2. Развивать речь и творческое мышление учащихся, формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;
3. Воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1 Мотивирование к учебной деятельности 2 мин Проверка готовности учащихся к уроку, включение в деловой ритм, создание эмоциональной обстановки Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность - Ребята, сейчас мы с вами послушаем сказку «Лиса и Тетерев». Это поможет нам сегодня в определении целей урока. | Включаются в деловой ритм, Слушают учителя | Восприятие текстов разных стилей. | Взаимодействуют с учителем | Планировать учебное сотрудничество с учителем | Осознают актуальность и тематику урока | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 5 мин Цель этапа: актуализировать знания о жанрах литературы, зафиксировать затруднение в пробном действии. -Вопросы по сказке - Вспомните три вида сказок. - Чем сказки о животных отличаются от других сказок? - А кто на самом деле подразумевается под животными? - Какое произведение мы читали на прошлом уроке? - Кто главные герои этого стихотворения? - Могли ли они на самом деле встретиться? - О чём спорили учёные? -Кто разрешил их спор? - Какой комический эффект содержат заключительные строфы? | Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения, определяют цели учебной деятельности - Сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных. - В сказках о животных главные герои – животные, и они разговаривают, совершают поступки. - На самом деле под животными подразумеваются люди, их пороки, недостатки. - На прошлом уроке мы читали стихотворение Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...». - Коперник и Птолемей. - Нет, они не могли встретиться, т.к. жили в разное время. - Учёные спорили о том, что же вертится: Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца? - Их спор разрешил повар, доказав, что Солнце не может вертеться вокруг Земли. - Комический эффект состоит в том, что спор учёных разрешил обычный повар | Поиск и выделение информации | Осознанно строят речевые высказывания | Умение слушать и вступать в диалог | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы её решения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
3 Выявление места и причины затруднения 2 мин Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений. - Сегодня на уроке мы начнём изучать короткие рассказы, часто стихотворные, обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески. В этих рассказах есть короткая мораль, которая раскрывает основную мысль рассказа. | Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. | Устанавливать причинно-следственные связи | Выслушивают ответы одноклассников, | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Принимают учебную задачу | Планировать необходимые действия |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 3 мин Цель этапа: постановка целей учебной деятельности - С каким жанром литературы мы сегодня познакомимся? - Что нам нужно сделать, чтобы это узнать? - Хорошо, тему мы определили, а какие цели мы поставим? | Отвечают на вопросы, составляют модели учебных действий Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. - Сегодня на уроке мы будем говорить о баснях. - Сегодня мы должны расширить наши представления о басне, прочитать новые басни, понять, чем сказки о животных отличаются от басен и чем они похожи. | Выдвигать цели, делать умозаключения самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. | Обсуждают и формулируют тему урока | Излагать своё мнение | Определяют цели урока | Планировать учебную деятельность : составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). |
5. Реализация построенного проекта 7 мин Цель этапа: актуализировать знания о басне. Чтение учебника с.57 - Запишем в тетрадь, что такое басня. | Читают, записывают Статью читают сильные учащиеся. Учащиеся оформляют работу в тетради. | Поиск и выделение информации. | Участвуют в обсуждении учебного материала, | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Формулировать суждения | Сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль | Адекватно оценивать свои возможности, коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 8 мин Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи Чтение учебника с.65-67 (басня «Ворона и Лисица») - Что мы сейчас прочитали? - Кто автор этой басни? - Что вы знаете о И.А.Крылове? - В чём заключается мораль этой басни? | Проводят коллективное исследование Формулируют ответы на вопросы учителя, высказывают собственное мнение и аргументируют его. Чтение теоретического материала в учебнике. | Умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание | Слушают одноклассников, взаимодействуют | Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения. Умение слушать и вступать в диалог. | Осуществляют пошаговый контроль, взаимоконтроль процесса выполнения задания | Принимать и сохранять учебную цель и задачу, оценивать объективные трудности, контролировать ответы одноклассников. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10 мин Цель: провести самостоятельную работу в группах, вспомнить биографию И.А.Крылова, подготовить выразительное чтение басни, определить мораль басни 1группа: чтение статьи учебника с.58-59, пересказ статьи; 2 группа: чтение статьи учебника с.58-59,оценивание работы группы №1; 3 группа: выразительное чтение басни «Свинья под Дубом» с.63-64; 4 группа: выразительное чтение басни «Свинья под Дубом» с.63-64, оценивание работы группы | Учащиеся работают по группам, читают, определяют мораль басни | Умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; сравнивать, сопоставлять, анализировать степень выразительности чтения одноклассников | В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, учатся формулировать свою позицию | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | В ходе заслушивания текста поэтического произведения осуществляют самоконтроль и контроль выразительности чтения | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений); |
8.Включение в систему знаний и повторение 4 мин Цель этапа: повторить и закрепить представление о басне как жанре литературы - Вспомните, что мы слушали в начале урока? - Что роднит басню со сказками о животных? - А чем сказки о животных отличаются от басен? - Похоже ли стихотворение М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» на басню? Если да, то чем? - Запишите в тетрадь название басен, которые мы сегодня прочитали, и их автора. | Анализируют, повторяют и закрепляют представление о басне - В начале урока мы слушали сказку «Лиса и Тетерев». - В басне, как и в сказках о животных, главные лица – животные. - Басня пишется в рифму( как стихотворение) и имеет мораль , которая раскрывает её основную мысль. - Это стихотворение похоже на басню тем, что в нём тоже высмеиваются пороки людей и есть мораль. Учащиеся оформляют работу в тетради. | Осуществлять анализ произведения с выделением существенных смысловых признаков, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение Выбирать основания и критерии для сравнения. | Строят рассуждения на заданную тему, делают вывод | Понимать на слух ответы учащихся, строить высказывания, понятные для партнёров | Самопроверка, самооценка | Уметь оценивать себя и других. Уметь выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 2 мин Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? - Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ. Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны. Домашнее задание 2 мин | Анализируют учебную деятельность - Сегодня мы должны были расширить наши представления о басне, прочитать новые басни. - Да, мы достигли поставленных целей, прочитали две басни «Ворона и Лисица» и «Свинья под Дубом». Учащиеся ставят в карточке «+» , сдают карточки учителю. | Соотносить цель и результаты, степень их соответствия | Подводят итоги, делятся впечатлениями | Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий) | Контролируют и оценивают результаты работы | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя |