СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Мир детства в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Мир детства в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

Цели урока: познакомить учеников с жизнью и творчеством А. П. Чехова; познакомить с рассказом А.П. Чехова «Мальчики».

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Мир детства в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»»

Технологическая карта урока

Литературное Чтение

Класс 4 «б»

Студентка: Перминова Екатерина Владимировна

Дата урока: ___________________

УМК «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Мир детства в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

Цели урока: познакомить учеников с жизнью и творчеством А. П. Чехова; познакомить с рассказом А.П. Чехова «Мальчики».

Задачи:

  • Образовательная: отрабатывать умения определять синонимы, антонимы, многозначные слова.

  • Развивающая: развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

  • Воспитательная: воспитывать культуру речи, умение слушать других.

Планируемые УУД:

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества, умеют отвечать на вопросы, выступают по теме, слушают выступления товарищей, дополняют ответы по ходу беседы, используя текст.

Познавательные: находят необходимую информацию в учебнике; отвечают на поставленные вопросы учителя, аргументируя свой ответ.

Учебно-методический комплекс: учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1, презентация по теме урока.



















Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.


- Ребята!

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем

Глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат,

Сначала думаю, а потом говорю,

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

Приветствуют учителя, друг друга

2. Проверка домашнего задания.


Гимнастика для развития внимания















Жужжащее чтение. (5-7 минут)


Д авайте начнем урок.


















Перед тем, как приступить к чтению ваших книг, посмотрите на экран (слайд 1). У вас на партах есть такая же табличка с буквами. Выполнение этого упражнения поможет нам сосредоточить внимание.

Молодцы!

А теперь открываем свои книжечки, начинаем читать.


Проверим домашнее задание.

-Что вам было задано на  дом?

Пересказывают басню Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»

Молодцы.
















Ищут предметы в таблице на слайде



Читают книги



Пересказ басни

Отвечают на вопросы


3. Изучение нового материала.

- Обратите внимание на доску. (Слайд 2)

Перед вами фамилии поэтов и писателей с пропущенными буквами Тют…ев (Ч), Ф…т (е), Ми…алков (х), Т…лстой (о), Ершо…(в)

- Попробуем их восстановить. Из пропущенных букв, которые мы вставим, получится фамилия писателя, с произведением которого мы будем работать.

- Итак, это фамилия…

- Да, Чехов.

- Мы сегодня познакомимся с писателем.

- На странице120 есть портрет А.П. Чехова.

- Каким вам представляется этот человек?

- Всмотритесь в его лицо, что вы можете сказать о нем?

Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в г. Таганроге в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет. Павел Егорович, глава семейства, играл на скрипке, пел, рисовал. Мать, Евгения Яковлевна, была хорошей рассказчицей. В детстве Антон с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец, Павел Егорович. Там было холодно, здоровье его страдало. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, а потом до позднего вечера он находился в лавке.

Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно; подзатыльники, порка — всё это было привычным и узаконенным явлением.

Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова. В 1879 году будущий писатель заканчивает гимназию и получает за хорошую учебу стипендию.

- Что помогло хорошо закончить Чехову гимназию?

1889 год омрачается смертью брата Николая. Это событие сильно подействовало на Чехова. В апреле 1890 г. он отправляется на Сахалин в длительное и тяжелое путешествие. Здесь в течение трех месяцев писатель объездил остров, провел поголовную перепись всех сахалинских жителей. Впечатления от поездки были богатыми, сложными, противоречивыми. Чехов вскрыл такие злоупотребления тюремной и каторжной администрации, которые обеспокоили само правительство, назначившее специальную комиссию для расследования положения ссыльнокаторжных на Сахалине.

- Каковы же причины поездки на Сахалин? (Чехов знал, что на своем длинном пути он встретит множество людей, увидит жизнь страны.)

