. 22+14 14+35 34+42 58+21 Теперь давайте проверим ответы. Хлопните в ладошки те, у кого все примеры были решены правильно. А теперь хлопните те, у кого одна или две ошибки. Теперь хлопните те, у кого больше двух ошибок. Хорошо, молодцы. Теперь предлагаю вам решить несколько несложных задач. По двору ходили гуси. Всего у них было 22 ноги. Подошли двое козлят. Сколько всего стало ног? – У столяра было 29 ножек для столов. За час работы он прикрепил ножки к двум столам. Сколько ножек осталось? | Дети вычисляют числа. Спрятанные за фигурами. 80 Выполняют задание в тетради. 36, 49, 76, 79. 30 ног 21 ножка |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока. | Словесные: беседа | Ф | Работа с доской и учебником | Продолжаем работу. (Запишите число, классная работа) а доске записаны две схемы примеров. Скажите, чем они отличаются. 23+42= Какая схема вызвала у вас затруднение? Откройте учебник на странице 36, прочитайте тему нашего урока. Предположите, что мы будем делать сегодня на уроке? Что нового узнаем сегодня? | Один записан в столбик, другой в строчку. Первая. Потому что это запись в столбик. Мы еще так не умеем записывать и решать примеры. Сегодня на уроке мы будем учиться записывать примеры в столбик. Узнаем, как правильно записывать примеры в столбик. |
Усвоение новых знаний и способов действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. | Практические: работа с учебником | Ф | Учебник, цветные карандаши (красный, синий) | Посмотрите на упражнение №1 на странице 36. Вам нужно выполнить поразрядное сложение чисел 38 и 41. Чему равно значение суммы этих чисел? Как получается это число. Предлагаю кому-то записать это выражение на доске. Посмотрите на упражнение №2 на этой же странице. Рассмотрите другую запись этих же чисел. Назовите первое и второе слагаемые и значение этой суммы. Перепишите эту запись в тетрадь. Подчеркните синим цветом все цифры в разряде единиц, красным – все цифры в разряде десятков. Почему значение суммы состоит из 7 десятков и еще 9 единиц? Как нашли эти числа? Какой вывод можно сделать, глядя на запись сложения «в столбик»? | Записывают в тетрадь, выполняют сложение. 38+41=3дес.8ед.+4дес.1 ед.=7 дес.9ед. = 79 38+41=(30+8)+(40+1)=70+9=79 Первое слагаемое 38, второе слагаемое 41, значение суммы 79. Записывают в тетрадь. Потому что мы сложили 3 десятка и 4 десятка, получили 7 десятков. И сложили 8 единиц и 1 единицу и получили 9 единиц. Мы нашли эти числа сложением. Можно сказать, что при записи примера «в столбик» мы должны записывать каждое число в соответствии с его разрядом: единицы пишем под единицами, десятки под десятками и т.д. |
Физкультминутка Цель: снять физическое напряжение | Метод: здоровья сбережения | Ф | | Давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку. Все вместе повторяйте за мной: Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) | Выполняют физминутку вместе с учителем. |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Практические: работа с учебником и доской | Ф | Учебник, рабочая тетрадь ученика | -Выполняем письменно в тетради номер 3. Для каждой из данных сумм сделайте запись в строчку. (Одного ученика к доске) -Проверим, что у вас получилось. -Выполняем следующий номер 4. Для каждой из данных сумм сделайте запись в столбик, будьте внимательны, записывайте разряд под разрядом. Проверим. Что у вас получилось. Приглашаю троих ребят, которые запишут нам на доске, и мы вместе проверим. | Выполняют задание: у доски и в тетради. Проверяют. Выполняют задание в тетради, проверяют у доски. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели. | Практические: работа с учебником | И. П | Рабочая тетрадь ученика, учебник | Сейчас немного поработайте самостоятельно в тетрадях, в номере 5 запишите задания на выполнение сложения с помощью записи «в столбик». -Какой знак заменяет знак = при записи столбиком? А в номере 6, запишите данные задания на выполнения сложения с помощью записи «в строчку», решите самостоятельно те примеры, которые сможете. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг друга. Карандашом можно поставить оценку. | Выполняют задания самостоятельно. Проверяют друг друга, ставят оценки. -Черта.зъ |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Практические: работа с учебником, карточкой | Ф. И | Рабочая тетрадь ученика, индивидуальная карточка | Теперь выполним номер 7. Вам нужно составить сумму, в которой первое слагаемое 23, а второе – 32 и сделайте для этой суммы запись в столбик. Давайте проверим у доски. Сейчас посмотрите, пожалуйста на схему номера 8. Придумайте свою задачу, по этой схеме. Решите ее, используя запись «в столбик». Самостоятельно в тетради, за эту работу каждый получит оценку. Следующее задание вы будете выполнять на карточках. Обратите внимание на первое задание. Вам нужно заполнить таблицу. Работаем самостоятельно. Компоненты какого арифметического действия представлены в таблице? Вычисли значения сумм и заполни таблицу. 1-е слагаемое | 46 | 62 | 46 | 21 | 75 | 2-е слагаемое | 33 | 26 | 53 | 58 | 21 | Значение суммы | | | | | | | Выполняют задание, проверяют у доски. На верхней полке было 120 тетрадей, а на нижней 150, сколько тетрадей было на двух полках? Сложения Выполняют первое задание на карточке. |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности | Словесные: беседа | Ф | Доска, индивидуальные карточки | Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, что мы делали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня? Какое правило записи сложения « в столбик» вы усвоили? Что означает черта при записи сложения «в столбик»? Я назову вам фразы. Пожалуйста, каждый продолжите одну из этих фраз. Сегодня на уроке я научился… Мне было интересно… Больше всего мне понравилось… Понравился ли вам наш урок? Дома вы продолжите работать с заданиями на карточках. В первом задании вам необходимо выполнить сложение по образцу. Во втором задании – решить задачу. Карточка 1. Задание 2. Выполни прибавление к сумме. Например: (40+3)+(50+5)=(40+50)+(3+5)=90+8=98 (60+5)+(30+2) (20+3)+(40+2) (30+4)+(50+5) Задание 3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответы. В первой команде 12 человек, во второй – 23, а в третьей – 21. Сколько человек в трех командах? Карточка 2. Задание 2. Выполни прибавление к сумме. Например: (40+3)+(50+5)=(40+50)+(3+5)=90+8=98 (40+6)+(50+3) (10+7)+(70+1) (20+3)+(40+4) Задание 3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответы. В первой команде 12 человек, во второй – 23, а в третьей – 21. Сколько человек в трех командах? Спасибо за урок. До свидания. | Ответы детей. Черта в записи «в столбик» заменяет знак =. |