СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Народный костюм. Одежда"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока изобразительного искусства разработана для учащихся 5 класса по теме: "Народный костюм. Одежда" к учебнику "Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Е. А. Ермолинская,Е. С. Медкова, Л. Г. Савенкова (под редакцией Л. Г. Савенковой) - М.: Вентана-Граф.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Народный костюм. Одежда"»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Учитель: Новикова Ирина Львовна

Базовый учебник: « Изобразительное искусство » Авторы: Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г.Савенкова

Тема

«Народный костюм. Одежда»

Цель

Освоение особенностей образного строя русского народного костюма через формирование навыков креативной переработки художественно-эстетических впечатлений и переживаний


Задачи

обучающие – формировать представления о русской народной одежде, ее значении для жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями их изготовления и ношения;

развивающие – развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, креативное мышление, умение работать в коллективе.

воспитывающие – воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны, своего родного края

Планируемый результат




Предметные умения

УУД

1) Знать элементы русской одежды, символы и образы в украшении народного женского и мужского костюма России и Брянской области

2) Знать символику орнамента и цвета русского народного костюма



Планируемые результаты:

В познавательной сфере:

- знать элементы народной одежды:

рубаха, сарафан, понева, штаны-порты;

- описывать элементы народного костюма России и Брянской области;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль символов и цвета в украшении костюма


Личностные: 

1.Приобщение к отечественной культуре

2.Ценностное отношение к историческому и культурному прошлому

3. Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

4. Эмоционально-эстетическая оценка

Регулятивные: 

1.Умение ставить цели и достигать их.

2. Принимать нестандартные, креативные решения

3. Осуществлять контроль своей деятельности и прогнозировать результат

3. Оценивание результатов своего труда



Познавательные: 

1. Умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно следственных связей.

3. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем

Коммуникативные: 

1.Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения

2.Планирование учебного сотрудничества,

3. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

ИКТ

История

Мировая художественная культура

Литература

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Групповая

Коллективная


Учебник

Технологическая карта урока для учащихся

Раздаточный материал: толковые словари, индивидуальная карта оценки собственных результатов работы

Аутентичные варианты народной одежды (наглядный материал) Брянской области

Компьютерная презентация «Народный костюм. Одежда»

Художественные материалы









Этапы урока

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный

Самоопределение Мотивация к учебной деятельности

 (1 мин)

Цель: Эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Включение в деловой ритм

Учитель под ярмарочную музыку заводит детей в класс (пока все не станут на свои места – до начала урока)

Доброго дня, вам, молодцы да красны девицы!

А он действительно добрый!

Давайте же улыбнемся друг другу.

Сегодня я вас приглашаю на необычный урок – на урок- праздничное мероприятие


Эмоциональный настрой на творческую деятельность

Улыбнуться друг другу


Регулятивные: Включение в деловой ритм, организация внимания

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: Самоопределение в учебной деятельности

II. Актуализация знаний

фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

(5 мин)

Цель: Подготовка мышления учащихся к творческой деятельности

Выявляет уровень знаний

Именно на этом праздничном мероприятии можно услышать эти звуки, и можно услышать музыку, которая нас сопровождала, когда мы входили в класс.

Как вы думаете, как же называется это праздничное мероприятие?

А что такое ярмарка? Слайд 2 - ярмарка

Так зачем люди приезжали на ярмарку?

Верно. Приезжали, чтобы что-то купить, что-то продать, ну, и конечно же, развлечься, на людей посмотреть, да и себя показать, и своими нарядами похвастаться,

Ярмарки в давнее время проходили во всех старинных городах России и в том числе и у нас, на Брянщине.

Как называлась да и сейчас называется самая крупная ярмарка Брянской области? (Свенская)

Слайд 3 Свенская ярмарка

Сегодня на уроке я предлагаю нам отправиться в прошлое, в 19 век на главную ярмарку Брянского края – Свенскую, которая проходила в давние времена у стен древнего Свенского монастыря на Андреевском лугу.

