I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Этот предмет называется «химия». Откройте тетради. Запишем тему урока «Предмет химии». Какие ассоциации вызывает у вас слово «химия»? Запишем это в тетради. Учащиеся самостоятельно записывают: Положительные | Отрицательные | Пища животных и человека Удобрения; Одежда; Лекарства; Топливо; Строительный материал; и др. | Загрязнение окружающей среды; Отравление, гибель растений, животных, людей; Изготовление алкоголя и наркотиков; Изготовление взрывчатых веществ; и др. | 2.Прочитать. Обсудить с учащимися выполненное задание. Можно ли уменьшить список «отрицательные»? А нужно ли вам лично изучение химии? | Таблицы для заполнения | Регулятивные УУД Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Личностные УУД Соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других людей. |
II. Совместное открытие знаний. | 1. Мы живем в окружении физических тел. Окружающую нас природу изучает множество наук. - Какие науки вы изучали? Ответ учащихся: Биология, экология, география, физика. - Что является предметом изучения каждой из наук о природе? Ответ учащихся: Тела неживой природы – предмет изучения физики и географии, а тела живой природы- биологии. Экология изучает взаимоотношения живых организмов (тел живой природы) друг с другом, с телами неживой природы. 2. Прежде чем задать следующий вопрос, давайте посмотрим опыт. Демонстрация «Извержение вулкана». Разложение дихромата аммония («вулкан»)Перед нами – оранжевые кристаллы дихромата аммония. Горящая лучинка вызывает бурную реакцию. Дихромат аммония – особенная соль, в ее составе – окислитель и восстановитель. Реакция началась от горящей лучинки, но не прекратилась, когда лучинку убрали, а стала еще интенсивней. Дело в том, что в процессе реакции выделяется теплота, и начавшись от лучинки, процесс лавинообразно развивается до тех пор, пока вся масса дихромата не превратится в ( Cr2O3, N2 , и н2о) - Какие изменения вы наблюдали? 3. Что изучает химия? Ответ учащихся: Химия изучает вещества, превращение одних веществ в другие. Веществ много - более 10 млн. Что вы знаете о веществах? Ответ учащихся: Знаем: Вещества - это то, из чего состоят физические тела. Вещества естественные и искусственные. Вещества обладают физическими свойствами. Вещества имеют газообразное, жидкое, твердое агрегатное состояние. Вещества отличаются по цвету, блеску, запаху, вкусу плотности, растворимости, температуры кипения, температуры плавления, электропроводности и др. Не знаем, но хотим узнать: Почему происходят превращения? 4. «Угадай вещество». Работа в парах. Каждой паре учащихся выдается текст задания. Нужно угадать вещество, описать физические свойства вещества. Где применяется данное вещество. Задание 1. Сообщаю: я спешу! Я живу, пока пишу. Исчертил всю доску белым Исчезаю. Был я …(мел) | Задание 2. Иду на мелкую монету, В колоколах люблю звенеть, Мне ставят памятник за это, И знают: имя мое … ( Си) | Задание 3. Из глины я обыкновенной, Но я на редкость современный. Я не боюсь электротока, Бесстрашно в воздухе лечу; Служу на кухне я без срока – Мне все задачи по плечу. Горжусь своим я именем: Зовусь я … (АL) | Задание 4. Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца, Не заправишь холодца. Но не только лишь в еде – Я живу в морской воде. Если льет слеза из глаза, Вкус припомнишь мой ты сразу. Кто догадлив, говорит: …(поваренная соль) | Задание 5. Обычно белый, как мука, От йода я синею. Но как боюсь я кипятка! В нем сразу стану … клеем (крахмал) | Задание 6. Я - серый порошок, Пока мой дом - мешок. Воды напьюсь, и в этот же момент Я затвердею сразу. Я - …(цемент) | 5. Игра «химическая физкультминутка» Задание 1.Учитель перечисляет названия веществ и физических тел. Если названо вещество, то встают учащиеся первого варианта, если названы физические тела, то встают учащиеся второго варианта. Вещества | Физические тела | О2 Н20 Fe S Сахар | Стакан Ручка Мяч Яблоко Машина | Задание 2.Учитель перечисляет химические и физические превращения. Если названо физическое превращение, поднимаем левую руку, если названо химическое - поднимаем правую руку. Физические явления | Химические явления | Превращение воды в пар Растворение сахара в воде Высыхание белья Движение машины | Скисание молока Горение дров Ржавление железа Дыхание | | (NH₄)₂Cr₂O₇, CH3OH лучинка и спички. Текст задания для групп | Личностные УУД Соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Владеть смысловым чтением. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. |
III. Самостоятельное применение знаний. | Работа в парах: 1. В перечне: гвоздь, стакан, графит, линейка, алюминий, железо, воронка, крахмал, уксусная кислота, глюкоза – число названий веществ равно: а) 6; б) 7; в) 8; г) 5. 2. В перечне веществ: карандаш, бензин, льдина, сахар, медь, пробирка, вода, колба, проволока, алюминий – число названий тел равно: а) 8; б) 7; в) 6; г) 5. 3. В перечне: растворимый, круглый, легкий, кристаллический, выпуклый, газообразный, твердый, плоский – число признаков (свойств), которые относятся к веществам, равно: а) 8; б) 6; в) 5; г) 4. 4. В перечне: теплопроводный, мягкий, круглый, плоский, бесцветный, деревянный, нерастворимый, прозрачный, газообразный – число признаков (свойств), которые относятся к телам, равно: а) 7; б)5; в) 4; г) 3. 5. В перечне: твердое, жидкое, черное, серое, легче воды, хрупкое, нерастворимое в воде, пластичное, растворимое в воде, тяжелее воды, теплопроводное – число свойств, которые характерны для железа, равно: а) 10; б) 8; в) 6; г) 5. | Тестовые задания для групп. | Регулятивные УУД В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД Соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
IV. Рефлексия | 1. Составление синквейна: - перед тем, как составлять синквейн, вернемся к ключевым словам урока: химия как наука, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, свойства вещества. -составление синквейна – учащиеся составляют синквейн по плану; 1) Одно существительное; 2) Два прилагательных; 3) Три глагола; 4) Крылатая фраза; 5) Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее. Примерный вариант синквейна: 1) Вещества; 2) Увлекательная, сложная; 3) Учить, экспериментировать, удивляться; 4) Лучше один раз увидеть, чем два услышать! 5) Наука. - прослушивание синквейнов учеников. 2. В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку. Сегодня я узнал Я удивился Я хотел бы | Карточки для рефлексии. | Познавательные УУД Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |