СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы "А.С. Пушкин. Основные мотивы творчества"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы содержит основные этапы занятия, карточки для опроса, теоретический материал и материл для закрепления, домашнее задание. Технологическая карта может быть использована как на уроках литературы в 10 классе, так и в средних учебных заведениях

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы "А.С. Пушкин. Основные мотивы творчества"»

Технологическая карта (план) занятия № 1.2




Группа

18 к

12 бк


Дисциплина

Литература

Дата

7.09.

10.09




Тема занятия

А.С. Пушкин. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина

Вид занятия

Комбинированное

Цель занятия:

обучающая

- сформировать понятия об основных мотивах лирики Пушкина, познакомить с этапами творчества, углубить знания учеников о лирике Пушкина, продолжить формирование читательские навыки исследовательского характера;


- формировать навыки анализа лирических произведений;

развивающая

- создавать условия для развития навыков обобщения, систематизации, учить применять знания в будущей профессии и в жизни;

воспитательная

- воспитание интереса к изучаемой теме; осознавать успешность собственной учебной деятельности, развивать свои творческие способности, работать над культурой речи; осуществлять нравственное воспитание: уважение к одноклассникам в группе; оказывать содействие формированию гуманной личности


Результат

Должны знать:

- смысл понятий

- что такое «мотив» в поэзии;

- что такое «тема и идея» стихотворения;

-названия стихотворений;

Должны уметь:


- оценивать и объяснять литературоведческие понятия;

-давать характеристику основных этапов жиэни и творчества А.С Пушкина;

- выделять при анализе лирического текста основные элементы;

Показатели оценки

результата

- активное и систематическое участие в объяснении темы;

- грамотная корректировка и своевременное устранение ошибок в своей работе;

- своевременность выполнения заданий;

- оценка результатов работы;

- аккуратность в работе.

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Литература, русский язык, история, МХК.


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

Русский язык, литература.




Средства



схема анализа лирического произведения, таблицы по теме, словари, карточки для индивидуальной работы учащихся; портреты поэта и его семьи.



Основная

Обернихина Г.А.«Литература» (1 часть).

литература


Дополнительная

Лебедев Ю.В. «Литература» (1 часть)

литература










содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:


3 мин

2.

Этап проверки домашнего задания:


15 мин


  1. Работа по карточкам(6) человек.

Карточка1.

1.Дайте определение литературному понятию классицизм.

2.В творчестве каких писателей ярко проявилось это направление?


Карточка2.

1.Дайте определение «сентиментализм»;

2.Кто стал основоположником русского сентиментализма?

Карточка3.

1.Дайте определение литературному направлению романтизм.

2. Назовите русских поэтов-романтиков?


Фронтальный опрос по предыдущей теме.

1.Что такое литература?

2.Какие роды литературы вам известны?

3.Дайте характеристику эпоса и его жанров?

4Лирики и ее жанров?

5.Драмы и ее жанров?

6. Что такое композиция и ее виды?

7.Что такое сюжет?

8.Что называют темой и идеей произведения?


3.Заслушать индивидуальные сообщения о поэтах-романтиках.



3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:


5 мин


Работа с эпиграфом


Солнце одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя…

Л.Успенски

- Под образом солнца подразумевается А.С.Пушкин. Как вы думаете, почему?

Всё ли мы знаем о биографии А.С.Пушкина? (опережающее домашнее задание)

Всё ли мы знаем о творчестве А.С.Пушкина?

1.Ребята, как вы думаете, какова ЦЕЛЬ сегодняшнего урока???,


давайте сформулируем!!!(на доске вам в помощь:

*познакомимся…

* продолжаем рассматривать…

*развивать…


*формировать…

*закреплять…





4.

Этап усвоения новых знаний:

Слово учителя.

1. «Пушкин как человек и как художник – символ русской духовной жизни»

Творчество Пушкина — это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети XIX в. Пушкин не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь, поэзия определяла его судьбу.

Хронологическая таблица с указанием центральных произведений определенного периода


Детство поэта 1799-1811

Лицейские годы 1811-1817

Жизнь в Петербурге 1817-1820

Южная ссылка 1820-1824

Михайловское 1824-1826

Возвращение из ссылки 1826-1830

Болдинская осень 1830

Петербург 1831-1833

Последние годы, дуэль 1834-1837



Лицейские годы
(1813 – май 1817)

Первый период творчества — время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути.

Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. За следующие три года написаносвыше 130 произведений. В 1814г. журнал "Вестник Европы" публикует первое стихотворение Пушкина — "К другу стихотворцу". В январе 1815 г. юный поэт в присутствии Державина читает своё стихотворение "Воспоминания в Царском Селе".

Пушкин буквально порвался в литературу. Им заинтересовались В.А. Жуковский и К.П.

Батюшков. Его "благословил" Г.Г. Державин, которого в те годы считали живым классиком русской поэзии. Поддержал юного поэта и дядя —В.Л. Пушкин.

В 1815 г. Жуковский назвал Пушкина "надеждой нашей словесности", увидел в нем

"будущего гиганта", но подчеркнул, что он пока еще "бродит около чужих идей и картин".

Пушкин — гениальный ученик. Он быстро встал вровень с учителями.

Юный поэт многолик, переменчив. Он то радовался, наслаждался жизнью, то грустил ихандрил. Его тянуло к вину и женщинам, к бесшабашной вольности дружеских пирушек и пышном мишуре балов, то к книгам, уединению и творчеству.

Петербургский период
(июнь 1817 - начало май 1820)

После окончания лицея, поступив на государственную службу — и Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге.

В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества "Зеленая лампа" и Вольного общества любителей российской словесности.

Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения "Вольность" (1817) и «Деревня» (1819). Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание "К Чаадаеву" (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали.

Поэзия петербургского периода — решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина.


Период южной ссылки
(май 1820 - июль 1824)

Период южной сылки (май 1820 - июль 1824). Поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Сроков службы вдали от Петербурга установлено не было — ссылка легко могла стать бессрочной.

Ссылка не отрезвила его, не заставила покаяться и смириться.

Пушкин в период южной ссылки — яркий поэт-романтик. Ведущее положение в

"южной" лирике Пушкина заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворноепослание. Привлекал его и жанр романтической баллады ("Песнь о вещем Олеге").

Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегии "Погаслодневное светило...", "Мне вас не жаль, года весны моей...", "Я пережил свои желанья..." —как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина

В мае 1823..Г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин".

В июле 1823 г. Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа М.С. Воронцова.

Пушкин испытал здесь сильные и памятные любовные увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской, могучую страсть к Е.К. Воронцовой. За год с небольшим он нажил себе врага в лице Воронцова. Стараниями Воронова поэт был отправлен в отставку "за дурное поведение" и атеизм, усмотренный в одном из перехваченных частных писем. Пушкин получил предписание ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.



Ссылка в Михайловское
(август 1824 - сентябрь 1826)

В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. За ним установили двойной надзор: полицейский и церковный. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из Михайловского под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром. В Михайловском Пушкин получил известие о внезапной смерти своего гонителя Александра I. Дошли слухи о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву для разговора с царем.

Пушкин устремился к неизвестному и неизведанному. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Меняется стиль любовной лирики — слово поэтаточно фиксирует психологическую уникальность его переживаний ("К***" ("я помню чудноемгновенье "), "Сожженное письмо", "Под небом голубым страны своей родной...", «Признание».

Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста — историческая трагедия "Борис Годунов", законченная 7 ноября 1825 г.



Творчество конца 20-ых годов,
(сентябрь 1826 - начало сентября 1830)

Хронологические рамки этого периода определены двумя важными событиями в жизни Пушкина. Первое - разговор с Николаем 1 в Москве 8 сентября 1826 г., переменивший его судьбу. Пушкин был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Второе событие — приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой.

Прощенный царем, он не склонил "гордой головы" перед ним. Рискуя навлечь гнев Николая I, Пушкин послал в Сибирь, на каторгу слова привета, участия и надежды (стихотворения "И.И. Пущину" и "Во глубине сибирских руд...").

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман "Арап Петра Великого", поэма "Полтава").

"Полтава" (1828) — единственная историческая поэма Пушкина — крупнейшее

произведение, написанное во второй половине 1820-х гг.

Вторая половина 1820-х гг. - время создания многих лирических шедевров—отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте в стихотворениях "Поэт" (1827), "Поэт и толпа" (1828) и «Поэту»). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения "Воспоминание" ("Когда для смертного умолкнет шумный день..."), "Дар напрасный, дар случайный», "Предчувствие", Утопленник", "Анчар" (все - 1828) «Дорожные жалобы".

В неустроенной жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей, — он жаждал того, чего был лишен с детства. В декабре 1828 года на балу у московского танцмейстера Иогеля он встретил Н.Н. Гончарову и 1 мая 1829 г. сделал ей предложение,

однако родители красавицы дали неопределенный ответ.

В мае — сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки — на Кавказ.

В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н. Гончаровой. На этот раз оно было принято.



Болдинская осень (1830)

Короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие.

Пушкин создал совершенно разноплановые произведения — и по содержанию и по форме.

Первыми были прозаические "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", написанные в сентябре — октябре. Параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой "Домик в Коломне" и последними главами "Евгения Онегина". В конце октября — начале ноября одна за другой появились "маленькие трагедии" — цикл философско-психологических "пьес для чтения": "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". "Урожайная"

Болдинская осень принесла "Сказку о попе и о работнике его Балде", "Историю села Горюхина". Фон пушкинского "пира воображения" — лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Бесы", "Моя родословная","Заклинание", "Герой", "Для берегов отчизны дальней.,.".

Окончание «труда многолетнего» - романа «Евгений Онегин» - символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг., ведь роман «рос» вместе с автором. В творческом поле «романа в стихах» находились многие произведения - стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты.



Творчество 1830-х гг. (1831-1836)

Каждый год, прожитый Пушкиным после его тридцатилетия, приближал последний акт драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только желанными брачными узами, но и оковам и царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно.

Неблагоприятной для Пушкина были и литературная атмосфера 1830-х гг. В печати началась кампания травли Пушкина.

Падение популярности Пушкина было вызвано не только литературной конъюнктурой, но и более глубокими причинами. Их корни уходят в 1820-е гг..

В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Размышления о связи этих трех сил — самодержавия, просвещенного дворянства и народа — легли в основу философско-исторической концепции 1830-х гг., вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника.

Характер исторических трудов и художественно-исторических произведений, написанных в 1830-е гг., во многом определялся поисками духовных истоков современной действительности.

В произведениях, созданных в Болдине осенью 1833 г Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть "Пиковая дама" – вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские "сказки» - «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевре "Осень".

Философская лирика 1834-1836 гг. - стихотворения "Пора мои друг, пора!..», "...Вновь я посетил...", «Когда за городом задумчив, я брожу...»

Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь жестокий век, но которой прошел сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я памятник себе нерукотворный…» (1836).

В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи.

Светские сплетни и интриги приблизили "последний акт» жизненной драмы поэта. 25 января 1837 г. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж. Дантесом, главным "героем" преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин былсмертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке.

29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался, 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, в февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.«Да ниспошлёт Господь любовь и мир

Его душе страдающей и бурной»

И долго буду тем любезен я
народу,

Что чувства добрые
я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век
восславил я свободу

И милость к падшим призывал



3. Тема – то, о чем говорит автор в произведении.
Мотив – совокупность мыслей, идей, чувств и переживаний поэта, т.е. элемент содержания. 
Тема раскрывает мотив.

В поэзии А. С. Пушкина нашли свое отражение все темы русской поэзии XIX века.

