СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает не только понять смысл произведения, но и научиться познавать мир, тонко чувствовать переживания простого цветка. Прослеживается взаимосвязь литературы, музыки, биологии, изобразительного искусства и русского языка

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 6 классе»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе .

« Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»( по сказке-были

А. А. Платонова «Неизвестный цветок»)


Предмет - литература Класс - 6

Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Представление о результатах:

1.  Предметные: иметь представление о литературной сказке, её отличительных признаках; уметь анализировать художественное произведение.

2. Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

3. Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.






Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Организация внимания уч-ся


(2мин.)

Привлечь внимание уч-ся на начало урока.

Приветствует уч-ся

Проверяет готовность рабочих мест.

Создаёт положительный эмоциональный фон.

Готовят рабочие места к уроку.

Приветствуют учителя.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.


Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

-

2. Мотивация


(5 мин)

Убедить детей в

необходимости совершенствовать пунктуационные навыки как необходимое условие успешности и характеристики современного молодого человека



Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

- Доброе утро! Оно действительно доброе, потому что я очень  рада вас всех видеть, потому что мы вместе, и у нас есть возможность общаться и творить. Каждый день мы говорим друг другу: «Доброе утро!» Это  замечательные слова, ибо мы желаем добра всем, кто нам дорог, всем, кто нас окружает.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. На сегодняшнем уроке мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни. За правильные ответы вы тоже будете получать маленькие цветы.

-Вспомните произведения, где в названии есть слово «цветок»? («Аленький цветочек», «Цветик –семицветик»)

Слушают музыку



Отвечают на поставленный вопрос









Отвечают на вопросы учителя, ставят цель урока.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;



Проявление познавательной активности





Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.




Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие языкового чутья



Вспоминают названия произведений

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(мин.)


Познакомить обучающихся с биографией писателя

-Автор этого произведения - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть  сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и  человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье,  а уму раздумье».

- Как понять высказывание автора?

Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное. Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Многое из того, что он написал, связанос Воронежем.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.

- Каково значение слова псевдоним?

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х  годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.

Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг.

Впереди ещё много встреч с книгами А.Платонова. И я надеюсь, что вы достигнете в своём литературном образовании тех высот, которые помогут вам испытать чувство радости и счастья от приобщения к миру, созданному А.Платоновым.


























Отвечают на вопросы

































































Вспоминают значение слова псевдоним







Вывод на основе теоретического материала


Знакомство с исторической ситуацией в стране через биографию писателя


4. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

(5 мин)

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

1. Запись темы урока и эпиграфа в тетради.

2. Слово учителя.

На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.

3.Рассказ обучающегося о произведении.

Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть боле 50 лет. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.

5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память» (В.Свительский).

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

- Посмотрите, как называли эту сказку-быль исследователи-литературоведы:

Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей.

Чистое золото поэзии сердца.

В. Чалмаев

Мы познакомимся с содержанием произведения и вернёмся к этим оценкам сказки.

- Сказки  бывают фольклорными и литературными. Чем они отличаются?

-Какими чертами обладает любая сказка?

-Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный».

Какие цветы мы называем неизвестными?

А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

Записывают эпиграф



















































Слушают рассказ обучающегося о данном произведении.

















































































Отвечают на вопросы













Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя.


Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.































































































































Работа с высказыванием В.Чалмаева









Нахождение отличий литературной и фольклорной сказок

5 Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.


(8 мин.)


Чтение сказки учителем


1. Работа с таблицей

–  Итак, у вас на партах есть заготовки таблицы.

- О чём и о ком рассказывается в произведении? 

Что рассказано об этих героях? 

 Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? 

- Недавно на уроке биологии вы изучали строение цветка. Расскажите, что вам об этом известно.

- «Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением художественной прозы.

Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которым и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.



Работают в тетрадях







Отвечают на вопросы

Проявление познавательной активности

















Применение знаний о цветке, полученных на уроке биологии

Сопоставление с ранее полученными сведениями


восприятие и передача информации

6.Физминутка

(2 мин)


Рисование в воздухе цветка правой - левой рукой и головой

Выполняют упражнения




7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Закрепить навыки  ориентирования в содержании произведения





Закрепить навыки нахождения ответов на вопросы в тексте


Сейчас мы с вами поучимся  ориентироваться в содержании произведения, определять главную мысль прочитанного отрывка. Раскройте книги.

Итак, начало сказки.

- Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок. 

-  Проделаем такую же работу со вторым абзацем.

-  Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях. Прочитайте.

-  Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка. 

- Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок. 

-  В чём убеждает нас автор? 

-  Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор? 

-  Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка? (Светился.) Что можете сказать об этом глаголе?(время, наклонение, спряжение)

-  Считает ли цветок себя звездой? 

- А   сейчас  мы   прочитаем   эпизод   встречи   цветка   с   Дашей.  Этот  отрывок  будет  прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.

-  Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки? 

-  Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? 

-  Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? 

-  Как земля отблагодарила ребят? 

- Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте. 

-  В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были?  Какова идея сказки?  Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения. 

- Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. С родителями, с близкими людьми. И чем больше страдает человек, тем сильнее он нуждается в единстве со своим родом, со своей землей.

-  А теперь вернёмся к высказыванию об этом произведении. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о «Неизвестном цветке»? 


Отвечают на вопросы учителя






Работают с текстом.






.

Осознание ответственности

за общее дело







Формирование умений ориентироваться в полученной информации.

по ходу выполнения задания.



































Применение знаний о цветке, полученных на уроке русского языка





















Работа с текстом.

















8.Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Применить знание текста в работе

– Составим синквэйн, который определил бы понятие «цветок». Разместите его на второй половине листа.

Цветок
Неизвестный,          жизнелюбивый
Боролся,  терпел,     родился
Часто незаметно то, что  безответно.
Труженик

- Прочтите ваши варианты.

– А сейчас давайте попробуем проделать в своём сердце ту работу, которую проделал этот маленький удивительный цветок, ведь если это оказалось под силу ему, значит, и мы справимся. Мы будем слушать музыку и представлять, как в нашем сердце зарождается любовь и расцветают такие же удивительные цветы, « ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно, значит, кто-то хочет, чтобы они были», давайте дарить друг другу радость открытий маленьких и больших, как это удалось Даше, которая открыла этот маленький, но такой сильный цветок.

Звучит музыка.

Составляют синквейн


















































Слушают музыку

Сотрудничество в парах

Проявление самостоятельности в разных видах деятельности


Применение знаний текста в синквейне

9. Рефлексия деятельности


(2 мин.)

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности





- Выскажите свое отношение к уроку и к своей работе на уроке, продолжив фразы:

Я узнал....

Мне было трудно...

У меня получилось...

Мне было интересно...

– Подсчитаем количество цветков, полученных за ответы. Помимо этого каждый получит оценку за вашу творческую работу.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.


Самооценка на основе критерия успешности.


Адекватное понимание причин успеха и неуспеха




10.Домашне задание

(2 мин.)

Предложить домашнее задание разного уровня сложности.

.

Нарисуйте на титульной стороне нашего листа, каким вы увидели цветок, попытайтесь передать его характер в рисунке. Составить сказку о растении(по желанию).

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.


Ответственность за благополучие окружающего пространства

Дифференцированные задания


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!