Конспект урока
литературного чтения в 4 классе по теме:
«Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..»
Задачи:
дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;
учить детей наблюдать за развитием чувств и переживаний автора, раскрывать основное настроение стихотворения;
совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; обогащать словарный запас, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.
развивать эмоциональную сферу детей, умение видеть прекрасное в поэзии;
воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения; формировать навык самоконтроля учебной деятельности;
формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач; понимать и принимать информацию;
определять главную мысль произведения, особенности построения, обосновывать своё мнение, проводить анализ, выполнять задания поискового характера.
Регулятивные УУД:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Оборудование: АРМ учителя, презентация по теме урока, аудиоприложение с записью стихотворения, карточки для парной и групповой работы
Ход урока
1. Организационный момент.Слайд №1
- Здравствуйте, ребята! Какой сегодня прекрасный день! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Сохраним наше настроение до конца урока!
2. Жужжащее чтение
3. Речевая разминка Слайд №2
- Прочитай про себя:
Идёт матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришёл,
Белый снег сошёл.
А за ним и апрель,
Отворил окно и дверь.
А уж как пришёл май,
Солнце в терем приглашай.
-Понравилось вам стихотворение? О чём оно?(О весне)
- Давайте прочитаем этот отрывок хором сначала медленно, постепенно ускоряя темп, затем побыстрее в темпе скороговорки
- Как вы думаете, ребята, в чём основная мысль этого стихотворения?
4. Проверка домашнего задания Слайд №3
- Ребята, скажите, с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?
( С творчеством А.А.Фета).
- С какими стихами познакомились?
- Чтение наизусть стихотворения «Бабочка» и «Весенний дождь».рисунки
- Молодцы!
5. Актуализация знаний.
- У вас на партах небольшие тексты. Прочитайте их самостоятельно и подумайте, какое время года в нем описывается.
Природа пробуждается от зимнего сна. Постепенно сходит снег, но земля недолго остается черной и голой. Как только чуть потеплеет, отовсюду начинает пробиваться молодая ярко-зеленая трава, на деревьях набухают почки, которые скоро превратятся в маленькие листочки. На водоемах быстро тает лед. Льдинки качаются на воде, пока совсем не исчезают. Небо обычно чистое, голубое, и по нему быстро плывут снежно-белые облака, похожие на животных - льва, черепаху, различные предметы, даже лица людей.
(Ответы учащихся.)
- Действительно,о весне сложено очень много стихов. Давайте произнесём слово весна отчётливо и выразительно. Что слышится вам в этом слове? (Таяние снега, капель, журчание ручья, пение птиц, появление первых листочков).
6. Формулирование темы урока, целей.
- Как вы думаете, почему именно с разговора о весне мы начали наш урок литературного чтения?Слайд №4
- Сегодня в центре нашего внимания стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!».
Работа в паре.
- А написал это красивое стихотворение замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Фамилию этого автора попробуйте расшифровать.
- Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги.
МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ
- Какую фамилию прочитали?
- Баратынский.
Среди поэтов, которые восхищались этим временем года, был Евгений Абрамович Баратынский, известный поэт 19 века.
- Итак,сформулируйте тему урокаСлайд №5 (Е.А.Баратынский«Весна, весна! как воздух чист!».)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи урока. Что нам предстоит сделать на уроке?
Задачи урока Слайд №6
Познакомиться… (с биорафией поэта и его стихотворением)
Проанализировать… (прочитанное стихотворение.)
Провести словарно-лексическую работу
Научиться… (выразительно читать)
7. Изучение нового материала
1.Знакомство с биографией поэта, его творчеством. Слайд №7
-Вам нужно было подготовить сообщение о биографии поэта. Кто сможет познакомить нас с биографией и творчеством поэта.(сообщение учащихся)
- Баратынский Евгений Абрамович русский поэт. С детства любил поэзию и писал стихи.
Воспитание Евгений получил в деревне. Рядом с мальчиком была мать и дядька-итальянец" ДжачинтоБоргезе. Мальчик рано познакомился с итальянским языком, овладел французским, принятым в доме Баратынских. С восьми лет уже писал по-французски письма.
В 1808 году Евгения Баратынского отвезли в Петербург и отдали в частный немецкий пансион, где он выучился немецкому языку. Затем Баратынский поступил в Пажеский корпус - элитное военное училище.
Жил в Москве и Петербурге. Часто находился вдали от родного дома. Жил в Германии, во Франции, в Италии, но вновь и вновь обращался в стихах к родной природе.
В Неаполе 11 июля 1844 г. Баратынский скоропостижно скончался, 44 лет от роду. Из Неаполя тело поэта перевезли на родину и похоронили на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре, неподалеку от баснописца И.А. Крылова, скончавшегося в том же году.
2. Первичное восприятие текста.
- Давайте послушаем стихотворение. Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..» в исполнении актрисы театра и кино. (аудиоприложение с записью стихотворения)
3. Проверка первичного восприятия.
- О чем это стихотворение? (Это стихотворение о ранней весне)
- Какой момент весны изображён в стихотворении? (Приход весны, пробуждение природы)
- Какое настроение поэта вы почувствовали? Что он чувствует?Выберите.
Слайд №8 со словами: изумление, торжество, радость, восхищение, печаль, спокойствие, ликование, грусть, восторг, грусть, полёт души, обновление, восхищение…( Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление..)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Те же самые!
- Я согласна с вами. Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг
4. Словарно-лексическая работа.Слайд №9
-Прежде чем начнём работу над выразительным чтением стихотворения нам нужно провести словарно-лексическую работу
- Давайте выясним значение непонятных слов.
Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар.).
Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый.
Взвился – взлетел, поднялся, завертелся, закружился.
Незримый – недоступный зрению, скрытый, тайный.
Заздравный – исполняемый, провозглашаемый за чьѐ – нибудь здоровье.
Обнажены – лишены покрова, нагие.
Древа–деревья, торжествующий- победоносный, радостный.
8. Физкультминутка
9. Работа над выразительным чтением стихотворения
- чтение «Буксир»
- чтение «По рядам»
- чтение «Молния»
- чтение «Губы»
- Кто попробует прочитать стих?Попробуйте прочитать его, стараясь передать голосом и ясность небосклона, и легкость ветерка, и гремучую звонкость ручьев, и рев реки, и пение жаворонка.
- выразительное чтение стихотворения учащимися
10.Творческая работа в группахСлайд №10
- Объявляю творческую 5-минутку.
- Представим, что все мы поэты. Предлагаю написать стихотворение - синквейн о весне. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова.
1.Существительное
2. Прилагательные
3. Глаголы по теме весна
4. Предложение
1.Весна.
2. Тёплая, яркая.
3. Тает, бегут, журчат.
4. Наступила долгожданная весна.
11. Итог урока
-Вот и подошёл к концу наш урок.
- Давайте вспомним с творчеством какого поэта мы сегодня познакомились на уроке?
- С каким стихотворением?
12. РефлексияСлайд №11
-Я прошу вас рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в группах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.
- Продолжите фразу:
«На уроке я узнал…»
«Мне на уроке удалось…»
«Мне бы хотелось похвалить…»
«Самым интересным на уроке было…»
Мне понравилось …
Я понял, что …
Я научился …
Я сегодня работал …
Дети зачитывают получившиеся предложения.
13. Домашнее заданиеСлайд №12
- Выразительное чтение стихотворения
- А теперь потрите ладошки так, чтобы было жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Большое вам спасибо. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.