СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе»


Технологическая карта урока литературы

учителя русского языка и литературы Бегун Людмилы Геннадьевны

МБОУ СОШ № 92


Предмет: литература

Класс: 5

Урок «открытия» нового знания

Тема: «Басня как жанр литературы»

Цели урока:



  1. Помочь понять замысел урока, сформировать расширить понятие о басне и ее особенностях;

  2. Развить навыки анализа басни как особого литературного жанра;

  3. Научить приемам переработки информации, развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

Задачи:

1.Закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова;

  2. Развивать речь и творческое мышление учащихся, формировать  умения взаимодействовать в коллективной деятельности;

 3. Воспитывать  культуру работы в группе, интерес к классической литературе,  положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. знание содержания изучаемого произведения, умение воспринимать и анализировать текст, умение определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, умение давать характеристику героям.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание учащимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ресурсы: программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной; УМК: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 3-е изд. М: Просвещение,2014г., фонохрестоматия, раздаточные материалы на печатной основе, различные словари



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 Мотивирование к учебной деятельности

2 мин

Проверка готовности учащихся к уроку, включение в деловой ритм, создание эмоциональной обстановки

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность


- Ребята, сейчас мы с вами послушаем сказку «Лиса и Тетерев». Это поможет нам сегодня в определении целей урока.




Включаются в деловой ритм,

Слушают учителя

Восприятие текстов разных стилей.


Взаимодействуют с учителем

Планировать учебное сотрудничество с учителем

Осознают актуальность и тематику урока

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

5 мин

Цель этапа: актуализировать знания о жанрах литературы, зафиксировать затруднение в пробном действии.

-Вопросы по сказке

- Вспомните три вида сказок.




- Чем сказки о животных отличаются от других сказок?


- А кто на самом деле подразумевается под животными?






















- Какое произведение мы читали на прошлом уроке?


- Кто главные герои этого стихотворения?


- Могли ли они на самом деле встретиться?

- О чём спорили учёные?



-Кто разрешил их спор?



- Какой комический эффект содержат заключительные строфы?

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения, определяют цели учебной деятельности


- Сказки бывают: волшебные,

бытовые,

о животных.


- В сказках о животных главные герои – животные, и они разговаривают, совершают поступки.


- На самом деле под животными подразумеваются люди, их пороки, недостатки.


- На прошлом уроке мы читали стихотворение Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...».


- Коперник и Птолемей.



- Нет, они не могли встретиться, т.к. жили в разное время.


- Учёные спорили о том, что же вертится: Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца?


- Их спор разрешил повар, доказав, что Солнце не может вертеться вокруг Земли.


- Комический эффект состоит в том, что спор учёных разрешил обычный повар

Поиск и выделение информации

Осознанно строят речевые высказывания

Умение слушать и вступать в диалог

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы её решения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу


3 Выявление места и причины затруднения

2 мин

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений.


- Сегодня на уроке мы начнём изучать короткие рассказы, часто стихотворные, обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески. В этих рассказах есть короткая мораль, которая раскрывает основную мысль рассказа.

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

Устанавливать причинно-следственные связи

Выслушивают ответы одноклассников,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Принимают учебную задачу

Планировать необходимые действия

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

3 мин

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности


- С каким жанром литературы мы сегодня познакомимся?

- Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?


- Хорошо, тему мы определили, а какие цели мы поставим?



Отвечают на вопросы, составляют модели учебных действий

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.


- Сегодня на уроке мы будем говорить о баснях.


- Сегодня мы должны расширить наши представления о басне, прочитать новые басни, понять, чем сказки о животных отличаются от басен и чем они похожи.

Выдвигать цели, делать умозаключения

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Обсуждают и формулируют тему урока

Излагать своё мнение

Определяют цели урока

Планировать учебную деятельность

: составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).



5. Реализация построенного проекта

7 мин

Цель этапа: актуализировать знания о басне.