После Сахалина Чехов сильно болел. Сначала жил под Москвой в Мелихово (1892 г.), потом врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 — 1904 г.г. он жил на собственной даче в Ялте.

Весной 1904 года здоровье Чехова ухудшилось, и по советам врачей Чехов отправился на лечение в немецкий курортный городок Баденвейлер, там он и скончался.

2. Самостоятельное чтение учащимися статьи в учебнике.

- Итак, мы познакомились с биографией А.П. Чехова.

- Каким он был человеком?

- Верно, А.П. Чехов был не только талантливым писателем, но и великолепным врачом, добрым, и очень порядочным человеком.

Перед тем, как продолжить наш урок….

Восстанавливают фамилии













Определяют тему урока











Отвечают на вопросы

































Чехов знал, что на своем длинном пути он встретит множество людей, увидит жизнь страны.




Ученики читают статью



- Высказывают свое мнение.


4. Физкультминутка


- встанем и отдохнем.

Раз- подняться, подтянуться,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.

- Молодцы. А теперь давайте и глазкам дадим отдохнуть.

Закрыли глаза, и сосчитали до 5.

Открыли глаза, посмотрели на верх и считаем до 5.

Смотрим вниз и считаем до 5.

Смотрим вправо, и считаем до 5.

Теперь влево и считаем до 5.

А теперь быстро поморгали 10 раз.

Молодцы!

Выполняют упражнения

5. Работа над текстом.


За свои 44 года Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Например, “Ванька”, “Каштанка”. Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Чехова о детях. (Слайд 3)

- Посмотрим на стр. 123.

Перед вами одно из произведений А.П. Чехова «Мальчики».

- Мальчики, казалось бы, обычное название.

- Можно ли по названию определить, о чем данное произведение?

- А что нам нужно сделать, чтобы узнать, о чем произведение?


а) Комбинированное чтение учитель + учащиеся (выборочно).

б) Проверка первичного восприятия текста.

- Итак, куда же хотели сбежать мальчики?

- Что взволновало вас при чтении рассказа?(Страх за мальчиков, переживание мамы, восхищение.)

- К какому жанру относится это произведение?

- Понравился ли вам этот рассказ?

- Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?


Чтобы лучше понять содержание рассказа познакомимся с трудными словами. Помогите мне объяснить их значение.

(слайд 4, 5, 6)

1. Башлык - это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки - суконный капюшон с длинными концами.

2. Розвальни – сани

3. Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Сын Божий. Иисус Христос

4. Самоеды - это старое название народов, говорящих на самодийских языках, — ненцев.

5. Бизон – животное

6. Майн Рид - это английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.

7. Пампасы - это название южноамериканских равнинных травянистых степей.

8. Мустанги — потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке.

9. Термиты - насекомые

10. Москиты – насекомые

Самостоятельное чтение.

- Попробуйте при чтении ставить вопросы к тексту.

Беседа после прочитанного.

- А что вы можете сказать о характере мальчиков?

(Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный.

Володя – нерешительный.)

- Можно ли Володю назвать трусом?(Ответы детей.)

- Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)

Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?

Молодцы!





Высказывают свое мнение.




- Нам нужно его прочитать.










- Высказывают свое мнение.


Ищут в тексте слова.


6. Итог урока. Рефлексия

- Первые страницы рассказа познакомили нас с героями.

- Кто же они?

- Каково отношение автора к этим героям?

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

- Что интересного вы о нем узнали?

- А теперь ребята Поднимите левую руку, если вам понравилось, как вы и одноклассники работали на уроке. Поднимите правую руку – если вам не понравилось, как вы и одноклассники работали на уроке.

– Поаплодируйте себе и своим одноклассникам.

Выставление оценок с комментированием за работу на уроке.

Отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность



- Поднимают руки.


Аплодируют себе и своим одноклассникам.

7.Домашнее задание

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.


Записывают домашнее задание


К проведению урока допускаю:

Учитель начальных классов _______________

Дата ___________________




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!