СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»

Тип урока: освоение нового материала

Цель: познакомить учащихся с произведениями русской классической поэзии – стихотворением Е.А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..» и «Где сладкий шёпот моих лесов?»

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с творчеством Е. А. Баратынского; вырабатывать навык анализа поэтического текста; формировать умение и навыки выразительного чтения, используя эпитеты; развивать и обогащать речь, внимание, творческое воображение через прием словесного рисования; воспитывать интерес к предмету и культуре общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; воспитывать уважительное, бережное отношение к природе; развивать интерес и внимание к художественному слову

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения»


Конспект урока

литературного чтения в 4 классе по теме:

«Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..»

Тип урока: урок открытия новых знаний.


Цель: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..»


Задачи:

  • дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;

  • учить детей наблюдать за развитием чувств и переживаний автора, раскрывать основное настроение стихотворения;

  • совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; обогащать словарный запас, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.

  • развивать эмоциональную сферу детей, умение видеть прекрасное в поэзии;

  • воспитывать любовь к природе.


Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения; формировать навык самоконтроля учебной деятельности;

  • формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.


Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач; понимать и принимать информацию;

  • определять главную мысль произведения, особенности построения, обосновывать своё мнение, проводить анализ, выполнять задания поискового характера.

Регулятивные УУД:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);

  • принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.



Оборудование: АРМ учителя, презентация по теме урока, аудиоприложение с записью стихотворения, карточки для парной и групповой работы









Ход урока

1. Организационный момент.Слайд №1

- Здравствуйте, ребята! Какой сегодня прекрасный день! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Сохраним наше настроение до конца урока!

2. Жужжащее чтение


3. Речевая разминка Слайд №2

- Прочитай про себя:

Идёт матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель,

Отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май,

Солнце в терем приглашай.

-Понравилось вам стихотворение? О чём оно?(О весне)

- Давайте прочитаем этот отрывок хором сначала медленно, постепенно ускоряя темп, затем побыстрее в темпе скороговорки

- Как вы думаете, ребята, в чём основная мысль этого стихотворения?

4. Проверка домашнего задания Слайд №3

- Ребята, скажите, с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

( С творчеством А.А.Фета).

- С какими стихами познакомились?

- Чтение наизусть стихотворения «Бабочка» и «Весенний дождь».рисунки

- Молодцы!

5. Актуализация знаний.

- У вас на партах небольшие тексты. Прочитайте их самостоятельно и подумайте, какое время года в нем описывается.

Природа пробуждается от зимнего сна. Постепенно сходит снег, но земля недолго остается черной и голой. Как только чуть потеплеет, отовсюду начинает пробиваться молодая ярко-зеленая трава, на деревьях набухают почки, которые скоро превратятся в маленькие листочки. На водоемах быстро тает лед. Льдинки качаются на воде, пока совсем не исчезают. Небо обычно чистое, голубое, и по нему быстро плывут снежно-белые облака, похожие на животных - льва, черепаху, различные предметы, даже лица людей.

(Ответы учащихся.)

- Действительно,о весне сложено очень много стихов. Давайте произнесём слово весна отчётливо и выразительно. Что слышится вам в этом слове? (Таяние снега, капель, журчание ручья, пение птиц, появление первых листочков).

6. Формулирование темы урока, целей.

- Как вы думаете, почему именно с разговора о весне мы начали наш урок литературного чтения?Слайд №4

- Сегодня в центре нашего внимания стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!».

Работа в паре.

- А написал это красивое стихотворение замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Фамилию этого автора попробуйте расшифровать.

- Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги.
МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ

- Какую фамилию прочитали?
- Баратынский.


Среди поэтов, которые восхищались этим временем года, был Евгений Абрамович Баратынский, известный поэт 19 века.


- Итак,сформулируйте тему урокаСлайд №5 (Е.А.Баратынский«Весна, весна! как воздух чист!».)


- Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи урока. Что нам предстоит сделать на уроке?

Задачи урока Слайд №6

Познакомиться… (с биорафией поэта и его стихотворением)

Проанализировать… (прочитанное стихотворение.)

Провести словарно-лексическую работу

Научиться… (выразительно читать)


7. Изучение нового материала

1.Знакомство с биографией поэта, его творчеством. Слайд №7

-Вам нужно было подготовить сообщение о биографии поэта. Кто сможет познакомить нас с биографией и творчеством поэта.(сообщение учащихся)

- Баратынский Евгений Абрамович русский поэт. С детства любил поэзию и писал стихи.

Воспитание Евгений получил в деревне. Рядом с мальчиком была мать и дядька-итальянец" ДжачинтоБоргезе. Мальчик рано познакомился с итальянским языком, овладел французским, принятым в доме Баратынских. С восьми лет уже писал по-французски письма.

В 1808 году Евгения Баратынского отвезли в Петербург и отдали в частный немецкий пансион, где он выучился немецкому языку. Затем Баратынский поступил в Пажеский корпус - элитное военное училище.

Жил в Москве и Петербурге. Часто находился вдали от родного дома. Жил в Германии, во Франции, в Италии, но вновь и вновь обращался в стихах к родной природе.

В Неаполе 11 июля 1844 г. Баратынский скоропостижно скончался, 44 лет от роду. Из Неаполя тело поэта перевезли на родину и похоронили на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре, неподалеку от баснописца И.А. Крылова, скончавшегося в том же году.

2. Первичное восприятие текста.

- Давайте послушаем стихотворение. Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..» в исполнении актрисы театра и кино. (аудиоприложение с записью стихотворения)

3. Проверка первичного восприятия.

- О чем это стихотворение? (Это стихотворение о ранней весне)

- Какой момент весны изображён в стихотворении? (Приход весны, пробуждение природы)

- Какое настроение поэта вы почувствовали? Что он чувствует?Выберите.


Слайд №8 со словами: изумление, торжество, радость, восхищение, печаль, спокойствие, ликование, грусть, восторг, грусть, полёт души, обновление, восхищение…( Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление..)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Те же самые! 

- Я согласна с вами. Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг

4. Словарно-лексическая работа.Слайд №9

-Прежде чем начнём работу над выразительным чтением стихотворения нам нужно провести словарно-лексическую работу

- Давайте выясним значение непонятных слов.

  • Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар.).

  • Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый.

  • Взвился – взлетел, поднялся, завертелся, закружился.

  • Незримый – недоступный зрению, скрытый, тайный.

  • Заздравный – исполняемый, провозглашаемый за чьѐ – нибудь здоровье.

  • Обнажены – лишены покрова, нагие.

  • Древа–деревья, торжествующий- победоносный, радостный.

8. Физкультминутка

9. Работа над выразительным чтением стихотворения

- чтение «Буксир»

- чтение «По рядам»

- чтение «Молния»

- чтение «Губы»

- Кто попробует прочитать стих?Попробуйте прочитать его, стараясь передать голосом и ясность небосклона, и легкость ветерка, и гремучую звонкость ручьев, и рев реки, и пение жаворонка.

- выразительное чтение стихотворения учащимися



10.Творческая работа в группахСлайд №10
- Объявляю творческую 5-минутку.

- Представим, что все мы поэты. Предлагаю написать стихотворение - синквейн о весне. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова.

1.Существительное 
2. Прилагательные 
3. Глаголы по теме весна 
4. Предложение  
1.Весна. 
2. Тёплая, яркая. 
3. Тает, бегут, журчат. 
4. Наступила долгожданная весна. 

11. Итог урока

-Вот и подошёл к концу наш урок.

- Давайте вспомним с творчеством какого поэта мы сегодня познакомились на уроке?

- С каким стихотворением?



12. РефлексияСлайд №11

-Я прошу вас рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в группах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

- Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Мне бы хотелось похвалить…»

«Самым интересным на уроке было…»

  • Мне понравилось …

  • Я понял, что …

  • Я научился …

  • Я сегодня работал …

Дети зачитывают получившиеся предложения.



13. Домашнее заданиеСлайд №12

- Выразительное чтение стихотворения

- А теперь потрите ладошки так, чтобы было жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Большое вам спасибо. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!