Чтение учебника с.57


- Запишем в тетрадь, что такое басня.

Читают, записывают

Статью читают сильные учащиеся.


Учащиеся оформляют работу в тетради.

Поиск и выделение информации.


Участвуют в обсуждении учебного материала,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Формулировать суждения

Сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль

Адекватно оценивать свои возможности,

коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

8 мин

Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи


Чтение учебника с.65-67 (басня «Ворона и Лисица»)


- Что мы сейчас прочитали?

- Кто автор этой басни?

- Что вы знаете о И.А.Крылове?

- В чём заключается мораль этой басни?

Проводят коллективное исследование

Формулируют ответы на вопросы учителя, высказывают собственное мнение и аргументируют его.

Чтение теоретического материала в учебнике.



Умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание


Слушают одноклассников,

взаимодействуют

Согласовывать усилия по решению учебной задачи,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.

Умение слушать и вступать в диалог.



Осуществляют пошаговый контроль,

взаимоконтроль

процесса выполнения задания

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, оценивать объективные трудности, контролировать ответы одноклассников.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10 мин

Цель: провести самостоятельную работу в группах, вспомнить биографию И.А.Крылова, подготовить выразительное чтение басни, определить мораль басни


1группа: чтение статьи учебника с.58-59, пересказ статьи;


2 группа: чтение статьи учебника с.58-59,оценивание работы группы №1;


3 группа: выразительное чтение басни «Свинья под Дубом» с.63-64;


4 группа: выразительное чтение басни «Свинья под Дубом» с.63-64, оценивание работы группы


Учащиеся работают по группам, читают, определяют мораль басни

Умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; сравнивать, сопоставлять, анализировать степень выразительности чтения одноклассников

В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи,

учатся формулировать свою позицию


Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.



В ходе заслушивания текста поэтического произведения осуществляют самоконтроль и контроль выразительности чтения

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений);

8.Включение в систему знаний и повторение

4 мин

Цель этапа: повторить и закрепить представление о басне как жанре литературы


- Вспомните, что мы слушали в начале урока?


- Что роднит басню со сказками о животных?


- А чем сказки о животных отличаются от басен?


- Похоже ли стихотворение М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» на басню? Если да, то чем?


- Запишите в тетрадь название басен, которые мы сегодня прочитали, и их автора.


Анализируют, повторяют и закрепляют представление о басне

- В начале урока мы слушали сказку «Лиса и Тетерев».



- В басне, как и в сказках о животных, главные лица – животные.


- Басня пишется в рифму( как стихотворение) и имеет мораль , которая раскрывает её основную мысль.


- Это стихотворение похоже на басню тем, что в нём тоже высмеиваются пороки людей и есть мораль.




Учащиеся оформляют работу в тетради.

Осуществлять анализ

произведения с выделением существенных смысловых признаков, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение

Выбирать основания и критерии для сравнения.



Строят рассуждения на заданную тему, делают вывод

Понимать на слух ответы учащихся, строить высказывания, понятные для партнёров

Самопроверка, самооценка

Уметь оценивать себя и других.

Уметь выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.



9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

2 мин

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность


- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.







Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.




Домашнее задание

2 мин

Анализируют учебную деятельность

- Сегодня мы должны были расширить наши представления о басне, прочитать новые басни.

- Да, мы достигли поставленных целей, прочитали две басни «Ворона и Лисица» и «Свинья под Дубом».

Учащиеся ставят в карточке «+» , сдают карточки учителю.

Соотносить цель и результаты, степень их соответствия

Подводят итоги, делятся впечатлениями

Рефлексия своих действий

(полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых

действий)

Контролируют и оценивают результаты работы

Осуществлять итоговый и пошаговый

контроль по результату,

адекватно воспринимать оценку учителя

ПРИЛОЖЕНИЕ


Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я умею отличать басню от других жанров

Я еще плохо отличаю басню от других жанров

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я доволен своей работой на уроке

Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке


Сказка «Лиса и Тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!