Учитель русского языка и литературы: Холодова И.Н.
Технологическая карта урока
Учебный предмет : литература
Класс : 6
Тема урока: « Незрячих душою научить доброте» ( По повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»
Тип урока : урок открытия новых знаний
Цели урока:
обучающие: уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы, создавать словесный портрет на основе полученных знаний, давать характеристику героям повести и нравственную оценку их поступкам;
развивающие: развивать аналитическое мышление, логически правильно строить устную речь, уметь аргументировать свое мнение, делать выводы;
воспитательные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать, сочувствовать чужому горю ; побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, опасно ли равнодушие?
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- стремление к совершенствованию собственной речи;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– потребность в самовыражении через слово;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
Предметные результаты:
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
Образовательные ресурсы:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, толковый словарь.
Организационная структура урока
Этапы учебного занятия | Образовательные задачи | УУД, формирующиеся на данном этапе | Деятельность учителя, методы и приемы обучениия | Виды и формы организации деятельности учащихся |
1.Оргмомент(мотивация) | Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | Регулятивные: -готовность к самообразованию. Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Вступительное слово учителя (мотивирует на работу) Стимулирует интерес учащихся к уроку: сообщает эпиграф урока и высказывания писателя о добре. | Слушают, настраиваются на урок, вступают в диалог с учителем (выполняя задание, выявляют противоречия) |
2. Целеполагание | Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор способов и средств ее реализации. | Регулятивные: - самостоятельное определение цели, задач и результатов учебной деятельности Познавательные: - формирование предметных понятий, навыков систематизации знаний по предмету Коммуникативные: - представление конкретного содержания, сообщения в устной и письменных формах. | Выбирает средства и методы, адекватные поставленным целям. | Формулируют цели урока, задачи, результаты. |
2.Актуализация | Первичная рефлексия (фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) | Познавательные: - умение занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых компетенций в разных видах деятельности и их оценка по соответствующим критериям. Регулятивные: - осуществление контроля, коррекции, оценки действия партнера, умение убеждать. Коммуникативные: - выражение своей точки зрения, ее объяснение и аргументация. | Задает вопросы для выяснения имеющегося объема знаний по данной проблеме, предлагает знакомство с биографией писателя , выявляет первичное восприятие произведения. | Вспоминают нужную информацию, делают обобщения, определяют, где и каких знаний не хватает, где и как добыть. Просматривают эпизод из фильма. Играют в игру : « Кто хочет стать пятионером?: |
4. Открытие новых знаний | Первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового материала. | Коммукативные: -оценка суждений и своей точки зрения, -эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации Регулятивные: - осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения, -установление правил продуктивной самостоятельной работы и учебных действий на основе. Познавательные: Установление правил продуктивной самостоятельной работы и учебных действий на основе. | Включение в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учет индивидуальных способностей обучающихся к участию в самостоятельной и групповой деятельности. Обращает внимание на то, что единственным доказательством правоты рассуждений может быть только художественный текст и предлагает решить проблемную ситуацию , используя метод исследования по эпизоду : «Прощание с другом» | Работают с разными источниками информации(словарная статья, интернет-ресурсы), работают в группах и открывают новые знания путем исследования. Анализ эпизода «Прощание с другом» |
5. Включение нового знания в систему знаний | Построение, фиксация и применение нового, включение нового в систему усвоенного, закрепление нового при выполнении практических заданий | Коммуникативные: - формулирование вопроса -точное, последовательное и полное сообщение партнеру в процессе коммуникации необходимой информации как ориентира для построения нового действия Регулятивные: - включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа. Познавательные: адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности | Актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия. Предлагает работу с кластером у доски на тему «Добрые, злые и равнодушные люди в повести» Читает стихотворение Асадова « | Работают у доски с кластером, устно аргументируют свой выбор. Читают стихотворение Р.Рождественского «Моей собаке» Проводят сравнительный анализ услышанных стихотворений. Объясняют смысл названия повести. |
Рефлексия(6 этап) | Самопроверка умений применять новое в типовых условиях – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить ; осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы | Познавательные: - заполнение индивидуальной диагностической карты с целью выработки индивидуального маршрута преодоления проблемных зон. Регулятивные: Проектирование способов и форм индивидуально- личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных и обозначенных в карте индивидуальных затруднений учащихся. Коммуникативные: Отображение в речи содержания совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи. Так и в форме внутренней речи. | Создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» учащихся при участии в самостоятельной и групповой деятельности, проектирование способов и форм индивидуально-личностной деятельности на основе выявляемых и обозначенных в сводной диагностической карте индивидуальных затруднений учащихся. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, называют понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения и выводы: « Г.Н. Троепольский научил нас быть добрыми, милосердными, помогать людям и любить братьев наших меньших, ведь как говорил Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили» |
Озвучивание творческого домашнего задания. | Проверка результатов работы на уроке | Познавательные: обучение нестандартным способам решения проблем, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. | Предлагает учащимся задания на выбор: - составить синквейн - написать мини-сочинение на тему: « Можно ли научиться доброте?» - написать отзыв на урок. | Записывают задания в дневник |