Люди надевали свою самую лучшую, праздничную одежду и с песнями отправлялись на ярмарку.

Учитель исполняет 2 куплета песни «На ярмарке»

А я, молода, на ярмарку ходила.

А я, молода, на ярмарку ходила.

На ярмарке, на ярмарке, поневу я купила.

На ярмарке, на ярмарке, поневу я купила.

А я, молода, на ярмарку ходила.

А я, молода, на ярмарку ходила.

На ярмарке, на ярмарке, повойник я купила.

На ярмарке, на ярмарке, повойник я купила.

Учащиеся отрабатывают умение фиксировать затруднение, выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности



 



Познакомиться со значением слов «ярмарка», «торг»

Ярмарка - большой торг (место торговли, рынок, базар) обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.

Сергей Иванович Ожегов.

 


Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков


III. Постановка учебной проблемы

Формулирование темы урока, постановка цели 

(5 мин)

Цель:

- формулировка темы урока

Создает проблемную ситуацию

Постановка проблемного вопроса

Ребята, я готова отправиться на ярмарку в 19 век.

А вы? Почему? Да, действительно проблема.

А что нужно сделать, чтобы ее решить, ведь мы не в ателье, а на уроке изобразительного искусства.

Нарисовать костюм.

Как вы думаете, какова тема урока?

Верно

(на магнитной доске)

Тема урока: Народный костюм. Одежда.

Что нам необходимо сделать, какие задачи решить, чтобы изучить эту тему.

Задачи:

  1. Познакомимся с особенностями женского и мужского народного костюма.

  2. Изучим виды народного костюма Брянской области и элементы украшений

  3. Научимся создавать эскиз женского и мужского народного костюма



У вас на столах лежат технологические карты для работы на уроке, в которых содержится различная информация по теме урока: толковый словарь, скусствоведческий материал, иллюстрации.

И для каждого из вас – карта оценки работы на уроке, возьмите ее в руки, посмотрите, в левом столбике – задания по этапам урока, в правой – количество баллов. Выполнили правильно задание, обведите кружочком 1 балл, выполнили неверно или вообще не выполнили – 0 баллов. Подпишите свое имя и фамилию на карте. На каждом этапе вы должны оценить свою работу. Есть вопросы?

Тогда оцените свою работу на данном этапе.


Определяют цель и задачи учебной деятельности.



Тема урока:



Цель: Познакомиться…

Задачи:

Познакомиться (узнать)…

Изучить элементы…, украшения …

Научиться создавать…

На корзине «желаний» написать сформулированную тему урока, цель урока и задачи





Коммуникативные: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: Формирование познавательной цели

IV. Формулирование проблемы планирование учебной деятельности

Построение проекта выхода из затруднения (7 мин)

Цель:

- формирование у учащихся представление о народных костюмах, их особенностях изготовления и украшения,

- повторение и закрепление знаний о прикладном искусстве в жизни крестьянина






































Организует учащихся на исследование проблемной ситуации

Приступаем к решению первой задачи.



1.Демонстрирует слайды, сопровождая их рассказом о русском народном костюме

Слайд 4 текст стиха

Нам Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.



Русский народный костюм формировался на протяжении многих веков на всей территории нашей Родины, причем в разных уголках страны складывались свои характерные особенности в одежде.


Как вы думаете, из каких частей состоял русский народный костюм?

Нам Посмотрите на экран.

С

Слайд 5 – Головной убор

Слайд 6 - одежда

Слайд 7- обувь

Какой вывод сделаем? Из каких частей состоит мужской и женский костюм?

В женской одежде распространение получили два комплекса - северорусский и южнорусский.

Слайд 8 – 2 комплекса женской одежды

Давайте определим их сходство и различие.

Возьмите страницу 3 технологической карты. Рассмотрите элементы костюма и сравните:

головные уборы, Слайд 9 – северорусский комплекс женской одежды


рубаха,

передник, фартук,

понева,

лапти.

Слайд 10 – южнорусский комплекс женской одежды


Что такое понева? Найдите в словаре терминов в технологической карте.

Демонстрация поневы.

Сравним северорусский женский комплекс.

А теперь сравним два комплекса. Чем они кардинально отличаются? Поневой и сарафаном.

Слайд 11 мужская одежда

Сравним мужские народные костюмы.в технологической карте страница 4.

Какой сделаем вывод?

Мужская народная одежда на всей территории нашей страны была примерно однотипна.

Можете предположить, чем украшали народную одежду?

Вышивкой…

2. Предлагает работу с учебником.

Откройте учебник на странице 111. Найдите в тексте учебника ответ на вопрос:

чем украшали одежду: вышивка, бахрома, кружево, оборки и тесьма.

Слайд 12 орнамент

Рассмотрите орнамент.

Какой цвет чаще всего используется в украшении народной одежды?

Что он означает? Цвет жизни.

Какие еще цвета используются в украшении? Слайд 13 цвет

Какие еще могут быть украшения , женские, например. Слайд 14 украшения



Ребята, сделаем вывод.

Костюм состоит из …

Существует 2 комплекса женской одежды, отличаются они элементами: поневой и сарафаном

Мужской костюм практически ничем не отличается

Костюм украшается узором определенного цвета


Оцените, пожалуйста, свои ответы в картах оценки.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)





1.Выдвигают предположения на поставленные вопросы

2. Слушают рассказ учителя



































3.Поиск, выделение необходимой информации

4.Проверка выполненной работы











































Подводят итог, делают вывод, оценивают свою работу на данном этапе в картах оценки


Вопросы





















































Найти в учебнике

( стр. 102-107 и стр. 108-112) и в справочной художественной литературе описание женских и мужских костюмов и запиши в таблицу



Работа с технологической картой:

Заполнение таблицы



Выступления учащихся

Знакомство с северорусским и южнорусским народным костюмом.

Уточнение и закрепление знаний

об характерных особенностях русской одежды (вышивка)


Познавательные: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.

Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

Коммуникативные: Умение точно выражать свои мысли

Регулятивные: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка

V. Открытие нового знания

Первичное закрепление.

Реализация построенного проекта

(6 мин)

Цель:

- закрепление знаний элементов русского народного костюма.

















Физкультминутка

(1 мин)


Устанавливает осознанность ситуации

Приступаем к решению второй задачи. Брянский народный костюм является уникальным в своем роде. Благодаря своему соседству с Украиной и Белоруссией брянский костюм впитал и элементы и белорусского костюма, и украинского народного костюма.

На Брянщине, относящейся к южным областям России, можно выявить четыре вида крестьянского костюма. 

Назовите их.

Найдите страницу 6 технологической карты.

У каждой группы материал только своего вида костюма. Рассмотрите из каких элементов состоит женский костюм? Из каких элементов мужской костюм. Почему?

Рассмотрели? Давайте послушаем 1 группу, представителей центрального района.

Слайд 15 центральный район

2 группу –представителей западных районов слайд 16


3 группу –представителей юго-западных районов слайд 17


4 группу –представителей южных районов слайд 18


Ребята, подведем итог.

Мы изучили отличительные особенности 4 видов женских костюмов Брянской области.

Мужские костюмы однотипны.

Оцените, пожалуйста, свои ответы в картах оценки.

Вы, конечно же, устали, я предлагаю немножко отдохнуть.

Слайд 19 - физкультминутка

Отвечают на вопросы



































Подводят итог, делают вывод





Вывод:

Мы узнали, что традиционные крестьянские костюмы различных районов Брянской области отличались кроем рубахи, понев, цветом и орнаментом вышивки и узорного ткачества, видами головного убора









Подводят итог, делают вывод


Вопросы








Знакомство с русским народным костюмом

Коммуникативные: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя.

Познавательные: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Регулятивные: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Личностные: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны

VI. Применение нового знания

Самостоятельная практическая работа с самопроверкой по эталону (15 мин)

Цель:

- создание эскиза русского народного костюма.
























