СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Источники света. Распространение света"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование понимания значения света для существования жизни на Земле;

рассмотреть шкалу электромагнитных излучений, дать понятие видимого излучения как одного из видов электромагнитных излучений;

Познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света. Рассмотреть закон прямолинейного распространения света и явления, связанные с прямолинейностью распространения света. Объяснить природу солнечных и лунных затмений.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Источники света. Распространение света"»

Класс: 8

Урок: Дата:

Тема:

Источники света. Распространение света.

Цель :

формирование понимания значения света для существования жизни на Земле;

рассмотреть шкалу электромагнитных излучений, дать понятие видимого излучения как одного из видов электромагнитных излучений;

познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света;

рассмотреть закон прямолинейного распространения света и явления, связанные с прямолинейностью распространения света;

объяснить природу солнечных и лунных затмений.

Планируемый результат

Предметные умения

УДД

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией


Основные понятия

Источник света, точечный источник, прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География

Биология

Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран,

лабораторное оборудование


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Организация внимания учащихся








Актуализация ранее изученного

1. Как показать, что магнитное поле действует на проводник с током, находящийся в этом поле? 2. Пользуясь рисунком 113, объясните, от чего зависит направление движения проводника с током магнитном поле. 3. При помощи какого прибора можно осуществить вращение проводника с током в магнитном поле? При помощи какого устройства в рамке меняют направление тока через каждые пол-оборота? 4. Опишите устройство технического электродвигателя. 5. Где применяются электрические двигатели? Каковы их преимущества по сравнению с тепловыми? 6. Кто и когда изобрел первый электродвигатель, пригодный для практического применения?

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Этап постановки целей и задач урока

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

Просит сформулировать и

записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы.


“Солнышко мое, звездочка моя, лучик мой ясный”, — так говорит мама своему сыну или дочке. “Блеснуть умом, эрудицией, сверкнуть глазами”, — говорят об очень удачном выступлении ученика. Смысл этих высказываний? Ответ найдем сегодня на уроке. Мы начнем изучать новый раздел физики “Световые явления”. “ Оптика”. Вы слышали это слово? Что означает оно? Вот и мы с вами, блеснем сегодня своими знаниями, умом, эрудицией.

Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой, 
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой: 
Небо, Солнце, звезд сиянье, 
Море в блеске голубом — 
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.

- Объясните пословицы и поговорки:

  • “Ученье свет, а не ученье тьма”.

- Можете привести примеры?(Приводят примеры)

- Вопрос был один. А сколько мнений? Почему так получилось? Может быть, мы чего-то не знаем о свете, оптике? А с точки зрения науки физики? Значит, нам это нужно узнать! Будем строить здание под названием ЗНАНИЕ, которые надеюсь, вам пригодятся в вашей будущей работе, по выбранной профессии.

Запишите тему урока “Источники света. Распространение света”.

Учитель: А какие же мы поставим цели на этот урок?

Постановка цели занятия перед обучающимися:

что такое свет,

какие существуют источники света;

какие источники являются точечными;

как распространяется в однородной среде свет ;

какие затмения называются солнечными, а какие лунными;

проверить и закрепить полученные знания.

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Открытие новых знаний

 Ребята! Мы повторили с вами магнитное поле. Какая связь между магнитным полем и светом? Электрические и магнитные поля существуют одновременно. Речь идет о единой природе поля. Посмотрите на столе различные предметы. Они вам знакомы. Что мы о них знаем. Все они дают нам свет. О световых явлениях и поговорим сегодня.

Учитель: Ученые еще в древности интересовались природой света. Евклид, Демокрит, Архимед. Свет - видимое излучение. Электромагнитная волна.

Свойства: нагревание, отражение. Поглощение. Кто дает нам свет?

Ученик: Лампочка, костер, Солнце, светофор, светлячок.

Учитель: Есть ли разница между ними, и какая?

Учитель: Правильно. Все они дают свет и называются источниками света. Приложение 1

Учитель: Открываем учебник стр.147 (Работа с учебником). Какие тела являются источниками света? Как подразделяются их? Приведите примеры из жизненных наблюдений.

Ученик: Источники - тела способные излучать свет. Естественные и искусственные Слайд №12,13, 14, 15 Искусственные подразделяются на тепловые и люминесцентные.

