СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии 8 класс»

Технологическая карта урока химии

8 класс(УМК О.С. Габриелян)

Тема урока. «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цели:

- показать значение химии для жизни человека и указать области деятельности, где нужны знания по химии (медицина, сельское хозяйство, пищевая, нефтеперерабатывающая, металлургическая, химическая и другие отрасли промышленности);

- обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о веществах и их свойствах, сформировать понятие о веществе, об отличии этого понятия от понятия «тело»;

- ознакомить учащихся с методами познания в химии: наблюдением, экспериментом, моделированием, описанием, сравнением, измерением;

- дать определение химии как одной из наук о природе; показать её связь с физикой, биологией, физической географией и другими естественными науками;

- изложить требования к выполнению домашних заданий.

Предметные результаты:

- умения устанавливать межпредметные связи;

- формулировать определения понятий «вещество», «свойства веществ» и химии как науки;

- классифицировать предложенные вещества по агрегатному состоянию;

- различать признаки веществ и тел, предметы изучения естественных наук, тела и вещества.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: соблюдать дисциплину на уроке; уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Познавательные УУД : анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий); владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); слушать и понимать речь других людей.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока); выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные результаты:

1. Развитие познавательного интереса к химии.


2. Осознание значения знаний по химии для человека и общества.

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Этот предмет называется «химия». Откройте тетради. Запишем тему урока «Предмет химии». Какие ассоциации вызывает у вас слово «химия»? Запишем это в тетради. Учащиеся самостоятельно записывают:

Положительные

Отрицательные

Пища животных и человека

Удобрения;

Одежда;

Лекарства;

Топливо;

Строительный материал; и др.

Загрязнение окружающей среды;

Отравление, гибель растений, животных, людей;

Изготовление алкоголя и наркотиков;

Изготовление взрывчатых веществ; и др.

2.Прочитать. Обсудить с учащимися выполненное задание. Можно ли уменьшить список «отрицательные»? А нужно ли вам лично изучение химии?

Таблицы для заполнения


Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Личностные УУД

Соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные УУД
Слушать и понимать речь других людей.

II.

Совместное открытие знаний.

1. Мы живем в окружении физических тел. Окружающую нас природу изучает множество наук.

- Какие науки вы изучали? Ответ учащихся: Биология, экология, география, физика.

- Что является предметом изучения каждой из наук о природе?

Ответ учащихся: Тела неживой природы – предмет изучения физики и географии, а тела живой природы- биологии. Экология изучает взаимоотношения живых организмов (тел живой природы) друг с другом, с телами неживой природы.

2. Прежде чем задать следующий вопрос, давайте посмотрим опыт. Демонстрация «Извержение вулкана».

Разложение дихромата аммония («вулкан»)Перед нами – оранжевые кристаллы дихромата аммония. Горящая лучинка вызывает бурную реакцию. Дихромат аммония – особенная соль, в ее составе – окислитель и восстановитель. Реакция началась от горящей лучинки, но не прекратилась, когда лучинку убрали, а стала еще интенсивней. Дело в том, что в процессе реакции выделяется теплота, и начавшись от лучинки, процесс лавинообразно развивается до тех пор, пока вся масса дихромата не превратится в ( Cr2O3, N2 , и н2о)


- Какие изменения вы наблюдали?

3. Что изучает химия?

Ответ учащихся: Химия изучает вещества, превращение одних веществ в другие.

Веществ много - более 10 млн. Что вы знаете о веществах?

Ответ учащихся:

Знаем:

Вещества - это то, из чего состоят физические тела.

Вещества естественные и искусственные.

Вещества обладают физическими свойствами.

Вещества имеют газообразное, жидкое, твердое агрегатное состояние. Вещества отличаются по цвету, блеску, запаху, вкусу плотности, растворимости, температуры кипения, температуры плавления, электропроводности и др.

Не знаем, но хотим узнать:

Почему происходят превращения?

4. «Угадай вещество».

Работа в парах.

Каждой паре учащихся выдается текст задания.

Нужно угадать вещество, описать физические свойства вещества.

Где применяется данное вещество.

Задание 1.

Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белым

Исчезаю. Был я …(мел)


Задание 2.

Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это,

И знают: имя мое …

( Си)

Задание 3.

Из глины я обыкновенной,

Но я на редкость современный.

Я не боюсь электротока, Бесстрашно в воздухе лечу;

Служу на кухне я без срока –

Мне все задачи по плечу.

Горжусь своим я именем:

Зовусь я … (АL)

Задание 4.

Я, конечно, очень нужен.

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде –

Я живу в морской воде.

Если льет слеза из глаза,

Вкус припомнишь мой ты сразу.

Кто догадлив, говорит: …(поваренная соль)

Задание 5.

Обычно белый, как мука,

От йода я синею.

Но как боюсь я кипятка!

В нем сразу стану … клеем

(крахмал)


Задание 6.

Я - серый порошок,

Пока мой дом - мешок.

Воды напьюсь, и в этот же момент

Я затвердею сразу. Я - …(цемент)



5. Игра «химическая физкультминутка»

Задание 1.Учитель перечисляет названия веществ и физических тел. Если названо вещество, то встают учащиеся первого варианта, если названы физические тела, то встают учащиеся второго варианта.

Вещества

Физические тела

О2

Н20

Fe

S

Сахар

Стакан

Ручка

Мяч

Яблоко

Машина

Задание 2.Учитель перечисляет химические и физические превращения. Если названо физическое превращение, поднимаем левую руку, если названо химическое - поднимаем правую руку.

Физические явления

Химические явления

Превращение воды в пар Растворение сахара в воде Высыхание белья

Движение машины

Скисание молока Горение дров Ржавление железа

Дыхание


(NH₄)₂Cr₂O₇, CH3OH лучинка и спички. Текст задания

для групп

Личностные УУД Соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Владеть смысловым чтением.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

III. Самостоятельное применение знаний.

Работа в парах:

1. В перечне: гвоздь, стакан, графит, линейка, алюминий, железо, воронка, крахмал, уксусная кислота, глюкоза – число названий веществ равно:

а) 6; б) 7; в) 8; г) 5.

2. В перечне веществ: карандаш, бензин, льдина, сахар, медь, пробирка, вода, колба, проволока, алюминий – число названий тел равно:

а) 8; б) 7; в) 6; г) 5.

3. В перечне: растворимый, круглый, легкий, кристаллический, выпуклый, газообразный, твердый, плоский – число признаков (свойств), которые относятся к веществам, равно:

а) 8; б) 6; в) 5; г) 4.

4. В перечне: теплопроводный, мягкий, круглый, плоский, бесцветный, деревянный, нерастворимый, прозрачный, газообразный – число признаков (свойств), которые относятся к телам, равно:

а) 7; б)5; в) 4; г) 3.

5. В перечне: твердое, жидкое, черное, серое, легче воды, хрупкое, нерастворимое в воде, пластичное, растворимое в воде, тяжелее воды, теплопроводное – число свойств, которые характерны для железа, равно:

а) 10; б) 8; в) 6; г) 5.

Тестовые задания для групп.

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД

Соблюдать дисциплину на уроке.

Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

IV.

Рефлексия

1. Составление синквейна:

- перед тем, как составлять синквейн, вернемся к ключевым словам урока: химия как наука, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, свойства вещества.

-составление синквейна – учащиеся составляют синквейн по плану;

1) Одно существительное;

2) Два прилагательных;

3) Три глагола;

4) Крылатая фраза;

5) Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.

Примерный вариант синквейна:

1) Вещества;

2) Увлекательная, сложная;

3) Учить, экспериментировать, удивляться;

4) Лучше один раз увидеть, чем два услышать!

5) Наука.

- прослушивание синквейнов учеников.

2. В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке.

Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку.

Сегодня я узнал

Я удивился

Я хотел бы

Карточки для рефлексии.

Познавательные УУД

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

V.

Итог урока.

1.Домашнее задание:

§1, прочитать, ответить на вопросы 1-4.

2. Химия - наука экспериментальная, сегодня вы не проводили эксперименты самостоятельно. На следующем уроке мы изучим приемы обращения с лабораторным оборудованием и основами безопасности при работе в химическом кабинете.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!