Организует деятельность по применению новых знаний. Предлагает выполнение практической работы

Приступаем к выполнению третьей задачи.

Я предлагаю каждой группе создать эскизы двух костюмов – женского и мужского, каждого вида Брянской области:

1-я группа – эскиз костюмов центрального района, 2-я –западного, 3-я- юго-западного, 4-я южного. Согласны?

При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека, разные техники и материалы.

Я сейчас вам покажу одну интересную технику, которую можно использовать для создания костюма.

Посмотрите, пожалуйста.:

1-я техника: на эскиз поневы нанесем элементы орнамента восковыми мелками, а фон сверху покроем акварелью одним тоном, в нашем случае синим. Вот так. А можно придумать и свой собственный способ создания и украшения одежды. В любом случае, выбирать вам.

Успехов вам, ребята!



Непосредственно практическая работа с музыкальным сопровождением.



Итак, работа выполнена. И теперь мы все вместе можем смело отправляться на Свенскую ярмарку.

Я попрошу представителей каждой группы разместить свои работы на этом панно, Андреевский луг и стены древнего Свенского монастыря ждут вас, ребята

Перед нами появилось коллективное панно. Какое название мы ему можем дать?

«Народное гулянье», «На ярмарке».


Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

.



































Контролируют и оценивают процесс работы и результаты деятельности.











Демонстрируют свою работу


Работа с раздаточным материалом, с художественным материалом

Знакомство с русским народным костюмом

Регулятивные: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка

Познавательные:Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Регулятивные: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Личностные: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны











Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: 

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии


VII. Рефлексия учебной деятельности и эмоционального настроения

Подведение итога урока. Оценки и их комментирование

(1 мин)


Настало время оценить свою работу на уроке.

Поднимите руки те, у кого в общем счете получилось 5 баллов? У кого четыре балла? У кого меньше?

Мои оценки полностью совпадают с вашими (не совпадают с вашими, потому что вы выполнили свою работу на отлично)

Скажите, для чего мы изучаем народный костюм? Для того, чтобы знать традиции своего народа.

А где в современной жизни нам могут пригодиться эти знания? На основе народного костюма построен современный костюм, в фольклорных ансамблях артисты одеты в народную одежду.

Анализируют успешность усвоения нового материала и свою работу на уроке, оценивают ее.









Подводят итог, делают вывод


Работа с картой оценки личных результатов


Коммуникативные:

 выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

VIII. Домашнее задание по выбору 

(1 мин)


Задаёт и комментирует домашнее задание

Предлагает найти материал о русских народных праздниках.

На какие праздники мы можем надеть русскую народную одежду?

Я вам предлагаю найти материал о русских народных праздниках и представить его на следующем уроке по вариантам.

1 вариант – подготовить рассказ об одном из праздников;

2 вариант – подготовить письменное сообщение с иллюстрациями;

3 вариант – подготовить компьютерную презентацию одного из праздников

Выбирают вариант домашнего задания



Коммуникативные: 

Осознанно фиксируют информацию

 Рефлексия учебной деятельности и эмоционального настроения

 (3 мин)

Цель:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Организует рефлексию

Что для вас на уроке стало самым удивительным, самым интересным, самым полезным? Обсудите этот вопрос в своих группах и запишите на корзине настроения

Отвечаем каруселью (представители групп отвечают поочередно)

- При выполнении какой задачи вы испытывали затруднение?

- Решение какой задачи стало для вас открытием?

- Выполнение какой задачи стало для вас самым полезным на уроке?.

- Выполнение какой задачи стало для вас самым интересным моментом на уроке?.



Закончить наш урок хочется словами

А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости».

Сегодня вы продемонстрировали свою образованность, уважение к старине, любовь к Родине.

Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.

Спасибо вам, ребята, за прекрасный урок.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты



«Карусель», «Цветок»


Регулятивные: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний;

Коммуникативные: Контроль действий партнеров.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!