Основные темы и мотивы лирики

Тема любви

В лирике А.Пушкина представлены практически все оттенки любовного чувства. Это может быть легкое увлечение, светский роман, платоническая любовь, пылкая страсть и т.д. ( «Подъезжая под Ижоры», «Признание», «Я Вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна»…)

Образ возлюбленной в лирике Пушкина всегда связан с категориями чистоты и высоты. Она воспринимается поэтом, как Мадонна, «гений чистой красоты2, «чистейшей прелести», «чистейший образец». По мнению А.С. Пушкина, чувство любви- это лучшее, что может пережить человек. Оно само по себе ценно, прекрасно, независимо от того, есть ответная любовь.

Тема дружбы

Тема дружбы в лирике Пушкина: эта любимая пушкинская тема имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта.

Все дружеские послания поэта можно разделить на две группы:

1. Послание старшим товарищам, духовным наставникам (Жуковскому, Державину, Батюшкову и другим). Здесь Пушкин высказывает уважение, почтение этим великим людям, восхищается их творчеством.

Друзья: Федор Матюшкин, Иван Малиновский, Александр Горчаков, Константин Данзас и другие.

Среди друзей можно выделить и Ф,Матюшкина, Данзаса. Данзас был последним из лицеистов, кто видел Пушкина живым. Он был секундантом на дуэли А.Пушкина и Дантеса. Федор Матюшкин, лицейский товарищ, которого все любили за добрый нрав и его мечту - стать адмиралом. И он стал им. Совершил не одно кругосветное путешествие, был героем морских сражений. Его именем назван мыс в Восточной Сибири. Пушкин писал о нем:

Счастливый путь! С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О волн и бурь любимое дитя!

По инициативе Ф.Матюшкина был поставлен первый памятник А.С.Пушкину в Москвена Тверском бульваре.

2. Это послания лицейским друзьям (Пущину, Дельвигу, Рылееву и другим). «Друзьям, 1822», «19 октября», «дружба» и др.

Очень часто в дружеских посланиях Пушкина возникает образ пира-это дружеская пирушка, застолье и духовный пир, праздник дружеского чувства («Пирующие студенты», «Мое завещание друзьям»). Поэт считал, что идеал дружбы-это радостное, свободное общение талантливых, любящих жизнь и друг друга людей. Этот идеал, по мнению Пушкина, был реализован в его жизни с лицейских времен. Друзья помогали поэту жить, преодолевать трудности, бороться с несвободой.

Лицейский период (1811 – 1817)

Дух творчества, свободы поощрялся в лицее начальством. Между преподавателями и

лицеистами царили дружеские взаимоотношения, которые строились на принципах

уважения, а не палочной дисциплины .Преобладающий лирический жанр – послание.

В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через все творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

«Разлука», 1817

Преданность друзьям Пушкин проносит через всю свою жизнь. Этот мотив вновь и вновь возникает в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам:
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой бра родной по музе, по судьбам?
«19 октября», 1825.

Иван Иванович Пущин (Жанно)
«Поэта дом опальный, О Пущин мой,ты первый посетил...» Первый лицейский друг Пушкина, умный, жизнерадостный, надежный. Декабрист. Посетил Пушкина в Михайловском.

Стихотворения о Пущине И.И.

«К Пущину" (1815), "Пирующие студенты" (1814), "19 октября 1825 г.", "Пущину" ("Мой первый друг")

(1826).

Антон Антонович Дельвиг "Сын лени вдохновенный..." Барон; наделенный живым умом, воображением, поэтической душой. Поэт. Тайком отослал в 1815г. стихи Пушкина в журнал. Умер в 1831г.

«К Дельвигу» (1821),«Дельвигу» (1817),«К портрету Дельвига»

Вильгельм Карлович Кюхельбекер (Кюхля) "Мой брат родной по музе, по судьбам"

Добрый; вспыльчивый и чувствительный одновременно. Умный, одержимый литературой. Поэт, критик, переводчик. Декабрист. 10 лет провел в тюрьмах. Умер в Сибири.

Южный период (1820 – 1824)

А.С.Пушкин оканчивает Лицей, и пути друзей расходятся, но поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях:

В 1824 году за свободолюбивые стихи Пушкин был выслан в имение родителей Михайловское.

Поэту было очень одиноко. Здесь его проездом навестили лицейские друзья Пущин и Дельвиг. В

соседнем имении поэт встретился с Горчаковым, приехавшим погостить к родственникам. Обо всех этих встречах он вспоминает в стихотворении «19 октября» 1825 года.

Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас… (Из письма к Я.Я.Толстому,1821)

Воспоминание о времени, проведенном в Петербурге среди друзей, связанных с обществом декабристов:
Горишь ли ты, - лампада наша,
Подруга бдений и пиров?
Кипишь ли ты, златая чаша,
В руках весёлых остряков?
(Из письма к Я.Я.Толстому,1821
)


Позднее творчество (конец 1820-х – 30 –е годы)

1. Меняется пафос дружеской лирики: все больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы.

2. Со временем индивидуальные образы сливаются в обобщенный образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету (« Чем чаще празднует лицей», 1831).

3. Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве, так и в зрелом творчестве. « Во глубине сибирских руд…» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке, Тема о дружбе, надежда – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Эволюция темы дружбы в лирике А.С.Пушкина



Тема свободы

Тема свободы имела определяющее значение для всего творчества Пушкина. Развитие её связано со становлением личности поэта, с тем, как менялось у него само понимание свободы.

В ранней лирике Пушкина с темой свободы связаны гражданский пафос и антитеза “свобода” — “рабство” (Ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

В романтической лирике периода южной ссылки первый план занимают “свободная стихия”, “вольные птицы” («Узник», «К морю»).

Позднее поэт чаще обращается к проблеме свободы творчества («Дорогою свободной // Иди, куда влечёт тебя свободный ум»), философскому осмыслению проблемы границ свободы личности.

Стихотворение "К Морю" завершает романтический период пушкинского творчества. В нем присутствуют и некоторые романтические темы и образы, и черты реализма. Это прощание - во всех смыслах. И с реальным Черным морем, с которым расстается (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью. Пришло понимание, что свобода не вне человека, она в душе каждого. И с этого момента понятие свободы окончательно утрачивает политическое содержание, свобода становится этической и философской категорией.

14 декабря 1825 года стали для Пушкина тем рубежом, который трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра I.

В стихотворении 1827 года "Арион" (1827) Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело - и свое в нем место, свою роль. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого:
        Нас было много на челне;
        Иные парус напрягали,
        Другие дружно упирали
        Вглубь мошны весла, В тишине
        На руль склонясь, наш кормщик умный
        В молчаньи правил грузный челн;
        А я - беспечной веры полн -
        Пловцам я пел...
      Каждый занят своим, важным делом, и задача певца - петь пловцам, нести Слово о них - Вечности. Именно поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца: спасен тот, кому дано Слово. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:« Я гимны прежние пою…»

Пушкин применяет старинные слова, звучащие более торжественно, чем обычные. Кормщик (кормчий — рулевой), лоно волн, гимны (торжественные песни), риза (вместо одежда). Силу и сплочённость декабристов, их настойчивое стремление достичь своей цели подчёркивают такие словесные образы, как «иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны вёслы».

Образы «непогоды», «грозы», «туч», «ветра» Пушкин неоднократно использовал в качестве политических метафор.

Смысл послания «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…1827») трактовался в советское время как политическая прокламация. Некоторые пушкиноведы считают, что там скрывается не революционное воззвание, а намек на возможность амнистии, который поэт уловил в беседе с царем.

Это послание декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу. Очень многих из них Пушкин знал лично. Двое -Пущин и Кюхельбекер -- были его лицейскими товарищами.

Свое послание декабристам Пушкин вручил жене одного из них, А. Г. Муравьевой, уезжавшей из Москвы вначале января 1827 г. к мужу - Никите Муравьеву - в Сибирь.

А.С.Пушкин писал П.А.Вяземскому: "Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем". 14 августа поэт писал тому же адресату: "... каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна".

Меч - это не только оружие, но и символ дворянской, рыцарской чести, "символ единения.

На этом основании можно сделать вывод, что Пушкин "обещает декабристам только амнистию и восстановление в правах, а не осуществление их заветного политического идеала".
Стих -"Братья меч вам отдадут" - может указывать на то, что для Пушкина узники темниц не бунтовщики и преступники, а, прежде всего, друзья и братья.

В стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" Пушкин скажет об одном из важнейших итогов жизни:
 ...в мой жестокий век восславил я Свободу
        И милость к падшим призывал.
      Свобода противопоставляется не рабскому, а именно "жестокому" веку. Истинная свобода не приемлет жестокости, ибо жестокость - проявление духовной закрепощенности, ущербности. Свободный человек добр. Именно поэтому следующая строка - о "милости к падшим", о милосердии, которого лишен "жестокий век".

Ряд стихотворений связаны с декабристскими событиями 1825 г.

В этих стихотворениях поэт говорит о единстве с погибшими и сосланными друзьями. Он подчеркивает, что все случившееся с декабристами не убило в нем свободную душу, он готов к дальнейшей борьбе, прежде всего в своем творчестве.

«Анчар» (1829)

Это философское произведение о свободе, о безбожии власти одного человека над другим, о гибельности рабства. Стихотворение можно разделить условно на две части. В первой части описывается Анчар, древо яда. Он описан поэтом, как источник смерти, Анчар одинок во всей Вселенной, все живые твари чувствуют смертоносность Анчара и обходят его стороной. Таким образом, этот страшный источник смерти все же вписывается во вселенскую гармонию, ему найдено место. Во второй части поэт показывает, что не только в мире людей нарушаются законы природной гармонии, но и «человека человек послал к Анчару властным взглядом».

«Вольность» (1817)

Стихотворение по жанру названо одой, т.е. должно быть своеобразной похвальной речью в стихах. Но восхваления монарха в тексте нет, наоборот, поэт размышляя о современных властителях понимает, что большинство из них тираны, приносящие народу только страдания. Поэт даже говорит о ненависти к тирану. Основной идеей поэта является идея общественного договора, по закону которого монарх несет ответственность перед законом за неправедное правление, за гибель своих, подданных, за жестокую рабовладельческую систему в стране. Поэт призывает правителей первыми признать над собой власть закона, чтобы избежать кровопролитие, народного бунта.


«Деревня» (1819)

Условно стихотворение можно разделить на три части. В первой части создан образ деревни, как идеального мира, в котором гармонично сочетаются мир природы и крестьянский мир. Эта гармония рождает вдохновение, восторг лирического героя, его любовь к Родине. Во второй части поэт показывает, что гармонию деревенского мира разрушает царящая здесь рабовладельческая система, крепостное право.

В заключении поэт высказывает сожаление оттого, что его голос , его призыв не может все изменить, он задает риторический вопрос о том, увидит ли когда-нибудь освобожденный царем русский народ.


Тема: поэт и поэзия

Эта тема проходит через все творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814 год), а одним из последних — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

«Пророк» (1826)

По мнению А.С. Пушкина, поэт-человек необыкновенный, в отличие от обычных людей, занятых бытовыми проблемами, он ведет напряженную, духовную работу, «томится духовной жаждою».

Наградой за духовный труд становится сотворение шестикрылым Серафимом преображение поэта в пророка. Поэт получает дар всевидения и всеслышания. Его язык, вырванный Серафимом, заменяется жалом мудрой змеи, а вместо сердца водвинут уголь, пылающий огнем.

Таким образом, поэт показывает, что божественный дар пророчества-это не только награда, но и великое страдание. Пророк оживлен божьем голосом. Отныне его роль- это роль божьего посланника на Земле, несущего людям истину, зажигающего их сердца, пробуждающего людей от равнодушия. Пушкин понимает, что судьба пророка в мире людей будет сложной и драматичной. Но это его судьба и божественное предназначение.

«Поэт и толпа» (1828 г.)

В этом стихотворении Пушкин рассматривает проблему взаимоотношения поэта с современниками, большую часть которых составляют обыватели, бездуховная толпа.