Искусственные тепловые: электрические лампочки, свечи, спичка, газовая горелка и т.д.

Люминесцентные, газосветовые лампы - это холодные источники света.

Учитель: Многие поэты изображали художественные образы, связанные с источниками света.

Солнце

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Ф.Тютчев

Звезда

Звезда, звезда, холодная звезда,
К холодным иглам ты все ниже никнешь.
Ты на заре исчезнешь без следа
И на заре из пустоты возникнешь.
В.Луговской.

Молния

Вот пробилась из-за тучи
Синий молнии струя-
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Светлячок.

В Бразилии есть насекомые гораздо больше чем наши светлячки. Так вот там есть птица, которая прикрепляет этих насекомых себе на гнездо, тем самым отпугивая от птенцов змей и других не желанных гостей.

Луна сама не является источником света. Она только отражает свет, падающий на нее. Но лунное сияние очень красивое. Один немецкий поэт, услышав Сонату Баха, мог сравнить ее только с красотой Лунного света, и назвал ее “Лунная соната”.

Искусственные:

Лампа

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей.
А.Мицкевич.

Спичка

Как золотая птичка,
Дрожит огонь впотьмах.
В одну минуту спичка
Сгорит в моих руках...
А. Тарковский.

Свеча

Мерцая желтым языком,
Свеча все больше оплывает.
Вот так и мы с тобой живем-
Душа горит, и тело тает.
А. Тарковский.

Учитель: Почему мы видим источники света?

Ученик: Источники света мы видим, потому что излучение попадает к нам в глаза. Но мы видим и тела, не являющиеся источниками света,   книга, ручка, деревья, дома и др. Но видим мы их тогда, когда они освещены источниками света. Излучение, идущее от источника, упав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаза.

Учитель: У вас на столах лежат: лампочки разных размеров. Источники света имеют размеры. Звезды тоже являются источниками света, но расположены очень далеко от нас. Как называются такие источники?

Ученик: Точечные. (Ответ учащиеся находят в учебнике). Приводят примеры. Слайд 18

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

 Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

Информацию анализировать и оценивать её достоверность.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.


Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Учитель анализирует ответы учащихся.

Фронтальный опрос.

Что означает слово оптика?

Что такое свет?

Дайте определение точечного источника света, светового луча.

Какие вы знаете источники света? Приведите примеры.

Как распространяется свет в однородной среде?

Какие можно привести доказательства?

Какие затмения называются солнечными, какие лунными? Когда их наблюдают.

Вопросы для любителей литературы:

“Длинные тени домов, деревьев, заборов ложились красиво по светлой пыльной дороге...” (Л.Н. Толстой. Набег).

Учитель: Где должен находиться источник света, чтобы тень была длиннее?

Ученик: Низко над горизонтом. Сделать рисунок. (Выполняют рисунок в тетради)

По пословицам и поговоркам. Слайд № 30,31

Солнце сияет, а месяц светит.

Чем отличаются данные источники света?

Ученик: Солнце излучает электромагнитные волны, а луна лишь отражает свет.

Учитель: Объясните поговорку. Лучи веером во все стороны. Солнце в мешок не поймаешь.

Ответ: источник света точечный.

Ответ: потому что от него лучи веером во все стороны.

Отвечают на

вопросы.

Осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание в

устной форме.

Структурировать

знания, выделять

существенную

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Получать

необходимую

информацию,

отстаивать свою

точку зрения в

диалоге.

Взаимодействовать

с одноклассниками.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Итог урока

Отвечают на вопросы

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов учащихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

§

Сочинение - рассуждение «Свет в нашей жизни»

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение

достижений. Предлагает

определить уровень

своих достижений,

наметить перспективы работы.

Участвуют в

беседе по

обсуждению

достижений,

отвечая на

вопросы, делают

выводы.

Анализировать

степень усвоения

нового материала

Выслушивают

одноклассников,

озвучивают своё

мнение

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Оценивают

уровень личных

достижений,

уточняют

пробелы в

знаниях.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачи,

осуществлять

самоконтроль,

планировать

будущую

деятельность.

Анализ активности учащихся



Дополнение к уроку:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!