Толпа требует от всегопользы, практической выгоды, она хочет понять, какую выгоду можно извлечь из искусства. Это может быть развлеченье, увлеченье или обучение каким-то жизненным истинам, исправление пороков общества. Поэт не может согласиться с таким узким пониманием целей творчества, он уверен, что не должен никого развлекать и исправлять. Его задача- творчество, создание произведений искусства, в которых человек будет находить повод, толчок для внутренней работы, самостоятельного духовного труда.

Пушкин так понимает взаимоотношения поэта и толпы: толпа не готова понять поэта, но и поэту не надо стремиться быть понятым ею.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум.

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

(«Поэту», 1830)

Блажен, кто молча был поэт

И, терном славы не увитый,

Презренной чернию забытый,

Без имени покинул свет!

(«Разговор книгопродавца с поэтом», 1824)


Но в конфликте поэта и толпы нет трагического пафоса, который будет всегда сопровождать этот мотив у Лермонтова.

Поэт скептически относится к общепризнанным ценностям, провозглашая духовную поэтическую свободу.

…Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...

(«Из Пиндемонте», 1836)

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы.

(«Поэт»; 1827)

КНИГОПРОДАВЕЦ.

Теперь, оставя шумный свет,

И муз, и ветреную моду,

Что ж изберете вы?

ПОЭТ.

Свободу.

(«Разговор книгопродавца с поэтом», 1824)


«

«Я памятник себе воздвиг..» (1836 г.)

Здесь подводится своеобразный итог творческого пути поэта. Свое творчество А.С. Пушкин называет «нерукотворным памятником», он уверен, что его поэзия будет вечной, а значит, он не умрет. На протяжении веков потомки будут обращаться к его произведениям, находить в них душевную опору, учиться быть свободными и милосердными. Поэт высказывает надежду на то, что будущие поэты будут верны своему божественному предназначению.


Философская лирика

Это стихотворения, посвященные философским темам: добра и зла, смысла жизни, истины, жизни и смерти и т.д. В этих стихотворениях Пушкин обычно пытается понять, постичь вселенскую гармонию. «Вновь я посетил..»- это элегическое воспоминание, рожденное посещением давно знакомых мест. Угадывается Михайловское, с которым в жизни Пушкина связаны многие впечатления.

В череде воспоминаний рождается тема смерти. Пушкин, обращаясь к этой теме, не испытывает чувство безысходности, катастрофичности. Из темы смерти рождается тема жизни, радость от понимания того, что жизнь бесконечна («Безумных лет угасшее веселье», «Когда за городом задумчиво брожу…»


– Прежде чем приступить к анализу произведений, давайте вспомним значение понятий «тема» и «мотив».
Тема – то, о чем говорит автор в произведении.
Мотив – совокупность мыслей, идей, чувств и переживаний поэта, т.е. элемент содержания. 
Тема раскрывает мотив.

В поэзии А. С. Пушкина нашли свое отражение все темы русской поэзии XIX века.

 

1.Аналитическая работа с текстами лирических произведений.

1 группа (Свобода): Анализ стихотворений «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Свободы сеятель пустынный …», «Арион», «Анчар», «Элегия».

Вспомогательные вопросы:

– Что объединяет данные стихотворения, какой мотив? (Мотив свободы.)

– Против чего выступает поэт? (Против несправедливости, беззакония, притеснений, духовного рабства. Тема свободы сливается с патриотической темой.)

– Что представляет собой лирический герой в данных стихотворениях? (Это свободная, мятущаяся личность.)

2 группа (Назначение поэта и поэзии): Анализ стихотворений: «Поэт», «Поэту», «Пророк», «Поэт и толпа», «Я памятник себе возник нерукотворный …».

Вспомогательные вопросы:

– Какой мотив объединяет эти стихотворения? (Данные стихотворения объединены темой назначения поэта и поэзии в творчестве.)

– В чем видит Пушкин назначение поэта? (Быть в гуще всех происходящих событий, привлекать внимание людей к насущным проблемам времени.)

– Какою должна быть личность поэта? (Независимой от «сильных мира сего», творческой, а творчество должно служить только высшему идеалу.)

– Каким видит Пушкин отношение поэта и толпы? (Поэт обособлен от «черни», под которой он подразумевает светское общество. Толпа – средоточение людей, равнодушных к истинной поэзии.)

– Каковы отношения между поэтом и народом? (Голос поэта – это «эхо русского народа».)

– В чем заключается право поэта на бессмертие? («...Восславил я свободу и милость к падшим призывал».)

3 группа (Дружба): Анализ стихотворений: «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Была пора…».

Вспомогательные вопросы:

– Что объединяет эти стихотворения? (Тема дружбы в поэзии А. С. Пушкина.)

4 группа (Любовь): Анализ стихотворений: «Я помню чудное мгновенье», «Признание», «Я вас любил», «На холмах Грузии…», «Мадонна».

Вспомогательные вопросы:

– Что объединяет эти стихотворения? (Мотив любви, благородство искренних чувств. Любовь воспринимается поэтом как свободная стихия.)

5 группа (Философская лирика): Выразительное чтение стихотворений: «Пора, мой друг, пора», «Три ключа», «Элегия», «Странник».

Вспомогательные вопросы:

– Что объединяет данные стихотворения? (Мотив философствования, размышления, раздумий. Это стихи, посвященные осознанию смысла жизни.)


Задание:

Определи значения понятий, соединив правую колонку с левой колонкой. Ответ запиши в тетради по принципу «цифра – буква».

1.Мотив

А) Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Дружба

Б) Простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства.

3.Любовь

В) Автор стихотворных, поэтических произведений.

4.Свобода

Г) Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

5.Философия

Д) Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

6.Поэт

Е) Независимость, отсутствие стеснений и ограничений.

1-Б, 2-А, 3-Д, 4-Е, 5-Г, 6-В


  1. Физминутка

Прослушивание романса на стихи Пушкина.

Какой мотив данного произведения? (Любовь)

Историческая справка:

Одной из самых романтических творений великого поэта является поэма «Бахчисарайский фонтан». Произведение писалось Пушкиным около трех лет (с 1821 года по 1823 год) под впечатлением от Крымского полуострова. Услышав местную легенду о любви хана к своей наложнице и возведения в память о ней фонтана не составили равнодушным двадцатидвухлетнего юношу.

Тема произведения - любовь, ненависть, религия, месть, восточные обычаи и обряды. Сюжет напоминает древний миф. Хан Гирей влюбляется в свою новую наложницу польскую княжну Марию, позабыв старую любовь Зарему. Но последняя не хочет отдавать новой наложнице своего любимого. Она умоляет полячку оставить в покое хана. Зарема готова на все в своей борьбе. Для княжны связь с ханом позор, она не хочет жить в таком позоре. Мария умирает, а Гирей, обвиняя в смерти любимой, бросает Зарему в пучину. В память о прекрасной польской княжне он возводит «фонтан слез».





35 мин

5.






Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

1.Что такое мотив, тема, идея?

2.Назовите основные мотивы лирики Пушкина…

3.Основные этапы жизни и творчества Пушкина?

4.Какие стихи Пушкина вам очень понравились и чем именно?

7 мин

6.

Этап закрепления нового материала:

Взаимовопросы по новой теме.

1.Какие стихи Пушкина раскрывют тему свободы?

2.какая тема раскрывантся в лицейской лирике Пушкина?

3. Тест по творчеству Пушкина или викторина

10 мин

7.

Рефлексия учебной деятельности:

Продолжите фразы…

1.Сегодня на уроке я узнал…

2.мне было трудно…

3.теперь я могу…

4.я научился(лась)…

5 мин

8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

5 мин


1.Повторить мотивы лирики Пушкина;

2. Подготовить сообщение на тему «Биография Лермонтова» инд. сообщения.

4. Самостоятельная работа «Поэты пушкинской поры».

5. Выучить стихотворение-Пущкина (по выбору, не менее 24 строк).


Динамическая пауза







5мин

Преподаватель

М.М. Солгалова














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!